Страна ледяного ужаса Арктика как новый рубеж экономических интересов

23 фото

В последнее время все больше государств заявляют о своих планах в отношении Арктики. При этом речь идет не только о северных странах, но и о таких далеких от региона государствах, как Китай. Из-за тающих льдов использование Арктики в качестве нового транспортного пути и источника энергоресурсов становится все более перспективным. Таким образом, край, который еще в начале прошлого века полярный исследователь Фритьоф Нансен называл «страной ледяного ужаса», превращается в регион, где сталкиваются экономические интересы многих стран.

Арктика занимает около шестой части поверхности Земли. Две трети ее территории приходится на Северный Ледовитый океан, являющийся самым маленьким океаном мира.

Вид из космоса

Фото: Photri / TopFoto / FOTODOM.RU

Арктика занимает около шестой части поверхности Земли. Две трети ее территории приходится на Северный Ледовитый океан, являющийся самым маленьким океаном мира.

Кроме Северного Ледовитого океана, Арктика включает северные части Тихого и Атлантического океанов, северные побережья Евразии и Северной Америки, Гренландское море, моря Баффина и Бофорта, залив Фокс-Бейсин, Канадский арктический архипелаг, Гренландию и Шпицберген.

Фритьоф Нансен и Ялмар Иогансен направляются к полюсу, покинув судно «Фрам», 1895 год

Фото: архив ИТАР-ТАСС

Кроме Северного Ледовитого океана, Арктика включает северные части Тихого и Атлантического океанов, северные побережья Евразии и Северной Америки, Гренландское море, моря Баффина и Бофорта, залив Фокс-Бейсин, Канадский арктический архипелаг, Гренландию и Шпицберген.

Российская часть Арктики включает море Лаптевых, Баpенцево, Каpское, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а также Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и остров Вpангеля.

Фритьоф Нансен, 1896 год

Фото: TopFoto / FOTODOM.RU

Российская часть Арктики включает море Лаптевых, Баpенцево, Каpское, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а также Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и остров Вpангеля.

Археологические данные говорят о том, что первые люди появились на территории Арктики еще 30 тысяч лет назад. Так, например, стоянки первых людей были найдены в арктической части Республики Коми. Однако в Европе Арктика долгое время считалась непригодной для жизни, судоходства и транспортировки грузов.

Умманнак, Гренландия, 1900 год

Фото: TopFoto / FOTODOM.RU

Археологические данные говорят о том, что первые люди появились на территории Арктики еще 30 тысяч лет назад. Так, например, стоянки первых людей были найдены в арктической части Республики Коми. Однако в Европе Арктика долгое время считалась непригодной для жизни, судоходства и транспортировки грузов.

Русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана еще в XI веке, исследования региона с тех пор не прекращались. В ходе Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов под общим руководством Витуса Беринга было описано и нанесено на карты все сибирское побережье Северного Ледовитого океана. Первые пароходы пошли через Карское море в устье Оби и Енисея в 1874 году. Однако регулярные транспортные перевозки по Северному морскому пути начались в 1930-х годах, их сделало возможными строительство ледокольных судов.

Костюм эскимосов

Изображение: Liszt Collection / TopFoto / FOTODOM.RU

Русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана еще в XI веке, исследования региона с тех пор не прекращались. В ходе Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов под общим руководством Витуса Беринга было описано и нанесено на карты все сибирское побережье Северного Ледовитого океана. Первые пароходы пошли через Карское море в устье Оби и Енисея в 1874 году. Однако регулярные транспортные перевозки по Северному морскому пути начались в 1930-х годах, их сделало возможными строительство ледокольных судов.

Исследование американской части Арктики началось позже, чем евразийской. Хотя викинги открыли Гренландию еще в Х веке, основные исследования пришлись на XIX-й и первую половину XX веков, когда США и Канада стали уже сформировавшимися государствами.

Эскимос читает Saturday Evening Post, 1913 год

Фото: TopFoto / FOTODOM.RU

Исследование американской части Арктики началось позже, чем евразийской. Хотя викинги открыли Гренландию еще в Х веке, основные исследования пришлись на XIX-й и первую половину XX веков, когда США и Канада стали уже сформировавшимися государствами.

В настоящее время Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Ее правовой статус закреплен международными соглашениями.

Ледокол «Красин» во льдах, 1936 год

Фото: архив РИА Новости

В настоящее время Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Ее правовой статус закреплен международными соглашениями.

Границы секторов установлены по краям территорий стран, примыкающих к северному региону, и соединены с центром арктического полюса. При этом большинство арктических стран стараются доказать, что имеют права на большие территории. Для обоснования своих претензий они проводят соответствующие исследования и экспедиции.

Перевозка имущества дрейфующей станции «Северный полюс-1», 1938 год

Фото: А. Ермаков / Фотохроника ТАСС

Границы секторов установлены по краям территорий стран, примыкающих к северному региону, и соединены с центром арктического полюса. При этом большинство арктических стран стараются доказать, что имеют права на большие территории. Для обоснования своих претензий они проводят соответствующие исследования и экспедиции.

В Арктике проживает около 400 тысяч человек (оценки различаются). Коренные народы, продолжающие жить в традиционном обществе и занимающиеся в основном охотой и собирательством, составляют около десяти процентов всего населения.

Иван Папанин и Отто Шмидт, 1938 год

Фото: Сергей Лоскутов / Фотохроника ТАСС

В Арктике проживает около 400 тысяч человек (оценки различаются). Коренные народы, продолжающие жить в традиционном обществе и занимающиеся в основном охотой и собирательством, составляют около десяти процентов всего населения.

 К арктическим народам относят чукчей, коряков, юкагиров, ительменов-камчадалов, алеутов и эскимосов. Кроме того, в Арктике имеют поселения такие северные народы, как саамы (лопари), ненцы, энцы и нганасаны, а также северные якуты, эвенки и эвены.

Рыболовные снасти эскимосов

Фото: Werner Forman Archive / Smithsonian Institution / TopFoto / FOTODOM.RU

К арктическим народам относят чукчей, коряков, юкагиров, ительменов-камчадалов, алеутов и эскимосов. Кроме того, в Арктике имеют поселения такие северные народы, как саамы (лопари), ненцы, энцы и нганасаны, а также северные якуты, эвенки и эвены.

Арктика является местом обитания многих редких биологических видов, которым угрожает вымирание из-за таяния льдов, вызванного глобальным потеплением. В регионе обитает более 20 тысяч видов растений и животных.

Полярники дрейфующей станции «Северный полюс-11» строят снежную баню, 1962 год

Фото: Александр Моклецов / архив РИА Новости

Арктика является местом обитания многих редких биологических видов, которым угрожает вымирание из-за таяния льдов, вызванного глобальным потеплением. В регионе обитает более 20 тысяч видов растений и животных.

В Арктике активно добывают рыбу. В морях региона обитают сельдевые, осетровые и лососевые виды рыб, однако их вылов уступает объемам добычи в более южных морях.

Поднятие советского флага, 1963 год

Фото: TopFoto / FOTODOM.RU

В Арктике активно добывают рыбу. В морях региона обитают сельдевые, осетровые и лососевые виды рыб, однако их вылов уступает объемам добычи в более южных морях.

Основными полезными ископаемыми Арктики, которые человечество сможет разрабатывать в течение ближайших десяти лет, являются нефть и газ. Запасы нефти на шельфе северных морей оцениваются в 90 миллиардов баррелей. Запасы газа составляют 1,67 триллиона кубометров.

Караван судов идет сквозь льды Арктики по каналу, пробитому ледоколом, 1965 год

Фото: Давид Шоломович / архив РИА Новости

Основными полезными ископаемыми Арктики, которые человечество сможет разрабатывать в течение ближайших десяти лет, являются нефть и газ. Запасы нефти на шельфе северных морей оцениваются в 90 миллиардов баррелей. Запасы газа составляют 1,67 триллиона кубометров.

Запасы нефти в Арктике составляют около 13 процентов от общемировых, природного газа — 30 процентов, а сжиженного углеводородного газа — 20 процентов. В то же время добыча углеводородов в регионе сопряжена с большими экологическими рисками из-за сложных климатических условий.

Аквалангисты Арктического и Антарктического НИИ ведут съемки подо льдом Северного Ледовитого океана, 1971 год

Фото: Шестаков / архив РИА Новости

Запасы нефти в Арктике составляют около 13 процентов от общемировых, природного газа — 30 процентов, а сжиженного углеводородного газа — 20 процентов. В то же время добыча углеводородов в регионе сопряжена с большими экологическими рисками из-за сложных климатических условий.

Помимо экологических последствий, добыча нефти и газа на шельфе арктических морей еще и более затратна, чем традиционная добыча углеводородов. Она требует более сложных технологий.

Грузовой теплоход «Дмитрий Пожарский» — один из кораблей арктического класса на трассе Мурманск — Дудинка, 1975 год

Фото: Владимир Вяткин / архив РИА Новости

Помимо экологических последствий, добыча нефти и газа на шельфе арктических морей еще и более затратна, чем традиционная добыча углеводородов. Она требует более сложных технологий.

Российский арктический шельф почти полностью разделен между «Роснефтью» и «Газпромом». Частные компании участки на шельфе получить не могут. Партнерами государства в Арктике должны стать норвежская Statoil, американская ExxonMobil, итальянская Eni и китайская CNPC.

Летнее солнце над Арктикой, 1975 год

Фото: Роман Денисов / архив РИА Новости

Российский арктический шельф почти полностью разделен между «Роснефтью» и «Газпромом». Частные компании участки на шельфе получить не могут. Партнерами государства в Арктике должны стать норвежская Statoil, американская ExxonMobil, итальянская Eni и китайская CNPC.

Экономический эффект от добычи углеводородов в Арктике пока остается под вопросом. Эксперты оценивают его в несколько триллионов рублей в течение ближайших одного-двух десятилетий.  В то же время некоторые нефтяные компании (в том числе российский «Лукойл») настроены по отношению к добыче нефти в Арктике скептически.

Северный морской путь, 1975 год

Фото: Роман Денисов / РИА Новости

Экономический эффект от добычи углеводородов в Арктике пока остается под вопросом. Эксперты оценивают его в несколько триллионов рублей в течение ближайших одного-двух десятилетий. В то же время некоторые нефтяные компании (в том числе российский «Лукойл») настроены по отношению к добыче нефти в Арктике скептически.

Еще одним перспективным направлением экономического использования Арктики является транспорт. Северный морской путь проходит через российскую часть Северного Ледовитого океана, огибая Европу и связывая российский Дальний Восток с Западной Европой. Во многом движение судов по нему упрощается из-за таяния льдов.

Военнослужащие Отдельного арктического пограничного отряда, 1988 год

Фото: В. Киселев / архив РИА Новости

Еще одним перспективным направлением экономического использования Арктики является транспорт. Северный морской путь проходит через российскую часть Северного Ледовитого океана, огибая Европу и связывая российский Дальний Восток с Западной Европой. Во многом движение судов по нему упрощается из-за таяния льдов.

Севморпуть активно использовался в СССР. После распада Советского Союза перевозки по нему упали в несколько раз: по разным оценкам, снижение составило от пяти до десяти раз.

Караван транспортных судов по трассе Северного морского пути, 1984 год

Фото: А. Соломонов / РИА Новости

Севморпуть активно использовался в СССР. После распада Советского Союза перевозки по нему упали в несколько раз: по разным оценкам, снижение составило от пяти до десяти раз.

Первые иностранные суда прошли по этому пути в конце 2009 года: два сухогруза Foresight и Fraternity немецкой компании Beluga Shipping Group транспортировали груз для ТЭЦ в Сургуте.

Земля Франца-Иосифа, 2010 год

Фото: Владимир Баранов / РИА Новости

Первые иностранные суда прошли по этому пути в конце 2009 года: два сухогруза Foresight и Fraternity немецкой компании Beluga Shipping Group транспортировали груз для ТЭЦ в Сургуте.

В 2012 году по Северному морскому пути прошло 46 судов. Они перевезли 1,26 миллиона тонн грузов. Для сравнения, коммерческие грузоперевозки по железным дорогам по итогам 2012 года в России составили 3,1 миллиарда тонн.

Находки российских ученых на Земле Франца-Иосифа, где в 1913 году пропала арктическая экспедиция Георгия Брусилова, 2010 год

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В 2012 году по Северному морскому пути прошло 46 судов. Они перевезли 1,26 миллиона тонн грузов. Для сравнения, коммерческие грузоперевозки по железным дорогам по итогам 2012 года в России составили 3,1 миллиарда тонн.

Первый газовый танкер прошел по Севморпути в октябре прошлого года. Российское судно «Река Обь» доставило в Японию норвежский газ. Северный путь позволяет в два, а иногда и в три раза сократить длину маршрута между Азией и Европой.

Лежбище моржей в национальном парке «Русская Арктика», Оранские острова, архипелаг Новая Земля, 2012 год

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Первый газовый танкер прошел по Севморпути в октябре прошлого года. Российское судно «Река Обь» доставило в Японию норвежский газ. Северный путь позволяет в два, а иногда и в три раза сократить длину маршрута между Азией и Европой.

По прогнозам экспертов, к 2020 году грузооборот по Северному морскому пути должен вырасти до 50 миллионов тонн. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июне текущего года заявлял, что в ближайшее время грузооборот по Северному пути может вырасти до 10 миллионов тонн в год.

Дрейфующая станция «Барнео» в районе Северного полюса, 2013 год

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

По прогнозам экспертов, к 2020 году грузооборот по Северному морскому пути должен вырасти до 50 миллионов тонн. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июне текущего года заявлял, что в ближайшее время грузооборот по Северному пути может вырасти до 10 миллионов тонн в год.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше