Новости партнеров

«Экскурсия по музейному миру страны за полтора часа»

В московском Манеже проходит 16-й фестиваль «Интермузей»

Московский Манеж
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

В московском Манеже с 3 по 9 июня высадится музейный десант. На фестиваль «Интермузей» соберутся представители большинства музеев России и стран СНГ, а также главных европейских и американских институций, чтобы показать свои достижения и поделиться опытом. Зельфира Трегулова, директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, одного из организаторов фестиваля, рассказала «Ленте.ру» о мультимедийных технологиях в музее XXI века и о том, чем простому зрителю может быть интересен профессиональный фестиваль музейщиков.

Этот фестиваль отличается от предыдущих версий?

«Интермузей» — ключевое событие Года культуры в России. Фестиваль проходит уже в 16-й раз, но при этом впервые в самом центре Москвы — в Центральном Манеже. На форуме в этом году многое делается впервые. Например, первый раз за всю историю фестиваля музеи не платят за участие. Впервые вход и для посетителей будет бесплатным.

В этом году у фестиваля остросовременная тема — «Музей в цифровую эпоху».

Музей уже не похож на тот образ, который возникал раньше в сознании обывателя, — традиционная экспозиция с сидящими на стульях смотрительницами. Ситуация решительно меняется, и одна из задач фестиваля — показать, что сегодня российские музеи — современные институции, которые отвечают на вызовы времени. Зритель сегодня уже привык к мультимедийной форме подачи материала, и язык общения с ним должен быть современным.

Может принять участие любой музей?

Мы никому не отказываем. Но в этом году «Интермузей» устанавливает более высокие стандарты. В нем участвует рекордное количество самых разных музеев: от Эрмитажа и музеев Кремля до небольших региональных. Музеи присылают предложения в форме заявок для участия в конкурсной программе, их проверяют на предмет соответствия требованиям. В этом году заявок было много как никогда, и мы рассмотрели их все. Речь шла о представлении мультимедийной составляющей деятельности музеев. Понятно, что если музеи не занимались разработкой мультимедийных способов представления своего материала, то им было трудно попасть на фестиваль.

В региональных музеях используют новые технологии?

В небольших музеях и удаленных регионах с этим возникают проблемы и сложно найти возможности для реализации подобных проектов, так как это дело относительно новое. Серьезным опытом создания мультимедийной экспозиции стало открытие в Москве Еврейского музея и Центра толерантности. Но мы должны понимать, что это новый музей, где почти нет собственных фондов. И мультимедийность в этом случае предопределяется, в том числе, отсутствием подлинных экспонатов. У многих музеев другая проблема: огромные фонды, а показывается десятая часть собрания, а иногда и вовсе один процент.

Чем профессиональный форум интересен простому зрителю?

Здесь в концентрированном виде будут представлены музеи различных направлений из всех регионов. Пройдя по «Интермузею», за полтора часа можно совершить мини-экскурсию по музейному миру страны. Тем более это удобно, потому что представленный материал — мультимедийная презентация. Глядя на стенды, люди поймут, что хотят съездить в какой-то определенный музей. Этот фестиваль понравится и посетителям с детьми: будет создана площадка с детскими программами.

А что дает такая презентация самим музеям?

Приезжают звезды музейного дела: директор музея Виктории и Альберта, директор Музея науки в Лондоне, представители музея Метрополитен и MoMA из США, директор испанского Музея Сальвадора Дали, представители голландского Рейксмузеума, Музея Иерусалима и многие другие. Очень представителен список российских участников: здесь будут выступать коллеги из Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи, представители ИКОМ (Комитет международного совета музеев) и АДИТ (Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии).

У наших иностранных коллег очень сложный график, расписанный на полгода вперед, и для них важной мотивацией приезда в Россию было то, что они смогут пообщаться не только со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из регионов. Многие западные музеи заинтересованы в том, чтобы осуществлять обмен выставками не только с центральными музеями России, но также с музеями региональными, располагающими уникальными историческими и художественными сокровищами. Например, Музей Виктории и Альберта в этом году привозит свою выставку в Казань, а потом она будет показана в Москве. Поэтому для Мартина Рота, его директора, одним из решающих факторов приезда на форум стало участие в фестивале музейщиков из регионов. Наши зарубежные коллеги искренне заинтересованы в том, чтобы поддерживать контакты и расширять их за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Что они там ищут?

В собраниях региональных музеев хранятся удивительные шедевры. Например, в Амстердаме, в Бонне и в Тейт Модерн в Лондоне в этом году пройдет выставка «Малевич и русский авангард». На ней собраны работы Малевича из многих музеев мира, и РОСИЗО помогало собрать для этой выставки 39 работ художника из 13 региональных музеев России. То, что мы привезли в Европу, — это уникальные супрематические работы Малевича, самого признанного на сегодняшний день русского художника.

Чем для наших музеев может быть полезно сотрудничество?

Один из важных моментов сотрудничества — организация стажировок. Наши зарубежные партнеры открыты, готовы делиться своими ноу-хау и делать это отнюдь не формально. В свое время мне предоставилась возможность стажировки в музее Метрополитен в течение трех недель. Мои коллеги старались делать все, чтобы каждая минута времени была использована для установления контактов, приобретения опыта, знакомства с музейными коллекциями. И когда сотрудники из музея Метрополитен приезжали на ответную стажировку в Москву, мы делали для них то же самое. Музейное сообщество разных стран и регионов тесно связано и поддерживает друг друга. И такие фестивали, как «Интермузей», очень способствуют этому.

Культура00:08Сегодня

Сажайте — и вырастет

Кино недели: ужасы тайской зоны, католичества и женской дружбы