Русский голос на евробиеннале

Российские художники на биеннале современного искусства «Манифеста»

Иван Химин, выставка «Сигнал», куратор Петр Белый
Иван Химин, выставка «Сигнал», куратор Петр Белый
Фото: Арсений Штейнер

В Санкт-Петербурге открылась биеннале современного искусства «Манифеста». Она считается третьей по значимости профильной биеннале в мире. Каждые два года «Манифеста» проводится в разных городах Европы, и сейчас впервые покинула пределы Евросоюза. Основной проект «Манифесты-10» проходит в Государственном Эрмитаже и Главном штабе, а выставки параллельной программы занимают различные площадки города. «Лента.ру» расспросила нескольких российских участников биеннале, что они думают о десятой «Манифесте» и о себе.

Группа «ЕлиКука», Москва
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» вышла несколько беззубая, но нужно понимать контекст российской ситуации: всех могут посадить в тюрьму. И непонятно: лучше бы и правда всех посадили и художники делали бы выставки в тюрьме или уезжали за рубеж — или стоит делать такого рода проекты с целью развлечения и просвещения публики. Просвещения на «Манифесте» немного: проблематика животрепещущих вопросов не раскрыта. Единственная хоть сколько-то политическая работа в Эрмитаже — это та, где изображены известные геи (автор — художник Марлен Дюма). Все остальное абсолютно аполитично. Но другого формата выставка здесь происходить не может.

(Группа «ЕлиКука» показывает на Манифесте видео, которое выключается, когда к нему подходит зритель, поэтому и мы не можем показать его здесь).

Иван Плющ, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Кадетский корпус

— Для России это сложный период, и хорошо, что сейчас случилась «Манифеста». Последние политические события оказались как нельзя кстати для художественного контекста. «Манифеста» часто выбирает проблемные места, и сложно было найти более проблемное место. Если бы это событие здесь бойкотировали, то случилась бы полная и притом осмысленная изоляция нашего художественного мира. С технической точки зрения, на биеннале все сделано хорошо. У меня непростые работы, и смонтировать их стоит больших усилий, в том числе ту, которая представлена на параллельной программе «Манифесты». Просто на Западе другая специфика: они работают с обедом и до шести, а у нас все знают, что можно работать без обеда и круглые сутки, поэтому можно начать чуть позже, а потом остаться жить на монтаже.

Елена Ковылина, Москва
Основной проект, Главный штаб

— Для выставки был выбран перформанс 2007 года «Равенство», который я уже показывала в Париже и Москве. Люди разного роста, разной национальности, разного возраста, пола и социального статуса стоят на табуретках. При этом ножки табуреток подрезаны таким образом, что макушки людей образуют одну линию. Работа, повторенная на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, взаимодействует с различными смысловыми контекстами: здесь и перекличка с революционными событиями 1917 года в Петрограде, и с ремейком штурма Зимнего дворца, поставленного в годовщину Октябрьской революции Евреиновым. На фоне последних политических событий на Украине возникают ассоциации с европейской демократией, которая, предав собственные идеалы, поддерживает неонацистское правительство на Украине. Но и проблема социального неравенства и колоссального расслоения общества в России также актуализируется этим перформансом.

Арт-группировка ZIP, Краснодар
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» несет европейские демократические ценности по всему миру. И очень было важно в не очень демократическую страну принести демократические ценности, которые хорошо транслируются через современное искусство, как сообщество наиболее свободных художников. Нашумела история с бойкотами: левые художники все время хотят все бойкотировать, но чего бойкотировать-то? Вот, например, мы сделали инсталляцию и перформанс-акцию, которая называется «Кафе «Свинина Фри-арт». У нас на инсталляции был шашлык (21 килограмм свинины, шейка и корейка), но он закончился, но есть еще выпивка. И это хорошо.

Антон Чумак, Санкт-Петербург
Куратор выставки «Магнитное поле», параллельная программа

— На «Манифесту» потрачено очень много усилий и денег. Возможно, было бы лучше направить эти средства не на временное мероприятие, а на арт-центр, который бы поддерживал постоянную активность в городе. «Манифеста» выжала все ресурсы. С другой стороны, местная среда показала, что способна на очень и очень многое за рамками диковинных привозных вещей. Так что значение «Манифесты» для Петербурга больше, чем просто безвкусный основной проект в Эрмитаже. На нашей выставке «Магнитное поле» молодые питерские художественные группы. Традиция коллективных художественных практик начинает возрождаться. Сближение и объединение авторов в группы сегодня происходит новым образом, эти арт-группы не имеют строгих границ и не стремятся подчинить свою деятельность общей идеологии.

Кирилл Шаманов, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Музей стрит-арта

Самогон на крови. Комментирует автор.

Самогон на крови. Комментирует автор.
подписатьсяОбсудить
Где золото моют
Репортаж «Ленты.ру» с золотого прииска в Якутии
«"Реальные пацаны" — у нас таких нет»
Первый рэпер Якутии о шаманах, фольклоре и особенностях национального характера
Фабрика зверств
Притравочные станции — аморальная забава или жестокая необходимость
Владимир Путин и Дмитрий Медведев завтракают в резиденции «Бочаров ручей»Политическая кухня
Еда, посуда и повара кремлевского двора
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Дональд Трамп и Пол МанафортПорочащие связи
Как работа с «Костей из ГРУ» подвела главу предвыборного штаба Трампа
Последние деньки
Как россияне пытаются поймать конец лета на море
Шикарные колеса
Самые фешенебельные железнодорожные маршруты мира
Наш юг накормит, опьянит
Фестиваль «О, да! Еда!» впервые прошел на курорте Абрау-Дюрсо
Карибский вопрос
10 причин провести следующий отпуск в Доминикане
«Долбаный идиот» или любящая бабушка?
За кого голосуют американские женщины-знаменитости
Бермудский прямоугольник
Фотограф выяснил, что россиянки носят в своих сумочках
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
Сам себе гастарбайтер
Фотоистория граждан Бангладеш, работающих за 10 долларов на вредном производстве
Гран-при Бельгии
Онлайн-трансляция самой непредсказуемой гонки Формулы-1
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон