На этой неделе в Москве состоялось заседание Совета безопасности РФ по государственной политике в Арктике под председательством президента страны Владимира Путина. В ближайшие несколько лет Москва решила вплотную заняться развитием Арктической зоны России. Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.
Для реализации государственной политики в Арктике в России будет создан специальный госорган. С таким заявлением на днях выступил Владимир Путин. По его словам, «нужен не громоздкий бюрократический орган, а оперативно работающая структура». «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный», — заявил президент.
Глава государства потребовал от правительства подумать, как будут реализовываться мероприятия госпрограммы «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года», поручив «проработать вопросы финансирования программы с 2017 года». По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.
Помимо ресурсного растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие — подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа. Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.
Вместе с тем все новое — это хорошо забытое старое. «Значение Арктики в России понимали и правительство Витте, и большевики. Именно поэтому, еще не преодолев разруху Гражданской войны, в начале 20-х годов начали развитие Севморпути, боролись за особый статус Шпицбергена», — говорит профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин. В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству. Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они «не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания». Для «народно-хозяйственного освоения» Арктики и «обеспечения судоходства» по Севморпути была создана отдельная организация — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). По тому же пути сегодня, по сути, идет Владимир Путин, передавая вопросы развития Арктики в ведение отдельной организации.
Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново. «После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно. Военные городки и техника были брошены», — рассказывает начальник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института наследия Петр Боярский. Однако сейчас все возвращается на круги своя. «Еще в 1994 году, мы бродили по остаткам военной базы на Новой Земле, я говорил Боярскому, что через 10-20 лет русские начнут сюда возвращаться. И не ошибся. В советских школьных географических атласах арктические территории входили в состав СССР, затем, в постсоветские годы, госграница, обозначающая в пределах России большую часть Северного Ледовитого океана, исчезла. Сейчас она появляется вновь», — рассказывает Плюснин.
Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России. «Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения», — отметил глава государства, добавив, что подразделения Минобороны, МЧС и другие службы должны регулярно участвовать в межведомственных учениях и тренировках. Президенту вторил и секретарь Совбеза Николай Патрушев. По его словам, Россия воссоздаст утраченные аэродромы в российской части Арктики. Эти аэродромы будут двойного назначения и станут использоваться, в том числе, для развития Северного морского флота. В конце 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по восстановлению в 2014 году системы российских военных баз в Заполярье. «С военной точки зрения, Арктика — единое оборонное пространство, которое до сих пор в значительной степени не контролируется. Увеличение оборонного присутствия РФ в регионе, как, впрочем, и стран НАТО, — неизбежно», — говорит эксперт Дмитрий Евстафьев.
Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности. «Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На севере сохраняется и воспроизводится уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических и техногенных катастроф. Кроме того, не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной, — Канады — проживает между широтами Киева и Сочи», — говорит Юрий Плюснин.