За неделю с небольшим до старта Олимпиады в Сочи российские биатлонистки оказались в центре громкого допингового скандала. По информации, которая подтвердилась пока наполовину, на употреблении эритропоэтина попались Ирина Старых, пробившаяся в этом сезоне в элиту мирового биатлона, и Екатерина Юрьева. Ее теперь можно назвать ветераном допингового фронта.
Первые сведения о допинговом скандале появились 28 января в немецких и норвежских СМИ, написавших, что на употреблении запрещенных препаратов (пробы были взяты в декабре) попались три биатлониста из России и Литвы. На следующий день информационный поток докатился до России, после чего постепенно и на условиях «неофициальности» начали всплывать все новые подробности.
Сначала стало известно, что уличенные в применении допинга биатлонисты — представители разных полов (тут же появились шутки про допинг, передающийся половым путем), затем — что двое из них из России, а один — из Литвы. Главную новость сообщил «Чемпионат.com», которому стали известны имена российских фигурантов скандала — Старых и Юрьева. Имя литовского фигуранта неизвестно до сих пор, но для нас он - как Неуловимый Джо из анекдота. Наконец, главный редактор агентства «Весь спорт» Андрей Митьков рассказал «Коммерсанту», что допинг, который они употребляли — это старый добрый эритропоэтин.
Союз биатлонистов России (СБР) оперативно организовал внеочередное заседание антидопингового комитета, который в среду заседал до позднего вечера. Те, кто ждал подтверждений, опровержений или разоблачений, ничего не дождались. Официальное заявление на сайте СБР, опубликованное по итогам заседания, — образец общих фраз и расплывчатых формулировок.
«Соблюдать права атлетов и уважать регламент», «задача собрать все необходимые документы и проанализировать ситуацию», «Всемирный антидопинговый кодекс стоит на защите прав спортсменов» и так далее. СБР призвал не публиковать никакой информации до обнародования официальных данных «во избежание нанесения ущерба репутации российских спортсменов».
Официальные данные ждать себя не заставили. 30 января сайт СБР опубликовал письмо Старых, которая написала, что ей пришло подтверждение о положительной допинг-пробе от Международного союза биатлонистов (IBU). Ирина попросила до окончания разбирательства вывести ее из состава сборной, и отказывать ей, разумеется, не стали.
В этот же день президент СБР Михаил Прохоров сказал, что за последние шесть лет Россия проделала «гигантскую» работу по борьбе с допингом: «Мы своих спортсменов проверяем в десять раз больше, чем любая WADA». Но и этого, похоже, недостаточно, раз за несколько дней до Олимпиады на допинге попадаются Старых, вошедшая в олимпийский состав, и Юрьева, уже отбывшая два года дисквалификации за применение того же эритропоэтина.
У Старых до предолимпийского сезона-2013/14 на этапах Кубка мира никаких достижений не было. Зато в декабре ей удался настоящий прорыв: она стала третьей в спринте на этапе в Хохфильцене, второй в гонке преследования на этапе в Анси, а уже в январе выиграла золото в эстафете в Рупольдинге. Болельщики радовались появлению в сборной России еще одной биатлонистки, которая может бороться с мировыми лидерами, и удивлялись, что на новый для себя уровень она вышла в 26 лет.
Старых не только хорошо стреляла, но и здорово бежала, а в последние годы с ходом у наших биатлонисток совершенно не ладилось. Трудности со скоростью и с выносливостью Старых решила. Но выбранный способ, похоже, обойдется ей дорого.
Что касается Юрьевой, то она — единственная из фигурантов громкого допингового скандала 2009 года, которая до сих пор продолжает соревноваться. Альбина Ахатова ушла из спорта сразу после того, как ее дисквалифицировали, а Дмитрий Ярошенко, отбыв срок, попытался вернуться в биатлон, но больших успехов не добился и ушел окончательно.
Юрьева результатов, сравнимых с теми, что были у нее до дисквалификации, тоже не показывала. К сожалению, в том, что касается наказания за употребления допинга, свое «достижение» она, похоже, превзойдет. Если за первое нарушение Екатерину отстранили на два года, то теперь ей грозит пожизненная дисквалификация.
Нельзя не сказать и о том, что объединяет Юрьеву и Старых. Перед началом этого сезона СБР принял решение разделить женскую сборную России на две группы. Часть биатлонисток занимается под руководством немца Вольфганга Пихлера, методы которого в России пока не работают, часть — под руководством белоруса Владимира Королькевича.
Так вот, и Старых, и Юрьева попали к Королькевичу, которого пару недель назад повысили до старшего тренера женской сборной. Стоит ли делать из этого какие-то выводы, сказать сложно. Но Пихлер уже успел заявить, что его спортсменки — «чисты». Может быть, не как слеза комсомолки, но чтобы допинг — ни-ни.
В общем, нам осталось дождаться подтверждения информации о Юрьевой и вскрытия проб «Б» обеих спортсменок. Теоретически все это может оказаться ошибкой и недоразумением, но те, кто хоть немного следит за биатлоном, знают, что рассчитывать на это не стоит. Успехи Старых оказались иллюзией, и в составе олимпийской сборной ее должна заменить Галина Нечкасова, которая значится запасной. Про Юрьеву лучше вообще промолчать.
Ну и конечно, нам в очередной раз расскажут, как «допинг употребляют все, а ловят только наших», как «наших пасут» антидопинговые службы, как «норвежцы все на допинге поголовно» и еще много всяких «как». В принципе, ничего нового, но читать и слушать все это в последние дни перед домашней Олимпиадой особенно неприятно. А придется.