До начала зимних Олимпийских игр в Сочи осталось чуть больше десяти дней, и спортсмены, тренеры и руководители спортивных делегаций со всего мира уже думают только о грядущих соревнованиях. Тем же заняты и журналисты специализированных спортивных изданий. Совсем другое дело — издания общественно-политической или развлекательной направленности. Как обычно бывает перед самым началом каждой Олимпиады, когда спортивные новости еще не начались, а подготовка инфраструктуры уже в целом завершена, журналисты берутся за местный олимпийский комитет и организацию Игр в целом. Перед лондонской Олимпиадой два года назад разразился скандал из-за недостатков с обеспечением безопасности, а Пекину в 2008 году припоминали многочисленные нарушения прав человека и пугающий уровень загрязнения окружающей среды. Так и в этот раз - западные журналисты обратились к Сочи и тоже нашли множество поводов для язвительных публикаций.
Сочинский проект изначально поражал воображение — зимние игры предполагалось проводить в субтропическом климате и в городе, где не было необходимой инфраструктуры. Неслучайно в западной прессе Сочи стали сравнивать с Санкт-Петербургом, построенным на болоте, а Владимира Путина, лично представившего российскую заявку, — с Петром Первым. Сейчас уже почти ни у кого нет сомнений: Сочи — это персональный проект Владимира Путина, задуманный им для демонстрации своего могущества. «Все будет готово для коронации Владимира Великого в феврале 2014 года, — иронизирует Le Monde. — Это грандиозное событие, которое он намерен превратить в личный триумф». «Владимир Путин — президент России, бывший агент КГБ и самый могущественный человек в мире по версии Forbes — наконец получит самую большую сцену, аудитории которой предстоит увидеть уникальную смесь мачизма, деспотизма и показного дурачества», — вторит британская The Daily Telegraph.
Игры в Сочи — это первая Олимпиада, которая состоится в России после падения советского режима. Как отмечают западные журналисты, для Путина это возможность продемонстрировать миру, чего страна добилась под его руководством. «Это шанс показать современную, уверенную в себе и богатую Россию, которую новая авторитарная власть, утвердившаяся 14 лет назад, "подняла с колен"», — пишет Politico. Однако грандиозный замах организаторов игр и сверхсерьезность, с которой в Кремле относятся ко всему, что с ними связано, зачастую оборачиваются против сочинских имиджмейкеров. Любой их промах или организаторский недочет сразу же привлекают к себе внимание зарубежных журналистов и блогеров.
Фотография двух унитазов в одном из олимпийских центров, которые по недосмотру оказались в одной кабинке и попались на глаза британскому журналисту, облетела весь мир и стала поводом для многочисленных шуток и мемов. Наивный опрос на сайте Олимпиады, предлагавший посетителям ответить, с большим или огромным нетерпением они ждут Игр, спровоцировал массу иронических комментариев о свободе слова в путинской России. Даже знаменитое путешествие олимпийского огня по всей стране вызвало у иностранцев изумление — конечно, кому еще, как не «этим безумным русским» придет в голову отправить олимпийский факел на Северный полюс, на дно Байкала или в космос. «Да-да, все правильно, чертов космос», — написал автор материала под названием «25 фотографий с олимпийским факелом, которые доказывают безбашенность русских».
Дороговизна игр в Сочи, естественно, тоже не пошла на пользу их имиджу. В 2007 году, когда Россия только подавала заявку на Олимпиаду, ее смета оценивалась в 12 миллиардов долларов. К 2013 году общая сумма расходов достигла 50 миллиардов долларов — еще даже не начавшись, Олимпиада-2014 была объявлена самой дорогой в истории. Сочи в три раза обошли Лондон и побили рекорд Пекина — именно игры 2008 года, оцененные примерно в 40 миллиардов долларов, считались до недавнего времени самыми дорогостоящими. Более того, Сочи оказались дороже всех прошлых зимних олимпийских соревнований, сложенных вместе. The Economist сравнил размах Олимпиады с размахом знаменитых советских строек, заметив, правда, что «советские проекты бледнеют перед играми по количеству потраченных общественных денег». BuzzFeed со свойственной ему иронией подсчитал, что на деньги, вложенные в Олимпиаду, можно было бы содержать 18 Опр Уинфри или отправить 20 роверов на Марс.
К определению «самые дорогие» довольно скоро добавилась новая характеристика: «самые коррумпированные». «Можно только гадать, сколько из 50-миллиардного фонда России пошло на олимпийские проекты, а сколько — на откаты, взятки и вымогательства, — пишет Vanity Fair. — Бухгалтерия тут не в почете». «Коррупция — это частый побочный эффект крупных строительных проектов, — отмечает The Economist. — Но в России коррупция — это не побочный эффект: это продукт, почти такой же важный, как и само спортивное событие».
Российские власти, говоря о потраченных на Олимпиаду средствах, предпочитают называть стоимость строительства именно олимпийских объектов, не рассказывая о масштабах затрат на развитие всего региона Сочи. По словам Владимира Путина, в олимпийское строительство было вложено 214 миллиардов рублей (около 6,5 миллиарда долларов), из них 100 миллиардов предоставило государство, а 114 — частные инвесторы. «Может быть, наша страна вложила больше денег в целом на подготовку к Сочи-2014, но собственно на олимпийские объекты мы потратили не больше, чем другие государства», — заявлял президент в сентябре 2013 года. Той же суммой — 214 миллиардов рублей — оперировал и официальный представитель вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за подготовку к Олимпиаде, комментируя январское выступление Алексея Навального, обвинившего российские власти в коррупции и запредельном превышении изначальной сметы.
Неслучайно поэтому все западные СМИ наперебой цитируют мало замеченный в России доклад Бориса Немцова о системе откатов и дружески-родственных связей, на которых якобы держится все олимпийское строительство. Много шуму в зарубежной прессе наделал и представленный 27 января проект Алексея Навального «Энциклопедия трат — цена Олимпиады». Ведущие мировые СМИ, от Associated Press до The Guardian и The New York Times, пересказали основные тезисы доклада Навального, The Huffington Post взял у него интервью, а BuzzFeed опубликовал подборку под заголовком: «16 невероятных примеров возможной коррупции на Олимпиаде в Сочи».
Комментируя проект Навального про Олимпиаду, The New York Times написала: «страна наконец завела разговор — какой-никакой — о стоимости мероприятия». Газета далее пояснила, что в России критикуют большие затраты на Олимпиаду лишь горстка новостных СМИ и блогеры. На эту же тему The Huffington Post 28 января опубликовал большую статью «Как Россия подвергает цензуре освещение проблем в Сочи». Издание заявило, что «контролируемые государством российские СМИ, включая крупнейшие телевизионные сети страны и новостные агентства, вряд ли будут делать репортажи о дорогостоящей подготовке к играм».
Интересно, что активно обсуждающая коррупцию в Сочи западная пресса склонна винить в растратах скорее путинское окружение, чем самого президента. «Именно Путин жаждал этой Олимпиады — за то, что она может разжечь в людях патриотизм, стать символом его правления и продемонстрировать способность России справляться со сложными задачами, — пишет Vanity Fair. — Тех же, кто близок к Путину, Олимпиада интересует с точки зрения финансовой выгоды». Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений, что выгоду эту извлекают с согласия президента — показательные попытки «борьбы» Путина с коррупцией мало кого впечатляют. «Маленькая политическая драма, разыгранная, чтобы сократить количество публичных претензий к проблемному процессу подготовки Олимпиады», — так прокомментировал год назад Christian Science Monitor скандальное увольнение Путиным вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова.
Неубедительная оттепель
Похожим образом и освобождение известных политических заключенных — помилование Михаила Ходорковского, амнистия для Pussy Riot и активистов Greenpeace— было воспринято именно как попытка российского президента произвести выгодное впечатление на западных лидеров накануне Олимпиады. «Это смягчает международное недовольство, но при этом те, кто действительно опасен [для режима], остаются за решеткой», — предлагает свое объяснение The Guardian. Вере в пробудившееся милосердие Путина не способствует общая ситуация с правами человека в России, серьезно ухудшившаяся с началом третьего президентского срока. Суть же внезапной оттепели, инициированной приближающейся Олимпиадой, сформулировала итальянская газета L’Indro: «Ястребам пришлось подстричь когти».
Самым очевидным раздражителем для западных стран и журналистов стал, конечно, российский закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Дискуссии по поводу нарушения в России прав гомосексуалов с призывами бойкотировать игры ведутся в прессе, особенно американской, уже который месяц. Колумнистка CNN в тексте под названием «Сделаем русскую Олимпиаду самой гейской в истории» предложила оригинальную ответную меру: всем спортсменам и тренерам на церемонии открытия пройти, держась за руки и демонстрируя ЛГБТ-символику. «Пусть Путин арестует их всех», — написала она. Телеведущий Джон Стюарт назвал сочинские Олимпийские игры «гомофобскими» и иронично заметил, что в современной России «полиция не всегда помогает людям, которые вас бьют». По мнению ведущего, Россия стоит в одном ряду с Индией, Руандой, Нигерией и Угандой, где гомосексуальность является уголовным преступлением. Однако ярче всего суть всех дискуссий о правах российских геев сформулировал BuzzFeed, собравший подборку под названием «36 фотографий из России, которые должен увидеть каждый». На снимках запечатлены разгоны ЛГБТ-демонстраций и окровавленные лица избитых активистов.
Заявления Путина о том, что в России нет места гомофобии и что всех спортсменов-геев будут рады видеть на Олимпиаде, мало кого переубедили. «Недавно обнаружившаяся либеральная позиция Путина была встречена защитниками прав геев с недоверием — они заявляют, что это идет вразрез с поощряемой правительством дискриминацией геев в России», — пишет The Independent. Британское издание напомнило, что многие прокремлевские противники гомосексуалов продолжают «разжигать страсти», и привело в пример главу «России сегодня» Дмитрия Киселева и актера Ивана Охлобыстина.
Saturday Night Live, в свою очередь, пошутила над «гетеросексуальной Олимпиадой»:
Испанская газета El Pais считает, что Путину выгодно лишний раз подискутировать с западными журналистами о правах гомосексуалов в России: «Тема [геев] для Путина особенно удобна, поскольку подтверждает его искреннюю убежденность в моральном упадке Запада. Эта идея резонирует с мнением большинства россиян, которых любые нападки извне только сплачивают». Поэтому неслучайно за либеральной риторикой Путина (мол, гомосексуалы могут чувствовать себя в России спокойно, пусть только оставят в покое детей) западной прессе видится лицемерие.
Безопасно, как в тюрьме
Олимпиада для Кремля была еще и возможностью доказать, что в России наконец установилась стабильность. Выбор в качестве места проведения игр Сочи, столь близкого к Северному Кавказу, с самого начала беспокоил зарубежные СМИ. Однако российские власти делали все возможное, чтобы развеять эти опасения. «Путин хочет показать миру, что он держит все под контролем и что разговоры о войне и нестабильности в регионе давно устарели», — считает арабский телеканал «Аль-Джазира».
Однако теракты в Волгограде вкупе с угрожающими письмами, которые получили олимпийцы в нескольких европейских странах, видимо, подорвали доверие к путинским обещаниям. В последние недели именно вопрос безопасности предстоящих игр вышел в зарубежных СМИ на первый план, затмив разговоры о коррупции и нарушениях прав человека. Пресса писала, что взрывы, происходившие один за другим в течение трех месяцев в городе, расположенном всего в 900 километрах от Сочи, не могут не внушать тревогу.
Когда же российские власти стали усиливать меры предосторожности, пообещав провести «самые безопасные игры в истории», настроения в СМИ лишь ухудшились. Сочи, в который с начала января запрещен въезд всех посторонних и на охрану которого собираются бросить 40 тысяч военных, полицейских и агентов безопасности, попутно взяв под контроль все теле- и интернет-коммуникации, начали называть в лучшем случае «неприступной крепостью», а в худшем — «лагерем для военнопленных». «Мы будем жить практически взаперти в нашей деревне, мы будем олимпийскими узниками», — цитирует La Repubblica технического директора итальянской лыжной сборной Клаудио Раветто.
Но помимо того, что эти «драконовские», как их назвал Le Monde, меры безопасности лишают участников ощущения праздника, многие издания беспокоит и то, какими усилиями они даются. «Безопасность для Путина, бывшего офицера КГБ, — это персональный вызов», — пишет El Pais. Стремясь устранить любые угрозы, российские власти несколько лет назад начали жестоко расправляться с исламистами на Кавказе, что, как опасается испанская газета, может привести к эскалации насилия в регионе после игр. Издание обращает внимание и на то, что Олимпиада используется, в том числе, как предлог для борьбы с активистами и экологами в самом Сочи. Кроме того, многие издания подчеркивают: стягивание всех сил в Сочи только делает более уязвимыми другие регионы страны, а теракт в любом другом российском городе все равно превратит Олимпиаду в трагическое событие.
«Игры выглядят как метафора путинской стабильности — шикарная вечеринка, которую устраивают, чтобы отвлечь внимание от того факта, что многие расхваленные достижения Путина держатся на одной удаче и что система, которую он выстроил, не жизнеспособна в долгосрочной перспективе», — выносит приговор «Аль Джазира», добавляя: «Будет крайне несправедливо, если людям придется заплатить жизнью, чтобы это стало очевидным».
* * *
Впрочем, эти и другие критические публикации не отменяют того факта, что мир готовится не к взрывам и демонстрациям, а к очередным зимним Олимпийским играм, которые на несколько недель заслонят собой все прочие события в мире. Игры непременно состоятся, и даже отказ ряда мировых лидеров приехать на церемонию их открытия (а уже известно, что там не будет президента США Барака Обамы, президента Франции Франсуа Олланда и президента ФРГ Йоахима Гаука) не станет этому помехой. Понимают это и журналисты.
«Мы считаем, что главам правительств и государств нужно быть готовым к диалогу, если они хотят добиться решения проблем, которые для них важны, — пишет Le Monde. — Поездка в Сочи — это уникальная возможность представить в лучшем свете ценности терпимости, интеграции и гуманизма». «При защите прав человека можно добиться большего, если говорить друг с другом, нежели друг о друге», — вторит немецкая Die Welt. А итальянское издание L’Indro отмечает, что мировым лидерам не следует бросать Россию один на один с угрозой терроризма, которая нависла над всей Европой. «Не забывая о критике, связанной с отступлением от демократических ценностей и нарушением прав человека в России, Кэмерон, Гаук, Олланд и Обама должны ясно дать понять, что они поддерживают Москву в этот непростой момент».
В конце концов, спортсмены и национальные сборные думают уже только о соревнованиях, и очень скоро только о них станет писать и большинство журналистов всего мира. Как заметил один из членов канадской сборной, «если бы мы проводили Олимпиаду только в идеальных странах, нам пришлось бы на каждые зимние игры ездить в Норвегию».