Культура
15:51, 2 июля 2014

Русский голос на евробиеннале Российские художники на биеннале современного искусства «Манифеста»

Иван Химин, выставка «Сигнал», куратор Петр Белый
Фото: Арсений Штейнер

В Санкт-Петербурге открылась биеннале современного искусства «Манифеста». Она считается третьей по значимости профильной биеннале в мире. Каждые два года «Манифеста» проводится в разных городах Европы, и сейчас впервые покинула пределы Евросоюза. Основной проект «Манифесты-10» проходит в Государственном Эрмитаже и Главном штабе, а выставки параллельной программы занимают различные площадки города. «Лента.ру» расспросила нескольких российских участников биеннале, что они думают о десятой «Манифесте» и о себе.

Группа «ЕлиКука», Москва
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» вышла несколько беззубая, но нужно понимать контекст российской ситуации: всех могут посадить в тюрьму. И непонятно: лучше бы и правда всех посадили и художники делали бы выставки в тюрьме или уезжали за рубеж — или стоит делать такого рода проекты с целью развлечения и просвещения публики. Просвещения на «Манифесте» немного: проблематика животрепещущих вопросов не раскрыта. Единственная хоть сколько-то политическая работа в Эрмитаже — это та, где изображены известные геи (автор — художник Марлен Дюма). Все остальное абсолютно аполитично. Но другого формата выставка здесь происходить не может.

(Группа «ЕлиКука» показывает на Манифесте видео, которое выключается, когда к нему подходит зритель, поэтому и мы не можем показать его здесь).

Иван Плющ, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Кадетский корпус

— Для России это сложный период, и хорошо, что сейчас случилась «Манифеста». Последние политические события оказались как нельзя кстати для художественного контекста. «Манифеста» часто выбирает проблемные места, и сложно было найти более проблемное место. Если бы это событие здесь бойкотировали, то случилась бы полная и притом осмысленная изоляция нашего художественного мира. С технической точки зрения, на биеннале все сделано хорошо. У меня непростые работы, и смонтировать их стоит больших усилий, в том числе ту, которая представлена на параллельной программе «Манифесты». Просто на Западе другая специфика: они работают с обедом и до шести, а у нас все знают, что можно работать без обеда и круглые сутки, поэтому можно начать чуть позже, а потом остаться жить на монтаже.

Елена Ковылина, Москва
Основной проект, Главный штаб

— Для выставки был выбран перформанс 2007 года «Равенство», который я уже показывала в Париже и Москве. Люди разного роста, разной национальности, разного возраста, пола и социального статуса стоят на табуретках. При этом ножки табуреток подрезаны таким образом, что макушки людей образуют одну линию. Работа, повторенная на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, взаимодействует с различными смысловыми контекстами: здесь и перекличка с революционными событиями 1917 года в Петрограде, и с ремейком штурма Зимнего дворца, поставленного в годовщину Октябрьской революции Евреиновым. На фоне последних политических событий на Украине возникают ассоциации с европейской демократией, которая, предав собственные идеалы, поддерживает неонацистское правительство на Украине. Но и проблема социального неравенства и колоссального расслоения общества в России также актуализируется этим перформансом.

Арт-группировка ZIP, Краснодар
Параллельная программа, коллективная выставка «НеМузей»

— «Манифеста» несет европейские демократические ценности по всему миру. И очень было важно в не очень демократическую страну принести демократические ценности, которые хорошо транслируются через современное искусство, как сообщество наиболее свободных художников. Нашумела история с бойкотами: левые художники все время хотят все бойкотировать, но чего бойкотировать-то? Вот, например, мы сделали инсталляцию и перформанс-акцию, которая называется «Кафе «Свинина Фри-арт». У нас на инсталляции был шашлык (21 килограмм свинины, шейка и корейка), но он закончился, но есть еще выпивка. И это хорошо.

Антон Чумак, Санкт-Петербург
Куратор выставки «Магнитное поле», параллельная программа

— На «Манифесту» потрачено очень много усилий и денег. Возможно, было бы лучше направить эти средства не на временное мероприятие, а на арт-центр, который бы поддерживал постоянную активность в городе. «Манифеста» выжала все ресурсы. С другой стороны, местная среда показала, что способна на очень и очень многое за рамками диковинных привозных вещей. Так что значение «Манифесты» для Петербурга больше, чем просто безвкусный основной проект в Эрмитаже. На нашей выставке «Магнитное поле» молодые питерские художественные группы. Традиция коллективных художественных практик начинает возрождаться. Сближение и объединение авторов в группы сегодня происходит новым образом, эти арт-группы не имеют строгих границ и не стремятся подчинить свою деятельность общей идеологии.

Кирилл Шаманов, Санкт-Петербург
Параллельная программа, Музей стрит-арта

Самогон на крови. Комментирует автор.

< Назад в рубрику