Русский голос на евробиеннале

Российские художники на биеннале современного искусства «Манифеста»

Иван Химин, выставка «Сигнал», куратор Петр Белый
Иван Химин, выставка «Сигнал», куратор Петр Белый
Фото: Арсений Штейнер

В Санкт-Петербурге открылась биеннале современного искусства «Манифеста». Она считается третьей по значимости профильной биеннале в мире. Каждые два года «Манифеста» проводится в разных городах Европы, и сейчас впервые покинула пределы Евросоюза. Основной проект «Манифесты-10» проходит в Государственном Эрмитаже и Главном штабе, а выставки параллельной программы занимают различные площадки города. «Лента.ру» расспросила нескольких российских участников биеннале, что они думают о десятой «Манифесте» и о себе.

Группа «ЕлиКука», Москва
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» вышла несколько беззубая, но нужно понимать контекст российской ситуации: всех могут посадить в тюрьму. И непонятно: лучше бы и правда всех посадили и художники делали бы выставки в тюрьме или уезжали за рубеж — или стоит делать такого рода проекты с целью развлечения и просвещения публики. Просвещения на «Манифесте» немного: проблематика животрепещущих вопросов не раскрыта. Единственная хоть сколько-то политическая работа в Эрмитаже — это та, где изображены известные геи (автор — художник Марлен Дюма). Все остальное абсолютно аполитично. Но другого формата выставка здесь происходить не может.

(Группа «ЕлиКука» показывает на Манифесте видео, которое выключается, когда к нему подходит зритель, поэтому и мы не можем показать его здесь).

Иван Плющ, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Кадетский корпус

— Для России это сложный период, и хорошо, что сейчас случилась «Манифеста». Последние политические события оказались как нельзя кстати для художественного контекста. «Манифеста» часто выбирает проблемные места, и сложно было найти более проблемное место. Если бы это событие здесь бойкотировали, то случилась бы полная и притом осмысленная изоляция нашего художественного мира. С технической точки зрения, на биеннале все сделано хорошо. У меня непростые работы, и смонтировать их стоит больших усилий, в том числе ту, которая представлена на параллельной программе «Манифесты». Просто на Западе другая специфика: они работают с обедом и до шести, а у нас все знают, что можно работать без обеда и круглые сутки, поэтому можно начать чуть позже, а потом остаться жить на монтаже.

Елена Ковылина, Москва
Основной проект, Главный штаб

— Для выставки был выбран перформанс 2007 года «Равенство», который я уже показывала в Париже и Москве. Люди разного роста, разной национальности, разного возраста, пола и социального статуса стоят на табуретках. При этом ножки табуреток подрезаны таким образом, что макушки людей образуют одну линию. Работа, повторенная на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, взаимодействует с различными смысловыми контекстами: здесь и перекличка с революционными событиями 1917 года в Петрограде, и с ремейком штурма Зимнего дворца, поставленного в годовщину Октябрьской революции Евреиновым. На фоне последних политических событий на Украине возникают ассоциации с европейской демократией, которая, предав собственные идеалы, поддерживает неонацистское правительство на Украине. Но и проблема социального неравенства и колоссального расслоения общества в России также актуализируется этим перформансом.

Арт-группировка ZIP, Краснодар
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» несет европейские демократические ценности по всему миру. И очень было важно в не очень демократическую страну принести демократические ценности, которые хорошо транслируются через современное искусство, как сообщество наиболее свободных художников. Нашумела история с бойкотами: левые художники все время хотят все бойкотировать, но чего бойкотировать-то? Вот, например, мы сделали инсталляцию и перформанс-акцию, которая называется «Кафе «Свинина Фри-арт». У нас на инсталляции был шашлык (21 килограмм свинины, шейка и корейка), но он закончился, но есть еще выпивка. И это хорошо.

Антон Чумак, Санкт-Петербург
Куратор выставки «Магнитное поле», параллельная программа

— На «Манифесту» потрачено очень много усилий и денег. Возможно, было бы лучше направить эти средства не на временное мероприятие, а на арт-центр, который бы поддерживал постоянную активность в городе. «Манифеста» выжала все ресурсы. С другой стороны, местная среда показала, что способна на очень и очень многое за рамками диковинных привозных вещей. Так что значение «Манифесты» для Петербурга больше, чем просто безвкусный основной проект в Эрмитаже. На нашей выставке «Магнитное поле» молодые питерские художественные группы. Традиция коллективных художественных практик начинает возрождаться. Сближение и объединение авторов в группы сегодня происходит новым образом, эти арт-группы не имеют строгих границ и не стремятся подчинить свою деятельность общей идеологии.

Кирилл Шаманов, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Музей стрит-арта

Самогон на крови. Комментирует автор.

Самогон на крови. Комментирует автор.
Обсудить
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Они так видят
Самые популярные фотографии Instagram за ноябрь
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить