На Украине продолжаются протесты против очередного этапа мобилизации, объявленного властями. Местные жители перекрывают дороги, требуя, чтобы их родственников не отправляли в зону боевых действий. Чиновники и работники военкоматов пытаются успокоить людей. Некоторые ищут в этих акциях «российский след».
Выступления против мобилизации на западе Украины состоялись еще в июне. Тогда в городе Яворов (Львовская область) родители мобилизованных солдат блокировали войсковую часть, чтобы их сыновей не отправили воевать на восток. Они заявили, что молодые люди прошли лишь десятидневную подготовку, не имеют военных навыков, а также обмундирования. «Мы, да и сами мобилизованные, уверены, что их отправляют в Донбасс как пушечное мясо: без бронежилетов, а также без элементарных навыков стрелять», — говорила одна из матерей.
Позднее, в середине июля, в Яворове протестовали вновь. Несколько десятков человек пикетировали военкомат и войсковую часть, требуя вернуть домой бойцов, выживших после артобстрела под Зеленопольем Луганской области (под Зеленопольем 11 июля ополченцы обстреляли из «Града» бойцов 24-й механизированной бригады из Яворовского района, в результате, по официальным данным, погибли 23 человека; по неофициальной информации, потери военных были гораздо выше).
В июле украинская армия продолжала теснить ополченцев на востоке, постепенно занимая контролировавшиеся ими населенные пункты. Однако некоторые украинские подразделения оказались в окружении: в прессу попали рассказы бойцов о том, что они находятся под обстрелом, что у них заканчиваются продовольствие и боеприпасы и что подкрепления они не получают. Несколько десятков военных, оказавшихся, по их словам, в таком положении, перешли на российскую территорию (позднее они вернулись на Украину, теперь их, очевидно, привлекут к ответственности за дезертирство).
Огласку также получили случаи «дружественного огня» (об этом сообщил журналист «Украинской правды» Мустафа Найем, рассказавший, как при обстреле внедорожника «своими» был убит водитель) и убийства бойца батальона «Донбасс» украинскими военными (сослуживец погибшего рассказал, что бойца убили за то, что он заступился за гражданских лиц, позднее информацию об инциденте подтвердил командир «Донбасса» Семен Семенченко).
В соцсетях при этом появлялись неофициальные сводки, в которых утверждалось, что потери военных за время боевых действий на востоке Украины измеряются тысячами (официально эти данные не подтверждены, хотя советник главы МВД Антон Геращенко, у которого на одной из телепрограмм спросили, когда командование прекратит лгать о потерях и числе пленных, признал, что общество получает «недостаточную» информацию о происходящем).
На этом фоне протесты против продолжения мобилизации (ее очередной этап был объявлен в конце июля, соответствующий указ подписал президент Петр Порошенко) вспыхнули сразу в нескольких регионах. В Черновицкой области местные жители заблокировали ряд дорог. Они требовали отменить мобилизацию и заявляли, что не пустят своих родственников в зону боевых действий. Позднее, после переговоров с представителями власти, дороги, по данным областного управления МВД, были разблокированы.
В Черновцах протестующие с помощью бетонных блоков перекрыли дороги, ведущие в Румынию. В черновицком селе Припрутье, по словам журналиста Максима Равребы, сожгли присланные повестки. В городе Новоселица, как сообщил «Корреспондент», на митинге против мобилизации женщины напали на депутата Ивана Попадюка, агитировавшего за участие в военной операции.
В Одесской области родственники солдат перекрыли трассу «Одесса — Южный», требуя, чтобы их близких, уже находящихся на востоке Украины, вернули домой (протестующие при этом заявили, что их родственникам приходится воевать в условиях нехватки продовольствия и боеприпасов). Как уточнялось, речь идет о бойцах 28-й механизированной бригады. Источник в штабе военной операции заявил изданию «Думская», что они «выполняют задачи на востоке Украины», но при этом в боевых действиях не участвуют и потерь не несут. По другим данным, как отмечает издание, бригада находится в зоне боев и потеряла убитыми двух человек.
В Николаеве родственники десантников из 79-й бригады заблокировали мост через Южный Буг, требуя, чтобы солдат, блокированных близ границы с Россией, вывели из окружения (один из бойцов бригады ранее рассказал журналистам, что бойцы «сидят без еды и боеприпасов», не получая ни помощи, ни даже команды прорываться из окружения самостоятельно; сообщалось также, что один из офицеров по собственной инициативе организовал операцию по прорыву, в результате которой раненых солдат удалось доставить в тыл). С участниками акции общались представители местной власти. В итоге мост был разблокирован силами милиции, несколько человек были задержаны.
Протесты распространились и на Закарпатье. По данным местного портала Mukachevo.net, они затронули 12 населенных пунктов в четырех районах области. Противники мобилизации перекрыли трассу международного значения Киев — Чоп, а также дорогу Мукачево — Львов. В Берегово блокировали движение на дороге, ведущей в сторону границы с Венгрией. В Мукачеве протестную кампанию поддержали и местные цыгане: из-за слухов о том, что большинство мужского населения табора собираются забрать на войну, они начали возводить там баррикады.
Те, кто не желает отправлять родственников на войну, считают, что участвовать в операции на востоке Украины должны профессиональные военные и сотрудники силовых структур. Вместо местного населения в зону боевых действий предлагают также отправить беженцев с Донбасса — чтобы те «сами воевали» за свою землю. «Самое обидное, что забирают воевать наших ребят, а в соседних селах отсиживаются здоровые мужики-переселенцы с востока», — жаловались местные жительницы.
«Эти люди требуют отмены мобилизации на Береговщине, — сообщил местный военный комиссар Олег Парада, пообщавшись с протестующими. — Основное требование, как услышал от некоторых, чтобы их детей, мужчин не отправляли в зону АТО (антитеррористической операции). Другие говорят, чтобы ехали воевать те, кто приехал с востока и теперь отдыхает у нас — так сказать за "свою" землю».
На фоне протестов глава Закарпатской области Валерий Лунченко собрал пресс-конференцию, на которой было объявлено, что мобилизовать будут только тех, кто имеет военно-учетную специальность и ранее проходил военную службу. Вдобавок было сказано, что отдельные категории граждан (например, многодетные родители) от мобилизации освобождаются.
В МВД при этом уже грозят ответственностью тем, кто распространяет призывы к бойкоту мобилизации в соцсетях. «Четко мы прослеживаем информацию, когда в центральной и западной Украине в соцсетях возбуждается тема, что матери не должны пускать своих сыновей идти на войну, что нужно перекрывать дороги и так далее, — заявил советник министра внутренних дел Антон Геращенко в эфире украинского ТВ. — Мы четко отслеживаем эти вещи. Я думаю, что со временем лица, которые распространяют их на территории Украины, будут задержаны. Потому что это прямая работа против Украины». В администрации Черновицкой области, в свою очередь, прямо обвинили в происходящем «Россию и ФСБ».
Протестующие, между тем, уже добились, что в Мукачево (Закарпатская область) мобилизация была приостановлена. Трассу Киев — Чоп в итоге разблокировали, однако участники акций выставили требования властям (в частности, призвали вернуть на Украину тех, кто участвует в миротворческих операциях за рубежом, и взять на воинский учет беженцев с Донбасса), пригрозив, что в противном случае дорога будет заблокирована вновь.
В поддержку протестующих выступил местный депутат, бывший губернатор Закарпатья Виктор Балога. Происходящее он назвал «социальным бунтом местного масштаба», отметив, что нельзя осуждать людей за то, «что они не хотят отправлять своих детей и мужчин на смерть». Депутат добавил, что власти следует задействовать сотрудников милиции и СБУ, а также «заставить мужчин Донбасса воевать за свои дома». Иначе, как предупредил он, ей придется столкнуться с еще более масштабными протестами.
Нынешний этап мобилизации (уже третий по счету), объявленный Киевом, как заявили во Львовском областном военном комиссариате, будет более массовым, чем предыдущие (общее количество людей, которых планируется отправить на восток, при этом официально не называется). Под нее подпадают люди, служившие в армии, выпускники военных кафедр, люди с высшим образованием. Кроме того, как отмечалось, мобилизованы могут быть те молодые люди, которые ранее не были признаны годными для военной службы (они должны будут повторно пройти медкомиссии). «Откосить», по информации «Сегодня», можно за 10-20 тысяч гривен (30-60 тысяч рублей). Популярным вариантом оформления отсрочки, как отмечается, является оформление «полученной буквально на днях черепно-мозговой травмы». В сложившейся ситуации, как полагает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, план мобилизации может быть выполнен примерно на 50 процентов.
О начале кампании по бойкоту мобилизации на днях объявил также львовский журналист Остап Дроздов. Он написал в Facebook, что поддерживает инициативу под условным названием «Мобилизация = Геноцид», и призвал тех, кто получил повестку и при этом не готов воевать, объединяться, а также создать соответствующее сообщество в соцсетях, которое должно перерасти в «широкую гражданскую кампанию» (позднее пост стал недоступным, однако можно найти его сохраненную копию). «Мы должны на всю страну заявить, что воевать могут только добровольцы и только профессиональные силовики, — пояснил он. — Гражданское население априори не может мобилизоваться — поскольку на Донбассе продолжается "операция", а не война… У нас есть 500 тысяч штатных сотрудников силовых органов в погонах. Пришло их время послужить стране».
Позднее, правда, журналист скорректировал свои заявления. Это произошло после того, как они были распространены российскими СМИ. Он написал, что его слова были вырваны из контекста и что его выступления касаются не бойкота мобилизации, а определенных настроений в обществе, «которые требуют от украинской власти мобилизовать не всех подряд, а прежде всего подготовленных силовиков и добровольцев». 30 июля стало известно, что от руководства области на Дроздова поступила жалоба в Генпрокуратуру и СБУ.