Не на кого сослаться

«Яндекс» решил постепенно отказаться от ссылочного ранжирования

Фото: Станислав Тихомиров / Коммерсантъ

5 декабря глава отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский объявил, что с 2014 года поисковик перестанет учитывать ссылки в качестве фактора ранжирования. Качество поиска, по его словам, при этом останется прежним. Российский рынок поисковой оптимизации (SEO), объем которого оценивается в полмиллиарда долларов, воспринял заявление как начало апокалипсиса.

Чтобы найти что-то в интернете, поисковому сервису недостаточно знать содержимое сотен миллионов сайтов. Главное — правильно отсортировать (ранжировать) найденное. Человек формулирует свой запрос в двух-трех словах. Сервис должен не только понять запрос, но и отобрать из множества подходящих страниц самые полезные.

Кто на кого сослался

Чем выше авторитетность (вес) страницы по поисковому запросу, тем выше ее покажут в результатах поиска. В российском интернете более 60 миллионов пользователей: большой вес по важному запросу гарантирует приток посетителей на сайт.

Естественно, что владельцы сайтов стараются адаптировать ресурсы под требования поисковиков — всегда лучше, если вашу веб-страницу легко найти. Этот процесс называют поисковой оптимизацией, и она бывает двух видов: «белая» и «черная». В первом случае сайт приводят в соответствие с рекомендациями разработчиков поисковиков. Во втором — стараются увеличить вес всеми доступными способами, включая запрещенные приемы.

К числу таких приемов относится торговля ссылками. Традиционно считается, что ссылка на сайт увеличивает авторитетность этого сайта в глазах поисковой системы. Но, скажем, только что открывшемуся интернет-магазину сложно получить ссылку с хорошего сайта, которому доверяет поисковый робот. Поэтому ссылки покупают, фактически создавая себе ложный авторитет.

«Яндекс» не любит участников этого рынка, но до сих пор речи об уничтожении ссылочного фактора не заходило, хотя влияние ссылок на общий вес сайтов, по наблюдениям владельцев сайтов, уже давно снижается. Если в результате наступления на оптимизацию качество поиска действительно не упадет, то пользователи только выиграют — успех их попытки «купить автомагнитолу» не будет зависеть от того, накупил ли магазин ссылок на себя.

Нынешний апокалипсис обещает быть локальным и коснется только московских коммерческих запросов — то есть запросов, которые предполагают покупку или продажу товаров и услуг. И все же трудно удержаться от того, чтобы не экстраполировать сообщение об эксперименте «Яндекса» на все виды запросов.

Когда-то ссылки действительно были основным фактором ранжирования поисковых результатов. В конце XX — начале XXI века Сеть легче всего было представить в виде статичных документов, ссылающихся друг на друга. Расчет так называемого индекса цитирования (будь то ИЦ «Яндекса» или PageRank Google) принципиально схож с расчетом похожих индексов для авторов научных статей: сколько раз на тебя сослались, столько раз ты и молодец. Современная Сеть — давно уже не связка документов, и ссылки для нее не являются естественным фактором ранжирования. Читателям новостей важна не ссылочность, а оперативность; покупателям товаров в интернет-магазинах — отзывы других покупателей. Для мобильных пользователей важнее сайты с мобильной версией. Для любителей видео — выдача, состоящая из роликов.

В этих условиях современные поисковики давно снижают важность ссылочного ранжирования. Ведь не всегда важно, кто на кого ссылается. Куда важнее, насколько информация в результатах соответствует запросу, то есть отвечает ли она ожиданиям пользователя. Сотрудник Московского зоопарка вряд ли будет искать в «Яндексе» того же ягуара, что и менеджер автосалона. Так что поисковая машина при ранжировании учитывает сотни сигналов от сайтов и пользователей.

Многофакторный анализ

Вопросы, которые задают пользователи сетевым сервисам, постоянно усложняются. Меняется само устройство интернета, а вслед за ним совершенствуются механизмы ранжирования результатов. Из восьмисот факторов ранжирования «Яндекса» на ссылочные приходится лишь 70. В Сети бродит неофициальный список 200 факторов ранжирования Google — по нему хорошо видно, насколько малую долю в общей картине занимают ссылки.

Позиция сайта в выдаче зависит от названия домена, его истории, и даже от того, кто его зарегистрировал. Также важно, как часто встречаются в тексте ключевые слова, структурировано ли содержимое, содержит ли страница мультимедийный контент и удобно ли читать текст. Более того, низкокачественные тексты ведут к снижению веса страницы в результатах поиска. Неудивительно, что оптимизация контента — огромная часть рынка SEO.

Не менее важны архитектура сайта, скорость его загрузки, число страниц, отсутствие сбоев в работе, наличие правильной навигации.

Отдельная большая тема — взаимодействие с пользователем. Говорят, что Google учитывает поведение пользователей браузера Chrome, время, проведенное на сайте, число твитов о странице и, конечно, количество лайков и гуглплюсов. По слухам, учитывается даже упоминание бренда в текстах новостей.

Только бизнес

Участники рынка, развивающие собственные бизнесы в Сети, недовольны решением «Яндекса» об отказе от ссылочного ранжирования в коммерческих запросах. Они считают, что «Яндекс» заставляет их продвигать сайты исключительно через собственные сервисы — систему контекстной рекламы «Яндекс.Директ» и агрегатор интернет-магазинов «Яндекс.Маркет».

Действительно, «Яндекс» в 2013 году активно реструктурировал свои отношения с бизнесами. Он поэтапно вводит платформу «Острова», которая позволит продавать товары и услуги без захода на сайт; анонсировал платформу «Атом», помогающую сайтам персонализировать свои предложения. Ввел новую модель размещения товарных предложений на «Яндекс.Маркете». Наконец, «Яндекс.Деньги» запустили процессинг платежей, благодаря чему через сервис будут проходить деньги с банковских карт, счетов мобильных телефонов и терминалов оплаты услуг. Все это — большие, ключевые решения и запуски продуктов.

Вряд ли «Яндекс», ранжируя коммерческие запросы по-новому, делает это из тактических соображений или жадности. Компания, позиционирующая себя как зеркало интернета, демонстрирует очень простую вещь: Сеть необратимо изменилась — в ней лишний лайк стоит больше, чем частокол ссылок внизу страницы. Смысл ценится дороже, чем формальное соответствие правилам. Личные нужды пользователя — дороже услуг оптимизатора.

Постскриптум для оптимизаторов. Заявление Садовского лишний раз подтвердило, что Сеть развивается именно в этом направлении. Другое дело, что ссылочной логикой владельцы сайтов будут пользоваться еще долго. Обменивались же вебмастера на заре Рунета баннерами-кнопками 88х31 без особого смысла и цели. И если до бессылочного ранжирования еще далеко, у всех нас есть время на то, чтобы купить пластиковые окна, приобрести кондиционер, заказать пиццу и организовать доставку цветов недорого.

подписатьсяОбсудить
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
People's Liberation Army (PLA) soldiers shout as they hold guns and practise in a drill during a organized media tour at a PLA engineering school in Beijing, July 22, 2014. REUTERS/Petar Kujundzic (CHINA - Tags: MILITARY TPX IMAGES OF THE DAY) - RTR3ZLIT«Москва слишком горда, чтобы заключить союз с Пекином»
Вице-президент Фонда Карнеги о войне США с Китаем и отношениях с Россией
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США