Президент России Владимир Путин дал согласие на продажу зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» Китаю, активно интересующемуся возможностью их приобретения с 2011 года. Получить новые комплексы Пекин сможет не раньше 2016 года, поскольку в первую очередь должны быть удовлетворены потребности Министерства обороны России. Помимо покупки самих зенитных систем китайская сторона настаивает на получении полных сведений о тактико-технических характеристиках С-400. Между тем, перед подписанием твердого контракта Москве и Пекину необходимо будет согласовать условия продажи комплексов, чтобы постараться избежать копирования «Триумфов» Китаем.
О том, что продажа комплексов С-400 Китаю получило одобрение российских властей газете «Коммерсантъ» рассказал источник, близкий к Кремлю. При этом директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин подтвердил, что переговоры о поставке комплексов действительно ведутся, однако подробности раскрывать не стал. Источники газеты также отметили, что решение о продаже С-400 Китаю было принято в начале 2014 года и никоим образом не связано с разногласиями с США и Евросоюзом относительно вхождения полуострова Крым в состав России (на голосовании Генассамблеи ООН по законности крымского референдума Китай воздержался).
В настоящее время Москва и Пекин ведут переговоры относительно количества и стоимости зенитных ракетных комплексов. В частности, речь идет о продаже от двух до четырех дивизионов С-400, в состав каждого из которых входят восемь пусковых установок с ракетами-перехватчиками. В 2012 году, когда впервые было официально объявлено о возможности заключения контракта с Китаем, сообщалось о том, что китайское министерство обороны планирует приобрести только один дивизион С-400. Вероятно, на увеличении объема покупки зенитных комплексов настояла Москва, опасающаяся копирования техники Китаем. Помимо самих систем, Пекин запросил и подробную информацию о характеристиках «Триумфа».
Похожая ситуация наблюдалась во время переговоров между Москвой и Пекином относительно продажи новых истребителей Су-35С. Изначально китайская сторона объявила о намерении приобрести 48 боевых самолетов, которых было бы достаточно для комплектации двух-трех полноценных эскадрилий. Позднее Китай решил ограничиться лишь приобретением четырех истребителей. В Москве посчитали продажу столь малого количества Су-35С экономически невыгодной и переговоры на некоторое время прервались. В настоящее время они проводятся в замедленном режиме, причем Россия настояла на расширении возможного контракта до 24 истребителей.
В марте прошлого года вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил, что если контракт с Китаем по Су-35С и будет подписан, он будет поставочным, а не лицензионным. Это означает, что Воздушные силы Народно-освободительной армии Китая получат уже полностью собранные истребители без права их производства на своей территории. Предположительно контракт на поставку Су-35С будет подписан в течение 2014 года, его стоимость составит не менее 1,5 миллиарда долларов, а поставки самолетов начнутся после 2015 года. Параллельно Китаю могут быть проданы и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами АЛ-41Ф1С.
При проведении переговоров о поставке С-400 Китаю, славящемуся копированием различных образцов вооружений и военной техники иностранной разработки, Москва наверняка пойдет по тому же пути, что с истребителями Су-35С. То есть фактически, если контракт и будет подписан, он будет поставочным. При этом понятно, что при желании Китай все равно скопирует российский «Фаворит», но тут у Москвы уже появится юридический повод для недовольства, который возможно будет использовать в дальнейшем военно-техническом сотрудничестве с Пекином. Правда, как это будет, пока не ясно.
Три года назад Михаил Дмитриев, тогда еще занимавший пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. «В послевоенное время (конец 1940-х годов ─ примечание «Ленты.ру») и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счет и документов-то никаких нет. И претензий серьезных теперь предъявить не можем", ─ объяснил Дмитриев.
Кроме того, еще одна тонкость китайского копирования заключается в том, что Китай, копируя российскую продукцию военного назначения, вносит в нее собственные изменения. «Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться», ─ отметил Дмитриев, добавив, что в последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности. Многие, но не все, что наглядно показывают, например, данные о межремонтном ресурсе китайских авиационных двигателей.
Как бы то ни было, России следует с большой осторожностью относится к продаже вооружений и военной техники Китаю, поскольку эта страна начинает играть все более значительную роль на мировом рынке, предлагая покупателям более дешевые копии российского оружия и собственные разработки. Еще в 2012 году стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс намерен разработать экспортную версию зенитной системы С-400, а поставки иностранным заказчикам «Триумфов» могут начаться только после этого. Хотя экспортная версия будет проще «родной», а в ней будут использоваться иностранные комплектующие, появления конкурента в нише зенитных ракетных комплексов большой дальности лучше не допускать, потому что в конечном счете это скажется на военном экспорте России.
Наглядный пример китайской версии военно-технического сотрудничества был продемонстрирован в октябре 2013 года. Тогда Секретариат оборонной промышленности (SSM) Турции подвел итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В нем участвовали американский консорциум Raytheon/Lockheed Martin, европейский консорциум Eurosam, «Рособоронэкспорт» и китайская корпорация CPMIEC. Они предлагали турецким военным комплексы Patriot PAC-3, SAMP/T Aster 30, С-300 и HQ-9 соответственно. Последние являются измененной копией российских С-300П.
Победителем была названа именно китайская корпорация, которая согласилась продать комплексы за 3,44 миллиарда долларов (самое дешевое предложение на тендере), а также довести степень локализации производства HQ-9 в Турции до более чем 50 процентов. Китайская сторона также пообещала начать производство комплексов в самые короткие сроки, передать Турции технологии их производства и привлечь турецкие компании к разработке последующих усовершенствованных версий HQ-9. Российское же предложение оказалось одним из самых дорогостоящих (4,5 миллиарда долларов) и не содержало сколь-нибудь привлекательных инвестиционных и офсетных пакетов.
Любопытно также и то, что сам Пекин, почти успешно продавший HQ-9 Турции (под давлением США и НАТО турецкое военное ведомство контракт на поставку комплексов пока не подписало), предпочитает защищать свои крупнейшие города оригинальными российскими системами. В 2007 году Китай купил у России 15 дивизионов комплексов С-300ПМУ-2, поставка которых завершилась в 2010 году. Эти комплексы, а также четыре системы управления 83М6Е2 российского производства, теперь обеспечивают прикрытие воздушной зоны над Пекином, Шанхаем и еще несколькими крупными городами. Это своего рода китайский комплимент российским производителям.
Возвращаясь же к теме возможной продажи комплексов С-400 Китаю, надо отметить, что указанный срок наиболее вероятного начала поставки систем (2016-2017 год) является оптимистичным. Скорее всего, даже если контракт с Пекином будет подписан в ближайшее время, реальная поставка «Триумфов» покупателю начнется после 2020 года. Дело в том, что по госпрограмме вооружений России российское Министерство обороны должно получить 56 дивизионов С-400. При этом производитель ─ концерн ПВО «Алмаз-Антей» ─ пока не справляется с большими объемами производства и поставки комплексов российским военным.
Для исправления сложившейся ситуации в России уже ведется строительство трех заводов, благодаря которым «Алмаз-Антей» рассчитывает значительно увеличить темпы выпуска готовой продукции. Но даже и после завершения строительства производственных площадок, комплексы в Китай будут поставляться не сразу. Помимо производства С-400 для нужд Вооруженных сил России «Алмаз-Антей» будет выпускать «Триумфы» для Белоруссии и Казахстана. Эти комплексы планируется передать белорусским и казахстанским военным в рамках программы формирования единой зоны противовоздушной обороны СНГ, причем поставка будет осуществляться, вероятно, по сниженной цене ─ Белоруссия и Казахстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.
В каком виде будет подписан контракт с Китаем на поставку комплексов С-400, сказать пока трудно, однако вероятность заключения самого этого соглашения крайне высока. Москва и Пекин ведут военно-техническое сотрудничество еще со времен СССР и прекращать его, похоже, не намерены. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2009-го по 2013 год доля российской продукции военного назначения в общем объеме китайского оборонного импорта составила 64 процента.