Битлология

Обзор научных статей о The Beatles и их песнях

Фото: AFP

В феврале 2014 года исполняется 50 лет со времени первых американских гастролей The Beatles. Приезд ливерпульской четверки в США считается начальной точкой отсчета битломании — покорив Америку, «Битлз» завоевали планету. Многие издания по всему миру отметили эту дату публикациями о величайшей поп-группе всех времен. Медиакомпания Thomson Reuters в честь юбилея битломании опубликовала подборку научных работ, посвященных или вдохновленных творчеством ливерпульской четверки. «Лента.ру» проиллюстрировала эти статьи песнями The Beatles, имеющими то или иное отношение к изучаемым в них явлениям.

Исследования были выбраны из массива научных работ, собранных на сервисе Web of Science — онлайн-базе научных статей с индексом цитирования. В первую десятку попали исследования с самым высоким индексом — то есть такие, на которые чаще всего ссылались в последующих научных работах. Статьи опубликованы в разное время в научных журналах, посвященных самым разным областям знания: от социальной психологии и лингвистики до туризма и развития городской среды.

N. Wagner, «Domestication of the blue note in the Beatles’ songs,» Music Theory Spectrum, 25 (2): 353-65, 2003.

Вагнер, Н. «“Приручение“ блюзовой ноты в песнях The Beatles». 4 ссылки в последующих работах.

«В значительной степени своей популярностью The Beatles обязаны тем, что очень особенным образом использовали блюзовые ноты. По своей природе блюзовые ноты выделяются из гармонического ряда и диссонируют с ним, придавая блюзу и производным стилям резкое, злое звучание. Однако эти "враждебные" блюзовые ноты можно "приручить", сделать их более консонантными. Предлагаемая статья объясняет формирование некоторых гармонических "идиом", оформивших стиль The Beatles. Если говорить шире, в ходе исследования предпринимается попытка выявить в творчестве The Beatles элементы блюза. Часто эти элементы оказываются скрытыми, либо выражаются в подчеркнуто не-блюзовых приемах. Тем не менее, именно они способствуют формированию целостного восприятия The Beatles, несмотря на разнообразие их репертуара».

S. Daniels, «Suburban pastoral: Strawberry Fields Forever and sixties memory,» Cultural Geographies, 13 (1): 28-54, 2006.

Дэниелс, С. «Пригородная пастораль: Strawberry Fields Forever и память шестидесятых». 4 ссылки в последующих работах.

«1960-е годы как эпоха в культуре формируются путем соединения нескольких форм социальной памяти, смешения личных и общественных воспоминаний. Поп-музыка, и в особенности музыка The Beatles, является важным посредником при формировании памяти об этом периоде, как на звуковом, так и на изобразительном уровне. С 1965 года начинают непрерывно возрастать сложность музыки и текстов; в поп-музыке формируется ретроспективное, пасторальное направление, которое также является формой памяти — воспоминания о других временах и местах, о детстве и деревенской жизни. Сингл "Strawberry Fields Forever/Penny Lane", выпущенный в феврале 1967 года, выражает это усложнение, говоря при этом о пасторали пригородной: о детских воспоминаниях Джона Леннона и Пола Маккартни о Ливерпуле».

A. Elliott, «Celebrity and political psychology: Remembering Lennon,» Political Psychology, 19 (4): 833-52, 1998.

Элиотт, А. «Известность и политическая психология: Вспоминая Леннона». 5 ссылок в последующих работах.

«Данная статья — вклад в дело формирования политической психологии как исследовательского направления, а также социальной теории популярности. В начале статьи перечислены некоторые новые подходы к анализу массовых коммуникаций в политической философии и приведены соображения относительно того, как эти подходы можно использовать при анализе понятия и феномена популярности. Формирование феномена политической популярности исследуется на примере бывшего участника The Beatles Джона Леннона, и, в частности, с учетом драматических событий вокруг его гибели в 1980 году».

J. Platoff, «John Lennon, ‘Revolution,’ and the politics of musical reception,» Journal of Musicology, 22 (2): 241-67, 2005.

Платофф, Дж. «Джон Леннон, „Revolution“ и политика в восприятии музыки». 5 ссылок в последующих работах.

«Песня Джона Леннона "Revolution" была записана The Beatles в двух разительно отличавшихся друг от друга вариантах. Один стал синглом, другой, под названием "Revolution 1", был выпущен на "Белом Альбоме". В песне Леннон очень скептически отзывается о политическом радикализме. Сингл, содержавший, в частности, строчки "Но, если речь идет об уничтожении // ... на меня можешь не рассчитывать", вызвал бурю гнева в рядах критиков и левых активистов».

G. Clydesdale, «Creativity and competition: The Beatles,» Creativity Research Journal, 18 (2): 129-39, 2006.

Клайдсдэйл, Г. «Творчество и соперничество: The Beatles». 5 ссылок в последующих работах.

«Предмет изучения настоящей статьи — творческий процесс, и в особенности феномен успеха британской поп-группы The Beatles. Наши выводы позволяют утверждать, что правильнее не воспринимать The Beatles как творческих гениев, но говорить о группе как о творческом процессе. Этот процесс сложился под воздействием двух основных сил. Во-первых, соперничества, которое стало важным фактором, влиявшим на стремление к улучшению. Во-вторых — самой природы творческого коллектива, для которого был характерен высокий уровень взаимодействия участников, чьи специальные знания и способы мышления дополняли друг друга».

W. Everett, «Fantastic remembrance in John Lennon’s ‘Strawberry Fields Forever’ and ‘Julia’ and voice-leading in selected Beatles songs,» Musical Quarterly, 72 (3): 360-93, 1986.

Эверетт, У. «Воспоминания-фантазии в песнях Джона Леннона „Strawberry Fields Forever“ и „Julia“ и мелодия голоса в некоторых других песнях The Beatles». 6 ссылок в последующих работах.

Описания статьи в открытом доступе найти не удалось. Ниже приводятся выдержки из отрывка текста, доступного для предпросмотра на Jstor

«Память и способность к воспоминанию — мотив, встречающийся во многих песнях The Beatles. Иногда он служит для оттенения другой темы, а иногда играет самостоятельную роль... Другой частый элемент в музыке The Beatles — фантазия. Несмотря на то, что исследование ими "измененного сознания" часто принято сводить к экспериментам с галлюциногенными наркотиками и восточной медитацией, чаще всего образы и фантазии в их песнях — плод живого воображения. Две песни, рассматриваемые в этом исследовании, содержат интерпретации воспоминания-фантазии».

R.J. Kruse, «Imagining Strawberry Fields as a place of pilgrimage,» Area, 35 (2): 154-62, 2003.

Крузе, Р. Дж. «Земляничные поля как место паломничества». 6 ссылок в последующих работах.

«Данная статья посвящена Земляничным полям — мемориалу Джона Леннона в Центральном парке Нью-Йорка. Предмет исследования — значение мемориала как места нерелигиозного паломничества. Земляничные поля занимают особое место в ряду принятых в постмодернистскую эпоху определений светского паломничества, так как являются пространственным средоточием различных дискурсов о жизни и музыке Джона Леннона».

S. Cohen, «More than the Beatles: Popular music, tourism and urban regeneration» [book chapter], Tourists and Tourism: Identifying with People and Places , ed. by S. Abram, et al.,) 71-90, 1997.

Коэн, С. «Больше, чем The Beatles: популярная музыка, туризм и восстановление городской среды». 12 ссылок в последующих работах.

«Эта глава повествует об отношениях между городом и музыкой, а также о значении этих отношений для изучения и развития туризма на примере группы The Beatles и английского города Ливерпуля. Музыка тесно связана с региональной политикой, с борьбой за место в обществе и с поиском места в жизни. И несмотря на то, что молодых рок-музыкантов редко заботят вопросы туризма, исследование маршрутов, связанных с The Beatles, позволяет понять, каким образом туристические инициативы помогают дополнительно обнажить переживания, которые испытывали музыканты».

C. Whissell, «Traditional and emotional stylometric analysis of the songs of Beatles Paul McCartney and John Lennon,» Computers and the Humanities, 30 (3): 257-65, 1996.

Уисселл, С. «Традиционный и эмоциональный стилометрический анализ песен «битлов» Пола Маккартни и Джона Леннона». 15 ссылок в последующих работах.

«Традиционные единицы измерения, принятые в стилометрическом анализе, такие как словоупотребление, длина слов и их повторяемость, дополняются в этой работе шестью новыми единицами измерения, которые описывают слова с точки зрения эмоционального содержания. Все эти измерения были применены к песням, написанным Полом Маккартни и Джоном Ленноном в период с 1962 по 1970 годы. Как показало исследование, Леннон использовал в лирике меньше приятных и грустных слов, чем Пол Маккартни. Кроме того, с годами песни обоих авторов становились менее радостными».

I.E. Hyman, D.C. Rubin, «Memorabeatlia — A naturalistic study of long-term memory,» Memory & Cognition, 18 (2): 205-14, 1990.

Хайман, И., Рубин, Д. «На память от The Beatles. Натуралистическое исследование долгосрочной памяти». 26 ссылок в последующих работах.

«В ходе исследования 76 студентам было предложено восстановить по памяти песни The Beatles по названиям и первым строчкам. Еще перед 704 студентами была поставлена задача вспомнить название одной из 25 песен The Beatles по одной строчке. Вероятность успеха напрямую зависела от того, как часто строчка упоминалась в песне и насколько близко к началу текста она располагалась. Несмотря на то, что участникам эксперимента удалось восстановить лишь 21 процент текста, большинство вспоминали слова безошибочно, почти не нарушая ритмическую, поэтическую и содержательную структуру песни».