Танк Горыныч

Обзор советских многобашенных танков прорыва

Т-35
Т-35
Фото: grayknight.narod.ru

Реставраторы Центрального музея бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны России в подмосковной Кубинке завершили первый этап восстановления пятибашенного тяжелого танка Т-35А, единственного сохранившегося образца машин такого типа. Этот танк был разработан в межвоенный период и рассматривался как тяжелая машина поддержки пехоты и прорыва укрепленных позиций противника. В это же самое время сразу несколько государств вели разработку легких, средних и тяжелых многобашенных танков, рассчитывая на их огневую мощь. Однако СССР был фактически единственной страной, принявшей на вооружение многобашенные танки сразу нескольких типов. «Лента.ру» предлагает читателям обзор машин, серийно производившихся в СССР.

Родственник «Викерса»

Проектирование многобашенных танков в СССР началось в первой половине 1930-х годов. Толчком для этого послужила закупка партии из 15 британских двухбашенных танков Vickers Mk. E в 1930 году. Это была относительно дешевая машина простой конструкции. Закупленные Советским Союзом танки имели только пулеметное вооружение — Vickers калибра 7,7 миллиметра. В Великобритании эти версии назывались Type A. Башни этих танков располагались по центру корпуса сбоку друг от друга и могли вести обстрел по правой и левой стороне одновременно. При этом недостатком конструкции была невозможность концентрировать огонь двух пулеметов на одной цели.

«Викерс», более известный под названием «Шеститонка» из-за своей боевой массы, оснащался четырехцилиндровым карбюраторным двигателем Armstrong–Vickers Puma с воздушным охлаждением мощностью 92 лошадиные силы. При эксплуатации двигатель нередко перегревался и иногда даже становился причиной пожара. При этом британский танк отличался хорошей проходимостью, плавностью и дальностью хода. Последний по ресурсу гусениц составлял около 4,8 тысячи километров, что значительно превышало аналогичные показатели других танков того периода. Поэтому в целом машина оставляла положительное впечатление и в СССР послужила основой для разработки танка Т-26.

Т-26 выпускался на заводе «Большевик» в Ленинграде. Советская версия танка получила 37-миллиметровую пушку в правой башне и пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра — в левой. Наибольшие затруднения возникли с производством двигателя, уровень брака при выпуске которого на советских предприятиях достигал 65 процентов. Из-за этого Ижорский завод, производивший броню для машин, вынужден был поставлять бронелисты уменьшенной толщины — десять миллиметров вместо 13. Это было необходимо для снижения общей массы Т-26 и, соответственно, уменьшения нагрузок на силовую установку. При этом и сами бронелисты не отличались качеством, из-за чего их крепление осуществлялось на винтах и болтах для быстрой замены. Экипаж танка, как и у Vickers Mk. E, состоял из трех человек.

В августе 1931 года были выпущены первые 15 серийных танков Т-26. Помимо уже перечисленных изменений они также получили башни увеличенной высоты со смотровыми лючком и щелями в верхней части. До конца 1931 года были собраны уже 120 новых танков, однако из-за брака двигателей большинство из них не могли передвигаться самостоятельно. Недоделки были исправлены, однако из всей партии военные согласились принять всего 88 машин, из которых 35 — условно, поскольку установленная на них броня не соответствовала требованиям. За счет постоянного совершенствования конструкции танка позднее многие недочеты были устранены.

В двухбашенной версии Т-26 выпускался вплоть до 1933 года, после чего конструкторы перешли к однобашенной схеме. Двухбашенные версии к моменту окончания серийного производства получили уже броню толщиной 15 миллиметров, а также смешанные клепано-сварные и цельносварные корпуса. Двигатели с воздушным охлаждением были перенесены ближе к корме; на танки устанавливались новые топливные и масляные баки, а также короб над решеткой воздуховывода, который обеспечивал защиту двигателя от осадков. В общей сложности за все время производства в войска поступили 1626 двухбашенных танков Т-26. При этом к началу Второй мировой войны двухбашенные и однобашенные Т-26 были самыми массовыми в СССР — на вооружении стояли около девяти тысяч единиц таких машин.

Танки Т-26 в двухбашенной компоновке в боевых действиях участия практически не принимали и применялись преимущественно в качестве разведывательно-дозорных или командирских машин. В августе 1938 года Т-26 в составе 2-й механизированной бригады и 40-го стрелкового корпуса нанесли удар по японским позициям вблизи сопок Безымянная и Заозерная в районе озера Хасан в Приморском крае. Машины использовались для зачистки траншей противника, становясь перед ними и ведя пулеметный огонь по пехоте по левому и правому борту. Во время боевых действий, после которых японские части были отброшены, Рабоче-крестьянская Красная армия потеряла, по разным данным, от 9 до 17 машин.

«Двадцать восьмой»

В 1930 году СССР вел с Великобританией переговоры о поставке более тяжелых трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, известных также как «Викерс 16-тонный». На их основе планировалось развернуть собственное производство боевых машин прорыва. Однако британская компания Vickers–Armstrong отказалась продать несколько образцов машины, сославшись на засекреченность конструкции. При этом советской стороне были выдвинуты жесткие условия, при которых сделка все же могла бы быть заключена. В частности, СССР было предложено заплатить за ознакомление с конструкцией, купить десять танков Vickers Medium Mark III и гарантировать закупку танкеток Carden Loyd Mk. VI и легких танков Vickers Mk. E.

Эти условия советской стороной были отвергнуты, и вскоре начались работы по созданию собственного аналога «Викерса 16-тонного». Эскизным проектированием машины занимался факультет моторизации и механизации Военно-технической академии имени Дзержинского и танко-тракторное конструкторское бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО). В число требований входили следующие: сохранение общей компоновки британского танка, масса около 16 тонн, а также вооружение из 45-миллиметровой пушки в главной башне и пулеметов в малых. Комбинированная броня должна была состоять из листов толщиной десять миллиметров на крыше, 17 миллиметров — на вертикальных поверхностях и 20 миллиметров — в лобовой части.

Первый прототип танка под обозначением Т-28-1 из неброневой стали появился в мае 1932 года и совершил первый испытательный пробег. В отличие от утвержденного проекта эта машина имела более мощный поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель М-17 с водяным охлаждением и 37-миллиметровую пушку ПС-2 (45-миллиметровая к этому времени еще не была готова). Позднее прототип Т-28 был представлен специалистам Управления моторизации и механизации РККА, которое оценило машину положительно, но предложило установить на него дизельный двигатель ПГЕ, пушку ПС-3 калибра 76,2 миллиметра и произвести еще ряд улучшений. Все пожелания были исполнены (кроме установки ПГЕ, поскольку его создание так и не было завершено).

Корпус серийного танка собирался из броневых листов толщиной 20-30 миллиметров и имел четыре отделения: механика-водителя, боевое, моторное и трансмиссионное. При этом сами корпуса выпускались в двух типах: цельносварных и клепано-сварных. Позднее в главной башне уже устанавливалась пушка КТ-28 или Л-10 калибра 76,2 миллиметра. В новых танках была применена оригинальная конструкция размещения боеприпасов — они располагались во вращающихся боеукладках под сиденьями командира и наводчика. В каждой боеукладке располагались по 12 снарядов. Кроме того, справа и слева от механика-водителя располагались вращающиеся барабаны по 40 магазинов к пулеметам в каждом.

Экипаж машины состоял из шести человек: механика-водителя, командира, который также был стрелком и заряжающим пушки, радиста, выполнявшего и функции второго заряжающего, наводчика и двух стрелков пулеметных башен.

Серийное производство Т-28 осуществлялось в 1933-1940 годах. За это время конструкция машины претерпела около 600 различных изменений, включая замену общего посадочного люка двумя, установку зенитной турели П-40, увеличение напряжения электромотора главной башни с 12 до 24 вольт и отказ от приборов внутренней связи «Сафар». Всего за годы производства были выпущены 503 танка Т-28. Эти машины, хотя уже и морально устаревшие, принимали активное участие в Зимней войне с Финляндией и во Второй мировой войне. Последнее документальное упоминание о применении Т-28 датируется июлем 1944 года; танки использовались при наступлении Красной армии в Карелии.

Машина прорыва

Практически параллельно с Т-26 и Т-28 в СССР велась и разработка тяжелого танка прорыва. В 1930 году в страну приехала специально приглашенная группа немецких инженеров во главе с Эдвардом Гроте. Им было выдано задание разработать машину массой до 30 тонн, которая бы имела на вооружении пушки калибра 76,2 и 37 миллиметров, а также до пяти пулеметов. Машина должна была получить броню толщиной не менее 20 миллиметров. Специально для проектирования боевой машины на заводе «Большевик» в Ленинграде было создано конструкторское бюро АВО-5, в которое включили группу Гроте и еще несколько советских инженеров.

Создание машины велось под обозначением ТГ, или Танк Гроте. Основное орудие — А-19 калибра 76,2 миллиметра — размещалось в башне. Оно имело полуавтоматическое заряжание, благодаря чему скорострельность пушки составляла до 12 выстрелов в минуту. В полусферической малой башне над главной башней устанавливалась пушка ПС-1 калибра 37 миллиметров. Она имела возможность вести круговой обстрел. Кроме того, в бортах корпуса на шаровых установках располагались два пулемета ДТ и три пулемета Максима калибра 7,62 миллиметра. Таким образом, вооружение ТГ должно было быть трехуровневым. В состав экипажа ТГ входили шесть человек.

В конце апреля 1931 года на «Большевике» был собран первый прототип ТГ, который затем проходил испытания. На испытаниях машина, оснащенная авиационным двигателем М-6 мощностью 300 лошадиных сил, сумела развить скорость до 34 километров в час. Танк получил хвалебные отзывы за проходимость и маневренность, плавную работу трансмиссии и легкость в управлении. Однако выяснилось, что танк не мог вести одновременную стрельбу из одного из орудий и пулеметов. Кроме того, были выявлены плохая ремонтопригодность машины вне завода и недостаточная эффективность тормозов и гусениц на вязких и сыпучих поверхностях. В октябре 1931 года проект ТГ был признан экспериментальным и закрыт.

Однако с применением технических решений ТГ началось создание тяжелого танка прорыва Т-35. Его проектирование в 1932 году было завершено под руководством инженера Николая Барыкова. Он же участвовал в создании ТГ. Согласно заданию Управления механизации и моторизации РККА, разработка Т-35 должна была завершиться в самые короткие сроки. Сборка первого прототипа машины завершилась уже 20 августа 1932 года, а в сентябре танк показали представителям РККА. Новый танк получил вооружение в пяти независимых башнях: макет пушки ПС-3 (стоял на прототипе), два орудия калибра 37 миллиметров и три пулемета ДТ. Масса машины составляла 42 тонны.

Танк оснащался двигателем М-17 мощностью 500 лошадиных сил и был способен развивать скорость до 28 километров в час, а запас его хода составлял 150 километров. Машина оснащалась броней толщиной 30-40 миллиметров. В целом испытания танка были признаны успешными, однако военные отметили дороговизну конструкции трансмиссии и пневматических приводов управления. Впоследствии последние были унифицированы со средним танком Т-28. В апреле 1933 года был собран второй прототип Т-35. Кроме того, велась разработка улучшенной версии танка ─ Т-35А с измененными ходовой частью, башнями и вооружением.

Т-35А отличался увеличенной на одну тележку ходовой частью, измененной конструкцией малых пулеметных башен и увеличенными средними башнями, в которые уже были установлены пушки 20К калибра 45 миллиметров. В августе 1933 года Т-35 был принят на вооружение, а первые серийные машины поступили в войска в 1934 году. Производство Т-35 осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. В общей сложности за 1933-1939 годы был собран 61 экземпляр Т-35 и Т-35А, десять из которых получили улучшенные конические башни. В процессе производства масса танка увеличилась до 55 тонн, а толщина брони кормы и башен — с 20 до 23 миллиметров. Экипаж Т-35 состоял из 9-11 человек в зависимости от конкретной версии.

Т-35 был первым массово производившимся в СССР тяжелым танком. Участия в боевых действиях он практически не принимал. К 1941 году в составе РККА числились 48 Т-35 различных версий, шесть из которых находились в военных учебных заведениях, а пять — в ремонте. К моменту начала войны все боевые Т-35 располагались в районе Равы-Русской Львовской области. Непосредственно в бою были потеряны только семь машин, в то время как остальные сломались на марше и были брошены или уничтожены. Уцелевшие две машины в регулярных войсках использовались во время битвы под Москвой осенью 1941 года.

До наших дней «дожил» лишь один экземпляр Т-35А с заводским номером 0197-7. В настоящее время он находится в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны России. 2 февраля 2014 года при реставрации машина была поставлена на ход. Окончательная реставрация машины будет производиться в цеху 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники Министерства обороны России, после чего танк снова будет выставлен на всеобщее обозрение.

В первой половине 1940-х годов разработка многобашенных танков все еще продолжалась, однако в целом это направление было уже признано тупиковым. Проектируемые машины были технически сложными и дорогостоящими. Основными их недостатками были большие габариты и малая скорость передвижения, что делало танки легкими мишенями на поле боя. Кроме того, многобашенные боевые машины не могли эффективно вести огонь, поскольку командирам было сложно осуществлять руководство одновременно большим количеством орудий и пулеметов. Наконец, из-за технических особенностей стрельба одновременно из нескольких орудий нередко оказывалась невозможной. После окончания Второй мировой войны в 1945 году разработка многобашенных танков больше не велась.

подписатьсяОбсудить
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Оно ему надо
В День контрацепции — о том, что и от чего может защитить мужчину
Бег живи
Как правильно экипироваться тем, кто увлекся модой на марафоны
«Можно работать без таджиков — если ты не жадный»
Минаев: писатель и ресторатор, научивший молодых пить вино
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США