Федеральная миграционная служба (ФМС) недостаточно открыта и понятна для граждан, считает министр по делам Открытого правительства (ОП) Михаил Абызов. На прошедшем сегодня совещании с главой ФМС Константином Ромодановским министр указал главе ведомства на претензии со стороны граждан и заметил, что понятность должна стать визитной карточкой ФМС. В качестве примеров, на которые следует ориентироваться миграционной службе, Абызов назвал аналогичные ведомства Мексики, Франции и Канады.
Встреча, посвященная работе ФМС, проходила в рамках реализации стандарта открытости, который активно внедряется в министерствах по инициативе правительства, ответственный за эту работы — Михаил Абызов. В ОП считают, что все государственные службы должны быть открыты, понятны и прозрачны для граждан. ФМС в этом плане, по мнению Абызова, есть к чему стремиться. «Давайте посмотрим сайт службы — вроде на первый взгляд все неплохо организовано, но в деталях мало что можно понять, — говорит Абызов. — Зайдите в раздел по услугам, там километр сплошного текста. Но как это все понять тем же мигрантам? Есть пара-тройка разделов на английском, а вот разделов на других языках, на которых читают основные группы мигрантов, нет». По словам Абызова, понятность должна стать визитной карточкой ФМС, потому что и наши граждане, и иностранцы каждый день обращаются к сотрудникам службы за получением госуслуг и далеко не всегда они удовлетворены качеством оказания этих услуг.
В ОП «Ленте.ру» рассказали, что в марте по их инициативе 63 министерства и ведомства провели самотестирование и оценили свою работу по 10 критериям. В числе лидеров рейтинга оказалась именно ФМС. Максимально возможные баллы (30 из 30) служба поставила себе в таких номинациях, как «публичная отчетность» и «антикоррупционная деятельность». Близкими к максимальным (27 баллов) оказались оценки за «понятность», «работу с обращениями граждан» и «работу с референтными группами», к которым, в частности, относятся и трудовые мигранты. Однако опрос ВЦИОМ, проведенный вскоре после этого по заказу ОП, поставил под сомнение самооценку ФМС. Эксперты не подтвердили высокие показатели миграционного ведомства.
Стоит также напомнить, что в июне был опубликован рейтинг справочных служб федеральных органов исполнительной власти. Студенты МГУ и Высшей школы экономики в течение 12 дней дозванивались до справочных министерств и ведомств и пытались получить ответы на несколько несложных вопросов. ФМС заняла в этом рейтинге 52-е место из 57. В числе аутсайдеров оказались также Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росимущество и Роскосмос. Номера телефонов для справок на сайтах были, но по ним никто не отвечал. Попытка признавалась неудачной, если дозвониться не получалось 15 раз подряд с интервалом в 5 минут. То есть условный гражданин проводил у телефона минимум 1 час 15 минут так и не получив ответа. После этого, правда, в июле на сайте ведомства появился новый раздел — «Справочная служба».
На заседании Михаил Абызов ознакомил главу ФМС с результатами двух свежих опросов, подготовленных совместно с компанией Superjob. Первый вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы процедурой оформления и выдачи загранпаспорта?»
Оказалось, что удовлетворены далеко не все. Работа ФМС полностью устраивает 63 процента опрошенных. Частично удовлетворены — 22 процента, а 8 процентов недовольны тем, как построена работа. Еще 7 процентов затруднились с ответом. Участники опроса в основном жаловались на волокиту, большие очереди и плохую организацию работы.
В ОП «Ленте.ру» привели примеры некоторых комментариев: «Сайт для проверки готовности выдает неверную информацию, очереди по 8 часов, хамское отношение» (Хабаровск). «Упростить! Создать онлайн-оформление и запись, чтобы была возможность приехать только за готовым паспортом. Сделать удобный сайт с подробным и понятным описанием необходимых документов и шаблонов. И минимум человеческого фактора» (Москва). «Создайте электронную очередь» (Альметьевск). «Отсутствует единое информационное пространство. Я оплатил ускоренное оформление, но в итоге пришлось самому собирать справки» (Санкт-Петербург). «Для какой цели нужна трудовая книжка?!!!» (Уфа.)
Второй опрос касался не менее актуальной темы и звучал так: «Понятны ли вам требования российского законодательства в сфере найма иностранной рабочей силы в России?» Полностью понятны требования показались 31 проценту респондентов. Частично их поняли 46 процентов, а 23 процента не поняли требований законодательства вовсе. В комментариях граждане писали, что, по их мнению, эти правила могут быть понятны только юристам, и жаловались на недостаток подробной информации. «Получается, что две трети опрошенных или полностью не понимают тему, или у них остаются вопросы, — прокомментировал результаты Абызов. — С этим надо работать».
Министр по вопросам Открытого правительства предложил Константину Ромодановскому посмотреть, как построена работа в зарубежных ведомствах, выполняющих аналогичные функции. Причем, по его словам, вовсе необязательно смотреть в сторону высокоразвитых европейских стран. «Возьмем Мексику, — предложил Абызов. — На сайте их Национального института миграции есть интерактивная анимированная инструкция о том, как получить ту или иную услугу в области миграции. Там гражданина дружелюбно ведут и пошагово все ему объясняют. Брошюры по отдельным темам и процедурам написаны простым языком. В итоге потребителю легко во всем разобраться. Почему у Мексики есть, а у нас нет?»
Абызов привел и другие примеры. Министерство иммиграции, интеграции, национальной идентичности и соразвития Франции предлагает «Руководство беженца» на 23 языках мира. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев Германии предлагает брошюры «Добро пожаловать в Германию» и «Жить в Германии» на нескольких языках, где доступно описаны все миграционные процедуры. Министерство гражданства и иммиграции Канады выпустило видеоучебник, который показывает, как правильно заполнять заявление и как избежать наиболее распространенных ошибок, которые задерживают процесс.
Константин Ромодановский, в свою очередь, заявил, что ФМС работает над упрощением процедур, и пообещал, что в скором времени внутренний паспорт можно будет оформить за час. «Для этого есть все возможности, и это реально, — заявил Ромодановский. — Приходит гражданин, сдает документы в окошко и через час из другого окошка получает документ». По его словам, такой эксперимент планируется начать в Крыму, а потом распространить на всю территорию страны.
Абызов, с своей стороны, предложил провести общероссийский конкурс с призовым фондом на лучшее предложение по оптимизации процедуры выдачи загранпаспорта. По его словам, это сделало бы обратную связь с гражданами более активной и результативной.