Экономика
19:20, 4 июня 2014

Халяльные деньги Сенатор Батин считает, что России давно пора дать зеленый свет исламским финансам

Григорий Коган
Сергей Батин
Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

Сегодня в Казани открылся VI Международный экономический саммит России и стран — членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), проходящий при поддержке Совета Федерации. Одна из тем — развитие в России исламских финансовых инструментов, все больше распространяющихся в мире. Ими активно пользуются и в европейских странах, причем не только мусульмане. Основная их особенность — запрет на процентные ссуды. Это противоречит законам шариата. Интерес же кредитора заключается в различных формах участия в прибыли заемщика. В России проживают миллионы мусульман, при этом исламские финансовые инструменты у нас крайне не развиты. Сенатор Сергей Батин хочет это изменить.

Лента.ру: Сергей Леонидович, в преддверии экономического саммита в Казани вы сказали, что России следует активнее привлекать исламский рынок капиталов. Что для этого нужно с российской стороны?

Сергей Батин: Нужна, во-первых, политическая воля со стороны правительства. А, во-вторых, соответствующие изменения в законодательстве. Даже сейчас, когда банковское и финансовое законодательство совершенно не приспособлено для ведения деятельности в соответствии с законами шариата, существуют некоторые элементы исламских финансов. Но чтобы исламские финансовые инструменты полноценно работали, надо внести изменения в целый ряд законодательных и нормативных актов: Налоговый кодекс, закон о банковской деятельности, закон о рынке ценных бумаг и т.п. Всего нужно внести поправки в 17 федеральных законов.

Лента.ру: Обсуждали ли вы с Центробанком возможность адаптировать законодательство и нормативную базу под исламский банкинг?

С. Б.: Да, мы ведем работу прежде всего с Центробанком и с другими заинтересованными ведомствами.

Лента.ру: А почему в России при значительном мусульманском населении исламский банкинг настолько не развит?

С. Б.: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я думаю, что, так или иначе, мы все равно придем к тому, чтобы развивать этот вид финансовой деятельности. Например, наш сосед и партнер по ЕврАзЭс и Таможенному союзу — Казахстан — уже ушел далеко вперед в сфере исламских финансов. Они приняли все необходимые законы, и там система исламского банкинга работает наряду с обычной банковской системой. Я считаю, что мы должны брать с них пример.

Лента.ру: Когда вы говорите о законах, которые нужно принять, речь идет об идее или об уже написанных конкретных законопроектах?

С. Б.: Ну, разумеется, законопроекты уже разработаны и уже обсуждались в Госдуме. Более того, они рассматривались еще Госдумой предыдущего созыва. Правда, пока эти проекты на стадии обсуждения и еще не приняты ни в одном из чтений. Но я думаю, этот вопрос времени. Ничего сверхъестественного в этих инициативах нет. Просто создаем условия для еще одного вида финансовых инструментов. Мои коллеги из комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам полностью разделяют эти инициативы. От депутатов Госдумы я тоже не встречал возражений.

Лента.ру: Вы говорите, что идея возникла давно, обсуждалась еще прошлой Думой… А почему именно сейчас вы так активизировались?

С. Б.: Я считаю, что именно теперь, когда к России применяются неадекватные меры со стороны наших партнеров — США, Великобритании, европейских стран, — нам необходимо расширять связи с Востоком. Заключили соглашение с Китаем, нужно привлекать к сотрудничеству и исламские страны.

Лента.ру: Каков потенциал возможных исламских инвестиций в Россию? И какой объем капитала может быть вложен в российскую экономику, если исламскому банкингу дадут зеленый свет?

С. Б.: Оценки есть, но они экспертные и неточные — мне бы не хотелось их приводить. Так или иначе, потенциал огромен. Представители исламского мира давно интересуются нашим рынком. Они проявляют интерес к проектам в особых экономических зонах, говорят, что с удовольствием в них бы участвовали. На предыдущем международном форуме было подписано с представителями исламских стран контрактов более чем на один миллиард долларов. А если у нас будут удобные им финансовые инструменты — нас ждет кратное увеличение инвестиций.

< Назад в рубрику