Таврида в собственном соку

Насколько самодостаточна экономика Крыма

Знак при въезде в Крым
Знак при въезде в Крым
Фото: SergeyUA / Panoramio

Министр финансов РФ Антон Силуанов в начале марта заявил, что его ведомство приступило к консультациям о размерах помощи, которую Россия могла бы оказать Автономной республике Крым. Какой именно объем инвестиций понадобится полуострову, пока неизвестно, но очевидно, что в одиночку Крыму не выжить. Регион устроен таким образом, что без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством.

Согласно подсчетам Силуанова, дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет 10 миллиардов гривен (по текущему курсу чуть более миллиарда долларов). В этом смысле Крым мало чем отличается от Украины в целом, которая сегодня тоже не может свести концы с концами и в основном проедает деньги.

Ранее вице-премьер Крыма Рустем Темиргалиев называл другие цифры. По его словам, нужно около миллиарда долларов на поддержку бюджетной системы (что более или менее согласуется с предварительными данными российского Минфина) и еще три миллиарда долларов на инвестиции в экономику полуострова.

До конца неясно, правда, на какой срок должны быть выделены средства, о которых говорили Силуанов и Темиргалиев. В минувшем году общий объем расходов бюджета республики достигал 5,5 миллиарда гривен, дотации и субвенции из государственной казны Украины — 2,7 миллиарда гривен, а дефицит составил примерно 300 миллионов гривен. По оценке Темиргалиева, в 2013 году в бюджет Украины республика заплатила те же 2,7 миллиарда, то есть сколько отдали, столько и получили.

Почему Крым так остро нуждается в инвестициях? Дело в том, что на сегодняшний день полуостров не самодостаточен по очень большой группе жизненно важных товаров и ресурсов. Если допустить на минуту, что Крымская автономия отделится от Украины, то эти ресурсы он должен будет закупать по рыночным ценам. Вариант, при котором Киев захочет устроить Симферополю ту или иную форму блокады, также исключать нельзя.

Главный вопрос, который сейчас беспокоит крымчан, — это наличие питьевой воды. Крупных рек и пресных озер на полуострове нет. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, а туда поступает из Днепра. Сейчас крымчане пользуются водой с «материка» бесплатно, и далеко не факт, что это положение вещей сохранится в случае отделения от Украины. Кроме того, по оценке местных экологов, канал сильно загрязнен и заилен, и уже сейчас часть воды не удается очистить до нужных стандартов качества. Собственных средств на очистку канала у автономии нет, а организовать в сжатые сроки водоотвод из России (например, с Кубани) нереально. Не в лучшем состоянии пребывают и некоторые внутренние водохранилища Крыма.

Те же сложности с электроэнергией. За исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, собственных источников в Крыму нет, и более 90 процентов потребления (1200 мегаватт мощности) составляют поставки с основной территории Украины. По словам нового премьер-министра автономии Сергея Аксенова, план снабжения полуострова на крайний случай (если Киев все же прекратит снабжение) уже разработан — «при содействии российских коллег». Но какие конкретно меры имеются в виду, пока неизвестно — едва ли в кратчайшие сроки можно протянуть линию электропередач через Керченский пролив.

Газ — фактически единственное, в чем Крым не испытывает нужды. В 2013 году добыча газа предприятием «Черноморнефтегаз» достигла 1,65 миллиарда кубических метров. Автономия потребляет менее миллиарда кубометров в год, демонстрируя положительный баланс, и поставляет топливо в «основную» часть страны. Скорее всего, республика будет нуждаться в поставках нефти и бензина, но их организовать как раз сравнительно нетрудно.

На то, чтобы устранить эти «узкие места» в экономике, потребуются сотни миллионов (если не миллиарды) долларов и как минимум несколько лет. Однако едва ли Крым сможет обеспечить настолько быстрый экономический рост, чтобы самостоятельно генерировать необходимые для масштабных инфраструктурных вложений суммы. Экономика автономии является довольно архаичной и узкоспециализированной.

Основной ее отраслью, как и все последние сто лет, остается туризм. В прошлом году количество туристов составило почти шесть миллионов человек, лишь немногим уступив рекорду 2012 года. С этой сферой так или иначе связано большинство местных домохозяйств — либо напрямую, либо через смежные отрасли.

Ежегодно прибыль от туристического сектора исчисляется миллиардами долларов, однако значительная часть этих доходов является скрытой. Крым, как и в советские времена, интересует в основном любителей «дикого» отдыха. Местные граждане, как правило, сдают свои квартиры и комнаты на курортный сезон. Естественно, это предпринимательство практически всегда минует налоговую инспекцию. Ожидать, что новая власть сумеет достаточно быстро изменить ситуацию, было бы странно. А для устройства на полуострове организованного отдыха нужны колоссальные вливания в обновление инфраструктуры, подобные тем, что произошли в Сочи.

Впрочем, притока туристов это не гарантирует, зато цены повысятся почти наверняка. Сейчас же туристическая привлекательность Крыма такова, что на кусок хлеба жители в любом случае заработают, хотя, возможно, не в этом году: по оценке ряда туроператоров, текущий сезон в Крыму уже испорчен.

Почти все отрасли крымской экономики обеспечивают только внутреннее потребление. Исключением, помимо туризма, является лишь виноделие, которое здесь активно развивалось еще в XIX веке (собственно, Крым стал первым центром российской индустрии вин). Крупнейшим импортером крымского вина была и остается Россия. За пределами же СНГ продукцией «Массандры» и «Инкермана» можно заинтересовать разве что любителей географической экзотики.

В последние годы поставки вина в Россию сократились. Отчасти это было связано с ужесточением таможенного контроля на российско-украинской границе в прошлом году, ударившим в том числе и по крымской продукции. Отрицательную роль сыграло и постоянное повышение российских акцизов на алкоголь. Впрочем, даже при таком раскладе Крым в 2013 году поставил в РФ более 18 миллионов бутылок вина (на 30 процентов меньше, чем в 2012-м). В целом крымские вина занимают весьма солидную часть российского рынка — около 6 процентов.

С учетом того, что потребление вина в России вообще растет достаточно быстрыми темпами, у крымчан есть неплохие перспективы зарабатывать в этой сфере больше. Однако и здесь необходимы вложения. Виноградные кусты на полуострове зачастую живут дольше 40 лет — это предельный срок плодоносности, а новые посадки требуют денег. Не факт, что виноделы Крыма, который обладает почти идеальным климатом для выращивания качественного вина, сумеют полноценно обновить «основные фонды» без посторонней помощи.

Даже если предположить, что Крым сумеет добиться независимости, самодостаточным государством он стать не сможет. Чтобы поднять свою экономику хотя бы до уровня среднего российского региона (по ВВП на душу населения он уступает большинству из них), республике необходимы огромные инвестиции — своими силами она не справится.

Обсудить
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Ради денег и справедливости
Взлет и падение создателя величайшей наркоимперии
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
Они так видят
Самые популярные фотографии Instagram за ноябрь
В двух экземплярах
Они знамениты тем, что похожи на знаменитостей
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Первые впечатления от корейского конкурента Toyota Camry
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить