Арктические амбиции Путина

Что даст России обустройство Арктики?

Российский ученый на арктической станции «Борнео»
Российский ученый на арктической станции «Борнео»
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

На этой неделе в Москве состоялось заседание Совета безопасности РФ по государственной политике в Арктике под председательством президента страны Владимира Путина. В ближайшие несколько лет Москва решила вплотную заняться развитием Арктической зоны России. Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.

Для реализации государственной политики в Арктике в России будет создан специальный госорган. С таким заявлением на днях выступил Владимир Путин. По его словам, «нужен не громоздкий бюрократический орган, а оперативно работающая структура». «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный», — заявил президент.

Глава государства потребовал от правительства подумать, как будут реализовываться мероприятия госпрограммы «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года», поручив «проработать вопросы финансирования программы с 2017 года». По оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Помимо ресурсного растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие — подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа. Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.

Вместе с тем все новое — это хорошо забытое старое. «Значение Арктики в России понимали и правительство Витте, и большевики. Именно поэтому, еще не преодолев разруху Гражданской войны, в начале 20-х годов начали развитие Севморпути, боролись за особый статус Шпицбергена», — говорит профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин. В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству. Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они «не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания». Для «народно-хозяйственного освоения» Арктики и «обеспечения судоходства» по Севморпути была создана отдельная организация — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). По тому же пути сегодня, по сути, идет Владимир Путин, передавая вопросы развития Арктики в ведение отдельной организации.

Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново. «После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно. Военные городки и техника были брошены», — рассказывает начальник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института наследия Петр Боярский. Однако сейчас все возвращается на круги своя. «Еще в 1994 году, мы бродили по остаткам военной базы на Новой Земле, я говорил Боярскому, что через 10-20 лет русские начнут сюда возвращаться. И не ошибся. В советских школьных географических атласах арктические территории входили в состав СССР, затем, в постсоветские годы, госграница, обозначающая в пределах России большую часть Северного Ледовитого океана, исчезла. Сейчас она появляется вновь», — рассказывает Плюснин.

Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России. «Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения», — отметил глава государства, добавив, что подразделения Минобороны, МЧС и другие службы должны регулярно участвовать в межведомственных учениях и тренировках. Президенту вторил и секретарь Совбеза Николай Патрушев. По его словам, Россия воссоздаст утраченные аэродромы в российской части Арктики. Эти аэродромы будут двойного назначения и станут использоваться, в том числе, для развития Северного морского флота. В конце 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по восстановлению в 2014 году системы российских военных баз в Заполярье. «С военной точки зрения, Арктика — единое оборонное пространство, которое до сих пор в значительной степени не контролируется. Увеличение оборонного присутствия РФ в регионе, как, впрочем, и стран НАТО, — неизбежно», — говорит эксперт Дмитрий Евстафьев.

Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности. «Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На севере сохраняется и воспроизводится уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических и техногенных катастроф. Кроме того, не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной, — Канады — проживает между широтами Киева и Сочи», — говорит Юрий Плюснин.

подписатьсяОбсудить
Бутурлиновка — территория без порно
Как и чем живет город, оставивший Россию без PornHub и еще десятков порносайтов
Мандаты с аппетитом
Кто будет принимать решения в Госдуме нового созыва
Сергей РешульскийСдулись
После выборов идеи депутатов стали гораздо менее «народными»
Операция «Кабан»
Правительство планирует поголовное уничтожение диких свиней в Центральной России
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Плодитесь и размножайтесь
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Ответили за козла
Похитителю мужских трусов и любителю резвых козочек вручили Шнобелевскую премию
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
С поганой метлой
Какие тайны инквизиции скрывает легендарный «Молот ведьм»
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
«Барби шайтан выдумал!»
Пластиковую блондинку хотят запретить в России
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Развод случается
Хит-парад версий расставания Анджелины Джоли и Брэда Питта
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США