Властям Мексики удалось поймать одного из самых влиятельных преступников в мире и самого разыскиваемого наркобарона страны — главу наркокартеля «Синалоа» Хоакина Гусмана по прозвищу «Коротышка» («Эль-Чапо»). На задержание отправили мексиканских морпехов; рано утром в субботу, 22 февраля, они нашли Гусмана в курортном городе Масатлан на побережье Тихого океана. Его задержали без единого выстрела и доставили в столицу на вертолете. В операции по поимке Гусмана участвовало также американское управление по борьбе с наркотиками и служба федеральных маршалов США. Для Вашингтона он представляет не меньший интерес, чем для Мехико, поскольку его наркокартель считается главным поставщиком кокаина в США.
Мексиканские власти выслеживали Гусмана на протяжении долгого времени, постепенно убирая людей из его окружения. В конце концов по сигналу мобильного телефона они вычислили одного из ближайших соратников наркобарона, а затем поймали его личного курьера. Благодаря полученным сведениям стало понятно, что сам Гусман скрывается где-то в районе города Кульякан — столицы штата Синалоа. В середине февраля 2014 года следователи установили семь домов, где, вероятно, мог прятаться лидер наркокартеля вместе со своими приближенными. Все они были устроены по одному принципу: входы защищены армированными дверями, а из ванных комнат вели подземные туннели в городскую канализацию.
Генеральный прокурор Мексики Хесус Мурильо Карам (Jesús Murillo Karam) заявил, что уже на этом этапе Гусмана можно было задержать, однако такая операция была опасна для мирных жителей. Несколько попыток власти все же предприняли, но успеха не добились. В частности, примерно за неделю до ареста наркобарона военные устроили обыск в доме его бывшей жены Грисельды Лопес (Griselda Lopez). В одной из комнат был найден склад с оружием, но самого Гусмана в доме не оказалось. Следователи пришли к выводу, что сам он скрылся незадолго до появления военных через тайный ход (позднее полицейские опубликовали видеозапись из туннеля, по которому, вероятно, сбежал наркобарон).
В одном из домов при обысках нашли три тонны наркотиков — судя по всему, кокаина и метамфетамина. На следующий день после предполагаемого бегства Гусмана власти задержали его главного помощника Мануэля Лопеса Осорио (Manuel Lopez Ozorio). Он выдал новое укрытие наркобарона в Масатлане, а перехваченные американскими властями телефонные разговоры наркодилеров подтвердили эту информацию.
С каждым новым арестом и обыском появлялись новые подозреваемые. «Это было похоже на ядерный взрыв: гриб от него начал распространяться по всему Кульякану», — рассказал Associated Press бывший сотрудник управления по борьбе с наркотиками США Майкл С. Вайджил (Michael S. Vigil), посвященный в детали расследования. По его мнению, Гусман совершил одну фатальную ошибку: он перестал прятаться в горах, как делал раньше, решив, что сможет так же успешно скрываться и в городе. По мнению Вайджила, наркобарону попросту надоело, что он не может воспользоваться своим огромным богатством и вынужден постоянно терпеть какие-то лишения.
Теперь, когда Гусман находится за решеткой, мексиканские власти могут отдать его под суд (обвинений против него достаточно) или выдать США, чтобы избавить себя от лишних хлопот. В 1993 году Гусман уже попадал в мексиканскую тюрьму. В 2001-м, не отсидев и половины срока, он сбежал в грузовике с грязным бельем. На то, чтобы поймать его вновь, потребовалось 13 лет.
Поскольку сбежать Гусману помогли сотрудники тюрьмы, в Мексике ходили слухи, что наркобарона поддерживают власти на самом высоком уровне. Распространению этих слухов способствовало еще и то, что Фелипе Кальдерон, пришедший к власти в 2006 году, развернул масштабное наступление на оргпреступность и нарокартели, но «Синалоа» обошел стороной. В результате сложилось впечатление, что Гусман убирает конкурентов руками военных и федеральной полиции. Мексиканские власти практически полностью «обезглавили» картели «Бельтран Лейва» и «Лос Сетас» — основных конкурентов «Синалоа». Помимо этого, силами федеральных властей было разбито боевое крыло картеля «Хуарес», которое боролось с Гусманом за контроль над городом Сьюдад-Хуарес, расположенным на границе с США и являющимся ключевым пунктом для наркотрафика из Мексики.
Где именно все это время скрывался Гусман, неизвестно; разные источники утверждали, что он может прятаться в Аргентине, Гватемале или в мексиканских горах Западная Сьерра-Мадре — в так называемом «золотом треугольнике» на границе штатов Синалоа, Дуранго и Чиуауа, известном плантациями марихуаны. Мексиканцы готовы были заплатить за информацию о его убежище 30 миллионов песо (около 2,3 миллиона долларов). Американцы обещали еще пять миллионов долларов.
В США Гусмана ждут как минимум в семи судах, в том числе в Чикаго, Сан-Диего, Нью-Йорке и Техасе. В его адрес уже выдвинуты обвинения, начиная от контрабанды кокаина и героина и заканчивая участием в организованных преступных группировках, занимающихся убийствами, похищениями людей, отмыванием денег и вымогательствами. В 2013 году чикагская комиссия по уголовным преступлениям (Chicago Crime Commission) совместно с местным управлением по борьбе с наркотиками признали Хоакина Гусмана «врагом номер один». До него такого статуса удостаивался лишь Аль Капоне.
При Хоакине Гусмане картель «Синалоа» достиг небывалого влияния. Он занимается торговлей наркотиками по всей Северной Америке, а также поставляет их в Европу и Австралию. Кроме того, его члены активно участвуют в борьбе между наркогруппировками внутри страны. Вотчина картеля — штат Синалоа — прославился своеобразными рекордами. В частности, там конфисковали самую крупную в Мексике партию марихуаны в 134 тонны, там же находятся самые обширные в стране плантации конопли. Кроме того, там расположена крупнейшая на западе Мексики подземная лаборатория по производству метамфетаминов. По версии журнала Forbes, Гусман входит в сотню самых влиятельных людей планеты. Ежегодный доход его картеля оценивается в три миллиарда долларов, а личное состояние — в один миллиард.
Американские СМИ сравнивают поимку Гусмана с ликвидацией Осамы бин Ладена. Правда, как устранение «террориста номер один» не избавило Вашингтон от «Аль-Каеды», так и арест Гусмана не решит всех проблем с «Синалоа». Власть в картеле может перейти к главному партнеру Гусмана — Исмаэлю «Эль-Майо» Самбаде (Ismael «El Mayo» Zambada). Мексиканские власти пытаются подобраться к нему поближе, но пока им приходится довольствоваться лишь его окружением.