В феврале 2014 года исполняется 50 лет со времени первых американских гастролей The Beatles. Приезд ливерпульской четверки в США считается начальной точкой отсчета битломании — покорив Америку, «Битлз» завоевали планету. Многие издания по всему миру отметили эту дату публикациями о величайшей поп-группе всех времен. Медиакомпания Thomson Reuters в честь юбилея битломании опубликовала подборку научных работ, посвященных или вдохновленных творчеством ливерпульской четверки. «Лента.ру» проиллюстрировала эти статьи песнями The Beatles, имеющими то или иное отношение к изучаемым в них явлениям.
Исследования были выбраны из массива научных работ, собранных на сервисе Web of Science — онлайн-базе научных статей с индексом цитирования. В первую десятку попали исследования с самым высоким индексом — то есть такие, на которые чаще всего ссылались в последующих научных работах. Статьи опубликованы в разное время в научных журналах, посвященных самым разным областям знания: от социальной психологии и лингвистики до туризма и развития городской среды.
Вагнер, Н. «“Приручение“ блюзовой ноты в песнях The Beatles». 4 ссылки в последующих работах.
«В значительной степени своей популярностью The Beatles обязаны тем, что очень особенным образом использовали блюзовые ноты. По своей природе блюзовые ноты выделяются из гармонического ряда и диссонируют с ним, придавая блюзу и производным стилям резкое, злое звучание. Однако эти "враждебные" блюзовые ноты можно "приручить", сделать их более консонантными. Предлагаемая статья объясняет формирование некоторых гармонических "идиом", оформивших стиль The Beatles. Если говорить шире, в ходе исследования предпринимается попытка выявить в творчестве The Beatles элементы блюза. Часто эти элементы оказываются скрытыми, либо выражаются в подчеркнуто не-блюзовых приемах. Тем не менее, именно они способствуют формированию целостного восприятия The Beatles, несмотря на разнообразие их репертуара».
Дэниелс, С. «Пригородная пастораль: Strawberry Fields Forever и память шестидесятых». 4 ссылки в последующих работах.
«1960-е годы как эпоха в культуре формируются путем соединения нескольких форм социальной памяти, смешения личных и общественных воспоминаний. Поп-музыка, и в особенности музыка The Beatles, является важным посредником при формировании памяти об этом периоде, как на звуковом, так и на изобразительном уровне. С 1965 года начинают непрерывно возрастать сложность музыки и текстов; в поп-музыке формируется ретроспективное, пасторальное направление, которое также является формой памяти — воспоминания о других временах и местах, о детстве и деревенской жизни. Сингл "Strawberry Fields Forever/Penny Lane", выпущенный в феврале 1967 года, выражает это усложнение, говоря при этом о пасторали пригородной: о детских воспоминаниях Джона Леннона и Пола Маккартни о Ливерпуле».
Элиотт, А. «Известность и политическая психология: Вспоминая Леннона». 5 ссылок в последующих работах.
«Данная статья — вклад в дело формирования политической психологии как исследовательского направления, а также социальной теории популярности. В начале статьи перечислены некоторые новые подходы к анализу массовых коммуникаций в политической философии и приведены соображения относительно того, как эти подходы можно использовать при анализе понятия и феномена популярности. Формирование феномена политической популярности исследуется на примере бывшего участника The Beatles Джона Леннона, и, в частности, с учетом драматических событий вокруг его гибели в 1980 году».
Платофф, Дж. «Джон Леннон, „Revolution“ и политика в восприятии музыки». 5 ссылок в последующих работах.
«Песня Джона Леннона "Revolution" была записана The Beatles в двух разительно отличавшихся друг от друга вариантах. Один стал синглом, другой, под названием "Revolution 1", был выпущен на "Белом Альбоме". В песне Леннон очень скептически отзывается о политическом радикализме. Сингл, содержавший, в частности, строчки "Но, если речь идет об уничтожении // ... на меня можешь не рассчитывать", вызвал бурю гнева в рядах критиков и левых активистов».
Клайдсдэйл, Г. «Творчество и соперничество: The Beatles». 5 ссылок в последующих работах.
«Предмет изучения настоящей статьи — творческий процесс, и в особенности феномен успеха британской поп-группы The Beatles. Наши выводы позволяют утверждать, что правильнее не воспринимать The Beatles как творческих гениев, но говорить о группе как о творческом процессе. Этот процесс сложился под воздействием двух основных сил. Во-первых, соперничества, которое стало важным фактором, влиявшим на стремление к улучшению. Во-вторых — самой природы творческого коллектива, для которого был характерен высокий уровень взаимодействия участников, чьи специальные знания и способы мышления дополняли друг друга».
Эверетт, У. «Воспоминания-фантазии в песнях Джона Леннона „Strawberry Fields Forever“ и „Julia“ и мелодия голоса в некоторых других песнях The Beatles». 6 ссылок в последующих работах.
Описания статьи в открытом доступе найти не удалось. Ниже приводятся выдержки из отрывка текста, доступного для предпросмотра на Jstor
«Память и способность к воспоминанию — мотив, встречающийся во многих песнях The Beatles. Иногда он служит для оттенения другой темы, а иногда играет самостоятельную роль... Другой частый элемент в музыке The Beatles — фантазия. Несмотря на то, что исследование ими "измененного сознания" часто принято сводить к экспериментам с галлюциногенными наркотиками и восточной медитацией, чаще всего образы и фантазии в их песнях — плод живого воображения. Две песни, рассматриваемые в этом исследовании, содержат интерпретации воспоминания-фантазии».
Крузе, Р. Дж. «Земляничные поля как место паломничества». 6 ссылок в последующих работах.
«Данная статья посвящена Земляничным полям — мемориалу Джона Леннона в Центральном парке Нью-Йорка. Предмет исследования — значение мемориала как места нерелигиозного паломничества. Земляничные поля занимают особое место в ряду принятых в постмодернистскую эпоху определений светского паломничества, так как являются пространственным средоточием различных дискурсов о жизни и музыке Джона Леннона».
Коэн, С. «Больше, чем The Beatles: популярная музыка, туризм и восстановление городской среды». 12 ссылок в последующих работах.
«Эта глава повествует об отношениях между городом и музыкой, а также о значении этих отношений для изучения и развития туризма на примере группы The Beatles и английского города Ливерпуля. Музыка тесно связана с региональной политикой, с борьбой за место в обществе и с поиском места в жизни. И несмотря на то, что молодых рок-музыкантов редко заботят вопросы туризма, исследование маршрутов, связанных с The Beatles, позволяет понять, каким образом туристические инициативы помогают дополнительно обнажить переживания, которые испытывали музыканты».
Уисселл, С. «Традиционный и эмоциональный стилометрический анализ песен «битлов» Пола Маккартни и Джона Леннона». 15 ссылок в последующих работах.
«Традиционные единицы измерения, принятые в стилометрическом анализе, такие как словоупотребление, длина слов и их повторяемость, дополняются в этой работе шестью новыми единицами измерения, которые описывают слова с точки зрения эмоционального содержания. Все эти измерения были применены к песням, написанным Полом Маккартни и Джоном Ленноном в период с 1962 по 1970 годы. Как показало исследование, Леннон использовал в лирике меньше приятных и грустных слов, чем Пол Маккартни. Кроме того, с годами песни обоих авторов становились менее радостными».
Хайман, И., Рубин, Д. «На память от The Beatles. Натуралистическое исследование долгосрочной памяти». 26 ссылок в последующих работах.
«В ходе исследования 76 студентам было предложено восстановить по памяти песни The Beatles по названиям и первым строчкам. Еще перед 704 студентами была поставлена задача вспомнить название одной из 25 песен The Beatles по одной строчке. Вероятность успеха напрямую зависела от того, как часто строчка упоминалась в песне и насколько близко к началу текста она располагалась. Несмотря на то, что участникам эксперимента удалось восстановить лишь 21 процент текста, большинство вспоминали слова безошибочно, почти не нарушая ритмическую, поэтическую и содержательную структуру песни».