В садах Джардини открылась и будет работать до конца осени Венецианская архитектурная биеннале, главный смотр достижений мировой архитектуры. Тема этого года — «Основы». Предложивший ее куратор выставки Рэм Колхас решил отказаться от традиции показывать на биеннале все самое новое и оригинальное. «Основы» разбирают архитектурное сооружение на составные части: разделы выставки посвящены полу, потолку, лестницам, дверям и так далее. Но больше всего корреспондента «Ленты.ру» заинтересовали унитазы.
У входа в главный павильон стоит «Дом-Ино» — образец здания из стандартизированных модулей, запатентованный в 1914 гением конструктивизма Ле Корбюзье. Рэм Колхас принял аналогичную модульную систему за основу экспозиции. Каждый элемент здания он поместил в отдельном зале и показывает его в исторической перспективе.
Например, в зале крыш показаны макеты домов (предоставленные Британским музеем) из разных стран со всевозможными типами кровли. Колхас выделяет китайскую систему IX века, в которой был разработан четкий стандарт для каждой детали и продумана система сборки. Закон требовал строить крыши только по установленным правилам.
В «оконном» зале собрана коллекция окон разных исторических периодов. И тут же показаны механизмы, которые позволяют современному окну поворачиваться в разные стороны. Зал потолков сделан как учебное пособие для архитекторов: к его стенам прикреплены большие листы с описанием современных потолочных решений. Зал дверей показывает историю от хитроумных ловушек в замке XVI века до систем безопасности в аэропорту.
Функциональность элементов здания превыше всего, уверен Колхас. В зале фасадов это сказано прямым текстом. Раньше фасад был законченной самостоятельной композицией, сообщается зрителю в экспликации, теперь же он стал просто оболочкой, свойства которой влияют на все внутри здания. Набор этих элементов Колхас никак не увязывает с архитектурной традицией. Биеннале напоминает средневековый кодекс, в котором есть все и еще остается место для новых категорий.
Эти категории можно множить сколько хватит сил, поскольку в них нет системы. «Камины» показаны со слепка первобытного очага до электрочайника и микроволновки, а завершает их историю суперсовременная система отопления под названием Local warming, которая следит за человеком и направляет поток тепла в его сторону. Раздел «доступная среда» включает и фотографию Тима Наджента, борца за внедрение рамп и пандусов для людей с ограниченными возможностями, и проект французского архитектора Клода Парана, который еще в 1960-х годах строил дома с рампами: он считал, что на наклонных поверхностях удобнее сидеть или лежать. К тому же это будит творческую активность.
Много занимательного нашлось и в разделе «лифты». По выставке ездит экспериментальный самоходный горизонтальный лифт, рядом с ним узкий лифт-капсула с буром в нижней части, с помощью которого из-под завалов спасают горняков. Тут же эскалаторы — родственники лифтов в системе отображения «всего архитектурного» Колхаса. На биеннале можно видеть остатки единственного в мире спирального эскалатора. Много лет он был замурован в лондонском метро, потому что проработал всего один день после открытия и сломался.
Фото: предоставлено «la Biennale di Venezia»
Еще больше разнообразия в разделе «балконы». Есть балконы модернистские и конструктивистские, выстроен в натуральную величину огромный восточный балкон, а в нем разместились макеты балконов, с которых выступали знаменитые диктаторы от Гитлера до Перона. Сюда же попал балкон японского императора, а чтобы не перепутать владельцев, к балконам приклеены картонные фигурки политических деятелей.
Но особенное восхищение вызвала у публики коллекция унитазов. На выставке представлены все унитазы мира, от древнейшего образца из терм Каракаллы (III век нашей эры) до суперсовременного полностью автоматизированного японского унитаза. Есть и традиционный японский туалет, чрезвычайно распространенный в этой стране до сих пор. Он похож на немного улучшенную дыру в полу.
Однако современная канализация — сравнительно новое явление. Ватерклозет (туалет со смывом) получил распространение только в XIX веке. Немногим больше ста лет назад появился фаянсовый прибор с фирменным названием «унитаз». Изобретение не приживалось до тех пор, пока королева Виктория не повелела его у себя во дворце, после чего англичане начали экспорт в другие страны, в том числе в Россию. Завершает выставку унитазов синяя пластмассовая коробочка, которую следует применять по назначению при дефиците воды. На разработку этой модели был проведен международный конкурс.
Венецианская архитектурная биеннале будет работать до конца осени, и если кто заинтересовался, время еще есть.