Игорнодобывающая промышленность

Что станет с Сочи после Олимпиады

Набережная Черного моря
Набережная Черного моря
Фото: Максим Шеметов / Reuters

Зимние Олимпийские игры в Сочи еще не начались, а вопрос, что делать с построенными на черноморском курорте объектами после окончания Игр, беспокоит инвесторов и правительство все больше. Последняя идея ― создать в Сочи игорную зону, которая поможет загрузить созданную к Играм инфраструктуру и окупить многомиллиардную стройку, — прозвучала на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре 2013 года. Еще до этого глава Сбербанка Герман Греф предлагал проводить в черноморском городе годовые собрания акционеров госкомпаний, чтобы заполнять построенные гостиницы, а бизнесмен Владимир Потанин размышлял о создании там особой экономической зоны. Официальные лица, включая мэра города Анатолия Пахомова, обещают загрузить олимпийскую инфраструктуру спортивными мероприятиями, выставками, концертами и туристическими слетами. «Лента.ру» разбиралась, какие варианты развития есть у постолимпийского Сочи.

На подготовку к Олимпиаде уже потрачено больше триллиона рублей — 219 миллиардов ушло на создание сооружений непосредственно для Игр и 1,28 триллиона — на сопутствующую инфраструктуру: строительство дорог, линий электропередач и подстанций, очистных сооружений, вышек связи, а также мусоросортировочного завода. Вся эта инфраструктура после Олимпиады перейдет на городской баланс Сочи; судьба стадионов, отелей и спортивных арен менее очевидна, несмотря на то, что правительство утвердило программу использования олимпийских объектов еще в марте 2013 года.

Спорт

Программа предполагает, что Министерству спорта и подведомственным ему организациям перейдут почти все объекты «Олимпстроя»: трасса «Санки», ледовые арены, трасса для лыжного двоеборья и тренировочный центр для фигуристов. Другие объекты получат регионы: стадион «Фишт» на 40 тысяч человек встанет на баланс Краснодарского края, тренировочная ледовая арена для хоккея ― края Ставропольского. Кое-что останется и инвесторам; некоторые из них на это, впрочем, и рассчитывали. «Газпром», как ожидается, заберет комплекс для биатлона и лыжных гонок, а «Компания по девелопменту горнолыжного курорта "Роза Хутор"» ― одноименный горнолыжный комплекс.

Как будут финансироваться объекты, переданные регионам, неясно: в Краснодарском крае пока действует только программа по поддержке Олимпиады на 2012-2014 годы. «Ведомости» отмечали, что и переданную на баланс Сочи инфраструктуру (стоимость ее обслуживания — два миллиарда рублей в год) тоже будет содержать краевой бюджет. В 2014 году его общий объем составит 176 миллиардов рублей.

Многие постройки, согласно программе, после Олимпиады продолжат использоваться по спортивному назначению. Ледовый дворец «Айсберг», в котором пройдут соревнования по фигурному катанию, переделают в велотрек, стадион «Фишт» примет матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году, а в лыжно-биатлонном комплексе «Лаура» будут проводить соревнования по лыжному спорту и в дальнейшем.

На базе объектов в Имеретинской низменности откроют детский спортивный лагерь: спортивное сообщество вышло с этой идеей на президента Владимира Путина, тот инициативу поддержал. На базе стадиона для керлинга «Ледяной куб» будут созданы первая в России арена для этого вида спорта и работающий круглогодично всероссийский федеральный центр керлинга и пляжных видов спорта. За это уже высказались Путин и министр спорта Виталий Мутко, хотя раньше предполагалось, что «Ледяной куб» превратят в многофункциональный спортивно-развлекательный центр, а его ледово-спортивное наполнение перевезут в Москву.

«Это первая и единственная на сегодняшний день профессиональная арена в России для керлинга, — радуется в беседе с «Лентой.ру» первый зампред комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Госдумы Дмитрий Свищев, возглавляющий национальную Федерацию керлинга. — Согласитесь, как можно требовать от керлинга медалей, если нет ни одного настоящего стадиона?» Сейчас, рассуждает депутат, и Минспорт, и Минрегионразвития, и администрация Краснодарского края думают о том, что будет завтра. «Потому что если будет кладбище стадионов, это будет плохо», — заключает он.

Поддержание спортивной жизни в олимпийских объектах опять потребует финансовой помощи из госбюджета. «Без вмешательства государства содержать частным инвесторам спортивные объекты почти невозможно», — пояснил депутат «Ленте.ру». Олимпийские инвесторы, щедро прокредитованные государственным Внешэкономбанком, вопрос, собственно, так и поставили: в начале ноября они объявили, что не готовы возвращать занятые деньги на прежних условиях. Участники частно-государственных партнерств (а это «Базэл», «Интеррос», «Итера», «Ренова» и Сбербанк) попросили у государства реструктуризировать долги перед ВЭБом; от такой просьбы воздержался лишь «Газпром», вложившийся в строительство Адлерской ТЭЦ. Из 240 миллиардов рублей кредитов «токсичными» являются 190, рассказывали в конце ноября источники «Ведомостей» в госбанке.

«Сейчас обсуждаются вопросы, что должна быть поддержка субсидированием, например, процентов по кредиту, выкуп государством [долгов], вхождение в капитал компании на сумму выданных кредитов ― много вариантов», ― подтвердил Свищев. Глава Олимпийского комитета России Александр Жуков говорил, что строительство стадионов «окупить практически невозможно», а инфраструктура, в любом случае нужная городу, окупится «в течение десятилетий».

Туризм

Другое очевидное направление, куда могут податься сочинские инвесторы после Олимпиады, — это туризм. «Если говорить о гостиницах и апартаментах ― и на берегу, и в Красной поляне, ― то их, наверное, купят: они довольно красивые, и вообще это там здорово сделано, — предполагает в разговоре с «Лентой.ру» архитектурный критик Григорий Ревзин. ― Есть очевидные достоинства в Сочи: принципиально новая инфраструктура, потрясающая дорога, которая сейчас ведет в Красную поляну. За нее можно испытывать законную гордость». Помимо 48 километров автомобильно-железнодорожной трассы и вантового моста для Олимпиады были построены 35 гостиниц. По требованию Международного олимпийского комитета, к Играм в городе должна быть создана 41 тысяча гостиничных мест.

Правда, по мнению Ревзина, Сочи будет сложно конкурировать на международном рынке. «Теоретически можно представить себе, что там будет развит курортный бизнес, но надо понимать, что совсем прямой конкурент Сочи — это Турция. В Турции, во-первых, очень хорошо, а если говорить о турецком черноморском побережье, то еще и очень дешево. Не очень понятно, как можно обеспечить, чтобы в Сочи это было сравнимо по деньгам?» — задается вопросом Ревзин. К примеру, в 2014 году номер в пятизвездочном отеле «Жемчужина» в Сочи стоит от 4400 рублей за ночь, недельный отдых без перелета и только с завтраком на двоих обойдется в сумму чуть меньше тысячи долларов. За те же деньги и даже дешевле можно получить тур (all-inclusive, включая перелет) в Турцию, где выбор пятизвездочных отелей намного больше, чем в Сочи ― на российском курорте таких гостиниц всего 22.

Впрочем, представители туристической индустрии настроены более оптимистично. «Я надеюсь, что совместными усилиями мы (туроператоры, авиакомпании, железная дорога) весь номерной фонд используем в нужном направлении для наших туристов», — делится ожиданиями в беседе с «Лентой.ру» директор департамента по работе с Сочи туроператора Astravel Светлана Коняшкина.

По ее мнению, Сочи сможет стать конкурентоспособным, если будет «поддерживать уровень, к которому привык наш разбалованный турист». «К сожалению, изменить свой менталитет мы пока не сможем. Несмотря на то что в Сочи вкладывают деньги иностранцы, мышление там остается наше, — поясняет Коняшкина. — Но на это нужно время — нашим отелям, нашему обслуживающему персоналу и так далее». Сочи, полагает она, обязан воспользоваться своими возможностями, учитывая, что для города сделано очень много. «Сначала, я думаю, большинство будет просто любопытных, и если Сочи воспользуется моментом и докажет, что они лучшие по всему (сервису, комфорту, инфраструктуре), что здесь можно отдыхать не хуже, чем в тех же Турции или Египте, Сочи перетянет своего клиента, в том числе иностранного», — добавляет она.

В 2012-м Сочи посетили четыре миллиона туристов (сколько среди них иностранцев, не уточняется). Руководитель отдела гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс оценивал перспективы привлечения в Сочи гостей из-за рубежа невысоко, связывая непопулярность курорта, в первую очередь, с визами, языковыми трудностями и наличием хороших курортов в Европе.

Неслучайно среди олимпийских инвесторов обсуждается и запасной вариант: поскольку завлечь в Сочи отечественного и иностранного туриста добровольно будет стоить большого труда, наполнить гостиницы можно в принудительном порядке. Чтобы загрузить курорт «Горная карусель» в Красной поляне, глава Сбербанка Герман Греф предложил обязать госкомпании проводить в Сочи годовые собрания акционеров (владелец компании, которая строит «Горную карусель», — именно Сбербанк). Инвесторы предлагают таким же образом проводить в Сочи и крупные выставки, однако эта идея не очень перспективна, поскольку частные компании обязать нельзя, а выставок на государственном подряде не так уж много.

Казино

Как привлечь в Сочи клиентов гостиничного бизнеса — отдельный вопрос. «Честно говоря, у меня нет никаких идей о том, как это можно использовать», — говорит «Ленте.ру» Григорий Ревзин об олимпийских объектах в Имеретинской низменности — ледовой арене «Шайба» и других объектах, оставшихся без особого назначения. Сперва инвестор, Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) Искандара Махмудова, предполагал, что сможет разобрать арену и перевезти ее в другой регион, но, оценив возможные затраты в 20 миллионов долларов, отказался от этой идеи и подарил объект государству. В «Шайбе» первоначально хотели открыть торговый комплекс площадью 400 тысяч квадратных метров, что сравнимо с несколькими московскими ГУМами, замечает Ревзин. «Туда каким-то образом надо привести очень много покупателей, но откуда там столько людей?» — спрашивает архитектурный критик.

В итоге торговый комплекс решили не устраивать. Зато появилась идея создать в Сочи игорную зону. «Коммерсантъ» сообщал, что с таким предложением выступил Дмитрий Медведев, но в тот же день пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что на самом деле инициатива принадлежит «одному из представителей банковского сектора» («Ведомости» писали, что много предложений вновь высказывал Герман Греф), а ее начальнику эти слова приписали.

С 1 июля 2009 года азартные игры (за вычетом тотализаторов, букмекерских контор и лотерей) могут легально существовать только в четырех зонах: в Калининградской области, Приморском, Алтайском и Краснодарском краях. Последнюю зону, «Азов-Сити», изначально делили Кубань и Ростовская область, но затем ростовская часть была ликвидирована. Спустя полтора года после перевода всех казино в отдельные резервации а-ля Лас Вегас Счетная палата фактически признала, что проект провалился: притом что государство потратило на него 1,4 миллиарда рублей, доходы в виде налоговых поступлений составили только 98,7 миллиона. Среди возможных причин назывались удаленность районов, экономия при создании игорных зон и общая туристическая непривлекательность ― на Алтае о лас-вегасских шоу будто бы не слышали.

«Игорные зоны предполагают, что люди сами туда едут, так как в других местах это запрещено», — поясняет «Ленте.ру» Ревзин. Но и здесь нестыковка: в Имеретинской низменности действительно освободится множество площадей, при этом по своему функциональному замыслу олимпийские объекты для создания казино не приспособлены, уверен архитектурный критик. «Если говорить об игорных зонах такого масштаба, как в Лас-Вегасе или Макао, то надо ломать все стадионы и делать все заново. Качественные казино — это фактически копия Венеции под крышей. Нельзя просто в стадионе под крышей расставить игровые автоматы и считать, что у вас все в порядке. Это довольно дорогая и серьезная история. Это должно быть чудо света», — говорит Ревзин. Опять-таки встает вопрос и о численности потенциальных любителей азартных игр, готовых приехать в Сочи. Сходные контраргументы уже высказывали гендиректор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько и вице-президент группы компаний «Корстон», владеющей отелями в России и за рубежом, Лисандро Платцера.

Но для депутата Свищева идея с игровой зоной в Сочи не хуже прочих предлагавшихся. «Я не считаю, что это плохо: любые меры поддержки со стороны государства, в том числе созданию игорной и офшорной зон, должны приветствоваться, потому что важно сохранить то, что построил весь российский народ», — заметил он в беседе с «Лентой.ру».

* * *

Вице-премьер Дмитрий Козак обещал, что правительство создаст специальную комиссию, которая поможет максимально выгодно использовать олимпийские объекты. Мэр Сочи Анатолий Пахомов в интервью «Ленте.ру» говорил, что каждый объект, построенный к Олимпиаде, будет функционировать круглый год. Павел Буре, например, обещал заняться созданием клуба КХЛ (и вообще развитием хоккея). Первая местная хоккейная команда будет называться «Дельфин». «Мы же строили с учетом олимпийского опыта и ошибок других городов», — объяснял «Ленте.ру» Пахомов.

Впрочем, в мэрии опасаются, что олимпийское наследие станет бременем для Сочи. «Уже сегодня мы работаем над решением вопроса эффективного использования олимпийского наследия, чтобы оно стало не бременем, а настоящим активом для курорта», ― говорил несколько дней назад Пахомов.

Причины для беспокойства есть. В других олимпийских столицах (Турине, Афинах и даже Барселоне, которую нередко приводят как пример успешного использования оставшихся после игр объектов для развития туризма), как писал Ревзин, большая часть олимпийских построек простаивает. «На самом деле мир не решил эту проблему», — говорит он «Ленте.ру». Но к мировым проблемам в Сочи добавляется излюбленный оппозиционерами парадокс — зимняя Олимпиада проходит в субтропиках, и Сочи, если не считать Красную Поляну, все-таки не воспринимается как зимний курорт.

подписатьсяОбсудить
Расстрел в «Олимпии»
В торговом центре Мюнхена произошел теракт
Теракт в Мюнхене
Неизвестные открыли стрельбу в торговом центре баварской столицы
С красным знаменем против Эрдогана и ИГ
Что заставляет девушек из Турции отправляться на войну в Сирию
«Мы послали России сигнал, что очень недовольны»
Немецкий дипломат о санкциях и взаимоотношениях Москвы и НАТО
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей