Медиакорпорация «Би-Би-Си» назвала имя молодого музыканта, за которым теперь весь 2014 год будут следить журналисты, промоутеры и обычные слушатели. Рейтинг BBC Sound of 2014 возглавил 21-летний британец Сэм Смит. Свой первый альбом соул-певец выпустит только в мае (с него можно послушать два сингла); тем не менее голос самого перспективного дебютанта 2014 года, на самом деле, хорошо известен британскому слушателю — Смит записывал вокал для двух ярких электронных синглов 2013 года: трека «Latch», с которым совершил прорыв танцевальный дуэт Disclosure, и песни «La La La» продюсера Naughty Boy, добравшейся до первой строчки британских чартов.
Как составлялся рейтинг? «Би-Би-Си» опросила 170 человек — музыкальных критиков, редакторов и блогеров, а также продюсеров и ведущих, занимающихся музыкальным теле- и радиовещанием. Каждый из них должен был назвать трех музыкантов, обещающих стать большим событием в 2014-м, проранжировав своих фаворитов с первого места по третье. В список можно было включать артистов из любой страны, работающих в любом музыкальном жанре, — главное, чтобы они отвечали требованиям новизны. Номинанты не должны быть известными людьми — например, членом группы, занявшимся сольным творчеством, или запевшей актрисой из мыльной оперы. Они не должны были доходить даже до четвертьфиналов крупнейших музыкальных конкурсов, вроде «Голоса», в течение последних трех лет. Им не запрещено иметь записанные альбомы и синглы (иначе трудно было бы объяснить появление в лонг-листе за 2014 год певицы Келелы, которая не только выпустила микстейп «Cut 4 Me», но и попала с ним в десятку лучших записей — 2013 по версии The Guardian) — но эти альбомы и синглы не должны были попадать в двадцатки хит-парадов. Наконец, участникам опроса запрещается номинировать артистов, с которыми у них тесные личные или финансовые связи.
Почему опросы «Би-Би-Си» год от года привлекают всеобщее внимание? В конце концов, любое музыкальное издание может назвать своих фаворитов, и не проводя опрос — просто исходя из личных симпатий и редакционной политики. Ответ, на самом деле, очевиден: этот прогноз довольно часто сбывается. Иными словами, артисты, о которых публика узнает в январе благодаря BBC Sound of..., регулярно завершают декабрь, подсчитывая награды и деньги. Самый яркий пример здесь, конечно, Адель: признанная главным дебютантом 2008 года, она тогда же выпустила свой успешный альбом «19», а до триумфа планетарного масштаба — пластинки «21» — оставались всего два года: таким образом, предсказание «Би-Би-Си» имело не только краткосрочный, но и длительный эффект.
Подобное произошло и на самом старте опроса — в 2003 году, когда победил рэпер Фифти Сент (50 Cent). Он потом еще лет пять был главной звездой прямолинейного хип-хопа, пока окончательно не пришло время жанрового экспериментатора Канье Уэста.
Оба предыдущих примера показательны еще и тем, кого победители обошли. И в 2003-м, и в 2008-м в лидеры выбились будущие гигантские поп-звезды, единицы — а «большое второе место» осталось за модным направлением, представленным совокупностью артистов. В 2003 году это был рок-ревайвл, возрождение молодыми группами традиций рок-н-ролла, гаражного рока и постпанка — и за спиной Фифти Сента оказались группы Interpol, Yeah Yeah Yeahs, Electric Six, The Thrills и The Datsuns. Адель с ее традиционным вокалом обошла инди-группы, которые прославятся постмодернистким освоением канонов прошлого — Vampire Weekend, Foals, MGMT и других. В 2010-2011 годах более мэйнстримовые поп-певицы Элли Голдинг и Джесси Джей обошли более интеллигентных, но менее коммерческих Марину Диамандис (Marina and the Diamonds) и Джеймса Блейка. В 2004-м синтезаторы победили гитары: Keane обошли Franz Ferdinand.
То же самое произошло и в прошлом, 2013 году. В пятерку попали представители самых модных направлений года: электронный поп-дуэт с девичьим вокалом AlunaGeorge, талантливая девушка-рэпер Эйнджел Хейз, соул-певица Лора Мвула и группа Chvrches, уместно возрождающая синти-поп. Но победила группа, существующая вне контекста последней музыкальной моды. Калифорнийское девичье трио Haim, собранное сестрами, оказалось в традиционном смысле талантливо: рок-н-ролльно, по-юношески драйвово, старомодно-напевно — а потому общедоступно. И действительно, сестры Хаим за год выпустили успешный — и в прессе и в магазинах — альбом, покорили несколько фестивалей и завершили год в статусе новых звезд.
Конечно, на этом фоне заметны и провалы Sound of... — когда голосовавшие ставили не на тех артистов, а настоящий триумфатор оказывался где-то совсем рядом на призовых местах. Так, соул-певец Майкл Киванука выпустил в 2012 году не самый яркий альбом, а занявший вторую строчку Фрэнк Оушен записал пластинку-шедевр «Channel Orange». Группа the Bravery в 2005-м не стала самым ярким явлением танцевального инди-рока — по сравнению, например, с попавшими в пятерку Bloc Party или Kaiser Chiefs. Самый досадный случай, конечно, произошел в 2009-м: тогда жюри поставило на талантливую, зажигательную, но слишком уж интеллигентную для мейнстрима поп-певицу Литл Бутс — а в шорт-листе оказались будущие звезды стадионов: рокеры White Lies, дива Флоренс Уэлч (Florence + the Machine) и некто Леди Гага.
Впрочем, эти будущие звезды все равно были в поле зрения у критиков, просто им не хватило нескольких голосов — или за отчетный год расклад изменился. Интереснее, когда большие поп-события года не попадали даже в лонг-листы. Издание Gigwise, например, перечисляет артистов, которые прославились в 2013-м, пройдя мимо экспертов «Би-Би-Си»: это электронный R’n’B-проект Disclosure, и 17-летняя сенсация Лорд (Lorde), и квартет Rudimental, играющий драм-энд-бэйс, и дуэт рэпера Маклемора и певца Райана Льюиса.
Победа Сэма Смита в 2014-м году кажется совершенно оправданной: эксперты «Би-Би-Си» наконец-то отметили музыкальный тренд, который отказывались короновать три предыдущих года, отдавая ему вторые места. Белый британец Джеймс Блейк (вторая строчка рейтинга в 2011-м) стал пионером «нового R’n’B» — личного, а не массового, чувственного, а не вульгарного. Американец Фрэнк Оушен (второе место в 2012-м), чуть ли не первый открытый гей в черном хип-хопе, помирил «новую интимность» с корнями жанра, создав эстетически прекрасный, но не эстетский альбом. Дуэт AlunaGeorge, смешивающий R’n’B-вокал с актуальной электронной поп-музыкой, попал на вторую строчку в 2013-м, когда новый звук уже был приспособлен под танцполы: обновленный R’n’B вернулся в массы. Исполнитель соула Сэм Смит уже встроен в эту тенденцию: он записывал вокал для главных электронных проектов 2013-го, Disclosure и Naughty Boy, обеспечив прорыв обоим. В этом смысле сольный успех — выглядит практически неминуемым: в самостоятельных песнях Смит накладывает проникновенный соул на ту же модную электронику.
В ставке на Смита плохо лишь одно: ее чрезмерная расчетливость. Вся пятерка победителей BBC Sound of 2014 сформирована так, будто ничего кроме электронного соула сейчас в музыке нет вообще (единственное исключение — занявший пятое место Джордж Эзра, продолжающий дело Джейка Багга и Кинга Крула, которых эксперты «Би-Би-Си» тоже проглядели). Когда жанр становится настолько общепризнанным, он, по законам художественной эволюции, немедленно начинает отживать свой век; а значит, стоит ждать, когда ему на смену придет новое явление: молодое, яркое, а главное — совершенно неожиданное. Если такое произойдет уже в 2014-м году, эксперты «Би-Би-Си» останутся с носом.
P.S. Присоединяясь к пожеланиям удачи Сэму Смиту, «Лента.ру» не хочет останавливаться только на нем одном и представляет своим читателям еще несколько молодых зарубежных артистов, за которыми стоит следить в 2014 году.
Группу Public Access T.V. уже называют «новыми The Strokes». Меж тем, ничего, кроме этого, про трио молодых нью-йоркцев не известно: их первый концерт состоится в конце января, а пока у группы вышла всего одна песня. Вот она:
Группа Superfood вряд ли удивит своим гитарным звучанием тех, кто много слушал британскую музыку — зато наверняка зацепит и, может быть, напомнит о Blur.
Группа The Preatures — это «австралийские Belle & Sebastian»: они играют тви-поп, чередуя женский и мужской вокал. У этих музыкантов уже записаны два EP, а в 2014-м их позвали выступать на главный американский фестиваль — Coachella.
Электронную лондонскую группу Cymbals журнал NME советует тем, кто одновременно любит Hot Chip и Talking Heads— лучшую рекомендацию трудно придумать.
Наконец, в 2014-м мы наверняка не раз услышим про рэпера Шанса: его дебютный микстейп уже в 2013-м попал в списки лучших пластинок года, составленные Rolling Stone и Pitchfork.