Мир
08:55, 21 июля 2014

Преступление, о котором принято молчать Почему Индию захлестнула волна изнасилований

Алексей Куприянов
Полицейские сопровождают одного из четырех осужденных за групповое изнасилование, Мумбаи, Индия
Фото: Rafiq Maqbool / AP

В Индии каждые 22 минуты совершается изнасилование. Зачастую такие преступления бывают групповыми, а иногда заканчиваются убийством. Неспособность урегулировать эту проблему стала одной из причин недавнего поражения Индийского национального конгресса, находившегося у власти 10 лет. Теперь вести кампанию по борьбе с сексуальным насилием над женщинами предстоит новой правящей партии — «Бхаратия джаната парти». Удастся ли ей переломить ситуацию, сложившуюся из-за гендерного дисбаланса и социальных традиций — вопрос открытый.

Несколько дней назад в индийском Мумбае суд вынес обвинительный приговор двум подросткам по делу о групповом изнасиловании. От смерти преступников спас только возраст — их подельников приговорили либо к пожизненному заключению, либо к высшей мере. Наказание определили уже в соответствии с новой, значительно ужесточенной, редакцией статьи в уголовном кодексе. Изнасилование прочно удерживает четвертое место в списке преступлений против женщин в Индии, уступая только домашнему насилию, оскорблению на улице и похищению. Причем число жертв изнасилования все время растет. Рискуют не только индианки, но и иностранные туристки независимо от возраста. В 2012 году групповое изнасилование девушки в автобусе, повлекшее ее смерть, привело к массовым акциям протеста: сотни тысяч людей вышли на улицы, требуя от правительства и полиции защитить индийских женщин от насильников. Неспособность властей справиться с волной преступности стала одной из причин поражения Индийского национального конгресса (ИНК) на выборах. Что же толкает индийцев на преступление снова и снова?

Понаехали

Когда после нашумевшего изнасилования в 2012 году задержали подозреваемых, источники в полиции сразу сообщили прессе: среди арестованных – ни одного делийца, все приезжие. Мигранты на улицах Нью-Дели — явление не менее привычное, нежели на улицах Москвы. Разница только в том, что, если в российскую столицу едут на заработки преимущественно жители соседних государств, то в индийскую за лучшей жизнью стекаются жители беднейших штатов. Первенство держит Бихар. Бихарец в столичном фольклоре — деревенщина со смешным акцентом, любимый персонаж анекдотов и нетолерантных шуток.

Согласно переписи населения 2011 года, мигрантами оказались 30 процентов всего населения Индии. Из деревень в города людей гонят бедность, аграрный кризис и перенаселение. Приезжие селятся в трущобах, где нет элементарных удобств, воды и электричества, и работают за мизерную плату. Для женщин из деревни есть лишь два пути: либо на стройку, заниматься тяжелым физическим трудом, либо в домработницы. Единственное исключение составляют девушки, которых привезли в город, пообещав райскую жизнь, а в итоге продали в бордели. Ежедневно в Индии по статистике убивают восемь домработниц, многих перед этим насилуют. Если обходится без убийства, женщина все равно не обращается в полицию, чтобы сохранить, хоть и копеечный, но стабильный заработок.

Но, если женщины-мигранты забиты и безответны, то мужчины, как правило, более агрессивны. Они приезжают из деревни, где до сих пор блюдутся стародавние обычаи и женщины в городе в коротких юбках, пьющие алкоголь, спокойно стоящие среди мужчин в ожидании общественного транспорта, вызывают у них непонимание и крайнее раздражение.

Древние обычаи

Индийская деревня — оплот традиций и консерватизма. Несмотря на то, что кастовая система в Индии официально отменена, именно на ней строится вся система власти в сельской местности. Старейшины из печально известных кхап панчайятов (деревенских советов) управляют селами практически неограниченно. Именно эти кружки уважаемых стариков, по данным полиции, организуют групповые изнасилования и убийства «во имя чести семьи», а также применяют такое страшное оружие, как бойкот — вся семья женщины становится изгнанниками в своей деревне, и их допускают обратно в общество только после сурового наказания. Кхап панчайяты стали в индийской прессе символом отсталости и косности, и в 2011 году они были официально распущены решением верховного суда, но нелегально продолжают действовать до сих пор.

Индийская деревня представляет собой строгую систему каст, иерархию, в которой на верхушке находятся брахманы, а внизу — далиты, «неприкасаемые», вообще не входящие в эту структуру. Землевладельцы, как правило, принадлежат к одной из высших каст — «дваждырожденных», безземельные и рабочие — к низшим, а большинство и вовсе к «неприкасаемым». Нередко представители высших каст, не боясь осквернить себя, совершают преступления. Индию в свое время потрясла история Бханвари Деви, далитки, которая выступала против ранних браков. Группа мужчин из высших каст подвергла ее групповому изнасилованию в наказание, но суд даже отказался рассматривать это дело: как объяснил судья, он не верит, что «дваждырожденный осквернил бы себя изнасилованием женщины низшей касты».

Много шума в свое время наделало заявление представителя одного из правых движений, тесно связанных с пришедшей недавно к власти «Бхаратия джаната парти» (БДП), Мохана Бхавата, который заявил: «Массовые изнасилования — проблема Индии, а не Бхарат». Бхарат – древнее название Индии на хинди; таким образом, Бхават намекнул на то, что весь вопрос изнасилований — следствие исключительно западного влияния. Заявление вызвало бурю возмущения, в прессу стали все чаще просачиваться страшные подробности: в некоторых деревнях женщин, которые отвергли сексуальные домогательства или бросили вызов патриархальным нормам, проводили по улицам обнаженными, привязывали к дереву и линчевали. Но статистика по насилию в деревнях ведется в Индии из рук вон плохо, не говоря уже о принуждении к сексу в семье — такого пункта вообще нет в индийском уголовном кодексе.

Индийские судьи крайне неохотно берутся за дела, касающиеся изнасилований: засудить насильника, если случай не слишком резонансный, очень тяжело. На семью жертвы оказывают давление панчайяты и родня преступников, зачастую в травлю включаются сами представители закона. В сентябре 2012 года женщину из низшей касты изнасиловали в штате Харьяна. После этого она отсидела десять дней в тюрьме по обвинению в лжесвидетельстве и отозвала иск.

Правительство выплачивает почти три с половиной тысячи долларов жертвам, которые не побоялись обратиться в полицию после изнасилования. Но многие предпочитают держать произошедшее в тайне, так как шанс обесчещенной женщины выйти замуж крайне мал. И даже при этом условии лишь четверть процессов заканчивается обвинительными приговорами.

Семья и школа

Уже долгие годы Индия пытается решить вопрос с половым просвещением в школах. Против введения этого предмета активно выступают правые партии, настаивающие на том, что секс до брака «аморален, неэтичен и вреден для здоровья». Идея внести половое просвещение в школьную программу рассматривается как следствие тлетворного влияния Запада, намеревающегося подорвать традиционную мораль.

В итоге, как объясняют защитники полового просвещения, дети все равно узнают вкус запретного плода, но весьма специфическим образом. Недавно на окраине Дели 14-летний подросток жестоко изнасиловал шестилетнюю девочку. В полиции он объяснил, что вдохновил его на это просмотр порноролика на мобильном телефоне. По статистике, за прошлый год по обвинениям в изнасиловании были задержаны 1316 несовершеннолетних, причем, по словам экспертов, чаще всего именно их действия отличаются крайней жестокостью. Масла в огонь подливает то, что максимум, который грозит подростку — три года исправительной колонии, в которой его будут кормить и поить за счет государства, и к тому же бесплатно дадут полезную профессию. Многим его сверстникам в это время придется добывать пропитание самостоятельно и оплачивать учебу из своего кармана.

Слишком много мужчин

Но все перечисленные выше проблемы — это лишь верхушка айсберга. Под ними лежит огромная проблема даже не государственного, а цивилизационного масштаба — гендерный дисбаланс.

На полуострове Индостан с давних времен родившийся мальчик считался для родителей благом, а девочка — обузой. Мальчик помогал в поле, зарабатывал на жизнь и наследовал хозяйство, а девочку требовалось как можно удачнее выдать замуж, да еще и дать за ней подобающее приданое. До появления УЗИ эту проблему решали уже после рождения ребенка: мальчиков оставляли, а девочек, если было понятно, что семья не прокормит, уносили в джунгли или к ближайшей реке. Подобный обычай практиковался в свое время у всех народов мира, но если западная цивилизация накопила достаточно богатств, чтобы его изжить, то в Индии, где по-прежнему лишний рот в семье может означать голодную смерть для всех, он сохранился.

После появления ультразвуковой диагностики от младенца нежеланного пола начали избавляться еще в утробе. Сейчас, по данным индийского министерства здравоохранения, в год делается 700 тысяч абортов девочек. В итоге гендерный дисбаланс достиг чудовищных значений: на 1000 мужчин приходится 940 женщин (для сравнения: в России на 1000 мужчин приходится 1160 женщин), то есть в Индии десятки миллионов мужчин не могут найти себе подругу. Первенство держит штат Харьяна: там на 1000 мужчин приходится 879 женщин. В стране по-прежнему большая часть деревенского населения живет по сложившимся веками обычаям, и хотя почти десять лет назад был принят закон, по которому женщины имеют равные с мужчинами права на наследование имущества, он почти не работает.

В итоге в Индии число молодых мужчин, не имеющих возможности когда-либо завести семью, превышает все население России. Неудивительно, что число изнасилований на этом фоне растет как на дрожжах. Индийское правительство пытается исправить диспропорцию выплатой символической компенсации в случае рождения девочки и бесконечными запретами. Запрещены тесты, определяющие пол ребенка, и аборты по их показаниям. Все эти запреты, разумеется, обходятся. Как цинично шутят индийские врачи, «заплатите 500 рупий сейчас и сэкономьте 50 тысяч рупий, которые вам придется потратить на приданое, в будущем».

В предыдущие годы индийские политики не раз позволяли себе достаточно спорные высказывания по поводу изнасилований. То один, то другой чиновник или депутат выдавал нечто вроде: «Изнасилования — это случайные инциденты», «Бывают изнасилования оправданные, а бывают и неоправданные». Лидер местной партии в штате Уттар-Прадеш, например, призывая смягчить приговор участникам группового изнасилования, заявил: «Мальчики иногда совершают ошибки, что же их теперь, за это вешать?» И чаще всего такие высказывания позволяли себе политики правого спектра. Но именно пришедшему к власти в Индии правому правительству придется так или иначе решить вопрос с изнасилованиями, если министры не хотят повторить судьбу своих предшественников из Индийского национального конгресса.

< Назад в рубрику