«Второго парка Горького у нас не получится» Новый гендиректор ВВЦ о реконструкции

Главный вход на ВВЦ, построенный в 1954 г. архитектором Иннокентием Мельчаковым

Главный вход на ВВЦ, построенный в 1954 г. архитектором Иннокентием Мельчаковым. Фото: Михаил Джапаридзе / ИТАР-ТАСС

Еще и двух недель не прошло с момента назначения Владимира Погребенко генеральным директором ВВЦ, а он уже снес все шашлычные, ларьки и начал полномасштабное благоустройство выставки. При этом он явно не собирается останавливаться. В ближайшее время гендиректор выкупит все частные дома на территории, павильоны предложит госкорпорациям и крупным российским компаниям вроде «Газпрома» и «Роснефти». И даже вернет выставке прежнее название — ВДНХ. В интервью «Ленте.ру» Погребенко рассказал о том, как изменится ВДНХ и какую роль в этом сыграют крупные инвесторы.

«Лента.ру»: Когда выставка будет переименована в ВДНХ?

Погребенко: Совсем скоро. Собственно, это название никуда и не уходило — ВВЦ у москвичей не прижилось, даже логотип не менялся, просто добавляли к аббревиатуре ВДНХ расшифровку — Всероссийский выставочный центр. Сейчас же логотип и весь брендинг будем обязательно менять. Все-таки старый ВДНХ должен стать совсем новым.

После мартовского визита мэра всем показалось, что сейчас тут сделают еще один парк Горького — только очень большой. Так и будет?

Сравнения с парком Горького сильно притянуты. Потенциал у ВДНХ совершенно другой. ВДНХ — это масштабный музейный, выставочный и архитектурный кластер. Такого вы нигде в мире не найдете. Так что второго парка Горького у нас попросту не может получиться.

Но это совсем не значит, что мы не будем учитывать опыт других московских парков. Наоборот, мы ведем самое активное сотрудничество — по выстраиванию навигации, по тому, как они построили работу с нестационарной торговлей, организацией общественного питания, обсуждаем досуговые возможности.

Владимир Погребенко

Владимир Погребенко

Фото: Михаил Джапаридзе / ИТАР-ТАСС

И с чего собираетесь начать?

Мы уже начали. Мы убрали все рекламные щиты, все нестационарные кафе и вывезли 90 процентов того хлама, который после них остался. Меняется схема перемещения автотранспорта по всей территории. В срочном порядке перекрыли всю центральную зону, чтобы по ней вообще не было автомобильного движения. Меняем асфальт, бордюры, начали разбивать клумбы. Сейчас на территории тысяча единиц строительной техники и шесть тысяч рабочих. По ВДНХ, конечно, гулять неудобно, но к маю большая часть работ будет закончена. И все смогут увидеть, что ВДНХ — это уже не рынок.

Вы убрали палатки с шашлыками и шаурмой, положите новый асфальт, сделаете разметку для велосипедистов. Но неужели тут сразу все поменяется?

Так никто не говорит, что вдруг все станет хорошо и что через две недели вы здесь увидите возрожденный комплекс, который был построен в 1939 году. Таких иллюзий мы не питаем. Мы говорим о том, что в ближайшее время будут проведены работы, которые приведут объекты ВДНХ в нормальный вид. С главных аллей уже исчезли все понастроенные в лихие годы кафе-«шалманы». Торговые точки уйдут из павильонов: я уже подписал уведомления о расторжении с ними договоров с 30 апреля. После этого мы постепенно приступим к реставрации всех павильонов. Но комплекс при этом будет жить полноценной жизнью.

Во что в итоге превратится обновленный ВВЦ?

В свое время было разработано много разных концепций развития ВВЦ. Часть из них когда-то даже была утверждена. Сейчас в мэрии собирают информацию по всем этим предложениям. Они будут рассмотрены, и руководство города примет решение. Только разработка концепции займет не меньше года, а сами работы — около семи лет. ВДНХ должна превратиться в многофункциональную площадку, которая будет интересна и родителям с детьми, и бизнесменам, приехавшим на выставку, и пожилым людям, и спортсменам, включая роллеров и велосипедистов. Благо территория позволяет оптимально зонировать пространство.

Не получится, что от былого имперского величия останутся только название и обновленные павильоны?

Здесь обязательно будет стилистика того времени, в которое ВДНХ была построена. Сейчас разрабатывается органичный подход к стилизации, отражающей ощущение гордости за нашу страну. Есть даже предложения воссоздать самую популярную в СССР кондитерскую и колбасный цех, которые здесь когда-то работали, и делать продукты по старым советским рецептам. При этом следует учитывать, что ВДНХ — это исторически очень сильный и дорогой бренд, в том числе выставочный. Помните «Золотые медали ВДНХ»? Это же самый ценный знак качества, им и зарубежные участники гордились. Достижения народного хозяйства в России есть, и их надо показывать людям. ВДНХ для этого была создана и будет использоваться сейчас.

Вы говорили, что уберете торговые точки из павильонов. Неужели вообще все?

Одиозные «Меха на ВДНХ» уйдут в прошлое. Но есть арендаторы, к которым мы будем относиться очень бережно и внимательно. Есть, скажем, у нас павильон «Семена». Я сегодня там был и видел, что действительно там торгуют семенами, саженцами, сортовыми розами. Люди туда ходят. Взять и выгнать этих людей в разгар садово-огородного сезона будет неправильно. Плюс останется та торговля, по которой есть межправительственные соглашения. В белорусском павильоне будут продаваться белорусские товары, в армянском — армянские. А вот китайских платков продаваться там точно не должно.

Павильон «Украина» на ВВЦ

Павильон «Украина» на ВВЦ

Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы

Сейчас в мэрии разрабатывается единое архитектурное решение по всей торговле: она должна быть единообразна и приравнена к городским стандартам. И размещаться все будет не на центральной аллее, где люди должны ходить и любоваться памятниками, а в боковых зонах.

Прямо все-все будут одинаковые? И даже «Макдоналдс», который на территории стоит?

«Макдоналдс» является частным собственником своего здания, да и находится он не на первой линии. Так что с ним мы пока на эту тему не разговаривали. Впрочем, он выглядит достойно — стоит за деревьями и любоваться памятниками архитектуры не мешает.

Другое дело — снесенные кафе. Заведения находились в таком состоянии, что при взгляде на большинство из них сразу возникал вопрос даже не о том, портит ли кафе внешний вид исторического места, а о том, безопасно ли там накормить ребенка. Жалобы на обвесы в шашлычных долгое время были бичом ВВЦ. Кроме того, что эти объекты располагались прямо на центральной аллее, их хозяева еще и незаконно застраивали территорию. Видимо, эти арендаторы считали, что вся земля на ВВЦ общая, поэтому можно запросто взять и пристроить себе веранду в двести метров. Это вопросы, за которыми мы сейчас будем следить.

Что вы будете делать с частными постройками? С тем же дворцом миллионера Якова Якубова?

Мы сейчас начнем вести переговоры со всем собственниками и выяснять, законно ли построены эти объекты. Надо цивилизованно решать эти вопросы — либо будем их выкупать, либо брать в аренду, чтобы много денег сразу не вкладывать. Все зависит от той концепции развития ВДНХ, которая будет утверждена мэром Москвы.

Будете ли вы сносить павильоны?

Сносить мы не будем ничего, кроме ветхих и не имеющих исторической ценности построек, которые портят вид архитектурного ансамбля. Ни один из объектов исторического наследия снесен не будет. По поводу строительства новых объектов могу сказать, что оно будет очень локальным, продуманным и бережным. Самым масштабным новым объектом станет крупнейший в Европе океанический парк развлечений. Он возводится на удалении от исторической застройки и памятников архитектуры на месте бывших сараев и теплиц. Его мы достроим к концу года.

Будете ли вы привлекать инвесторов?

Инвесторов, претендующих на торговлю ширпотребом в исторических интерьерах, мы привлекать не собираемся. Мы рассчитываем на системных инвесторов из профильных госкорпораций, коммерческих компаний, готовых помочь Москве в восстановлении ВВЦ, который является достоянием Российской Федерации. У них могли бы появиться свои павильоны. За неимением места многие системообразующие корпорации пришли к тому, чтобы делать отраслевые музеи самостоятельно, они есть, в них интересно, но они закрыты для обычных посетителей. В планах собрать все наиболее успешные практики корпоративных отраслевых музеев, пригласить к сотрудничеству их владельцев. И, конечно, сделать эти музеи не статичными экспозициями для однократного посещения — там должна кипеть жизнь.

Но зачем это госкорпорациям?

Корпорации смогут не только разместить здесь свои музеи. Они смогут проводить здесь лекции, семинары и бизнес-тренинги для сотрудников компании — почему нет? Главное, чтобы созданная ими площадка нормально работала, развивалась и была интересна посетителям ВДНХ.

Уже есть договоренности с компаниями?

Сначала разработаем функциональное наполнение всего комплекса и каждого строения, а потом уже придем с предложениями. Сейчас время обобщения и формулировки идей, наша задача — провести его максимально продуктивно.

Тогда что будет в павильонах этим летом?

Прежде всего мы займемся образованием и развлечением младшего поколения. Программа очень обширная – под нее в постоянном режиме на летний период будет задействована площадь Промышленности — у павильона «Космос».
25 апреля начнет свою работу в 26-м павильоне Политехнический музей, который сейчас закрыт на реконструкцию. Мы примем экспонаты, посвященные глобальным российским достижениям в науке и технологиях.

Благоустройство территории ВВЦ, апрель 2014 года

Благоустройство территории ВВЦ, апрель 2014 года

Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы

А что будет с аттракционами?

Те аттракционы, которые сейчас работают на выставке, не принадлежат ОАО «ГАО ВВЦ» и находятся на территории на правах аренды. Мы изучаем юридическую ситуацию с имеющимися, и после того как будет понятно, на каких основаниях они здесь находятся, будем принимать решения. Ну, а сама необходимость аттракционов в комплексе очевидна.

Привести территорию ВДНХ в порядок пытались много раз. И все безрезультатно. Почему сейчас это должно получиться?

Ситуация изменилась. Раньше не было единого центра управления, основная часть акций находилась в федеральной собственности, Москва владела лишь третью ВВЦ. Было непонятно, из какого бюджета финансировать развитие и куда двигаться. Теперь же город — единственный акционер.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше