Покровку и Маросейку отдадут пешеходам и электробусам

В августе завершается последний этап реконструкции старейших московских улиц

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

Проект реконструкции центральных московских улиц столичный комплекс ЖКХ запустил вместе с общественной организацией Центр борьбы с пробками probok.net. Концепция была бесплатно разработана силами волонтеров. Причем столичные власти использовали почти все их задумки. От идеи до реализации прошел год. В планах на будущее скорректировать движение и расширить тротуары на Тверской, убрать парковку у Госдумы и запустить совместные проекты в спальных районах города.

На Покровке и Маросейке завершается последний этап строительства, укладывается асфальт. Пока идут работы, автомобильное движение перекрыто. Его обещают пустить в первую неделю августа. Пешеходная зона протянется до Новой площади, а широкие тротуары отвоюют у автомобильной дороги. Также на Покровке и Маросейке отреставрируют фасады домов, приведут в порядок прилегающие дворы, наладят дождевую канализацию, заменят контактные линии для троллейбусов, поставят новые фонари и урны, высадят деревья в кадках. На реконструкцию из бюджета потрачено 470 миллионов рублей.

По проекту реконструкции, на перекрестке через Маросейку и Лубянский проезд будет организовано четыре уличных пешеходных перехода. Это позволит перейти дорогу в любом направлении и разгрузит длинный подземный переход, ведущий к метро «Китай-Город».

«Мы уменьшили в размерах полосу для общественного транспорта, она была 4,5 метра, стала — 3,5. И уменьшили автомобильную полосу с 4 до 3 метров, излишки отдали тротуарам. Таким образом, все полосы остались, и моделирование показало, что на пропускную способность сужение дорожной полосы никак не повлияет», — рассказал «Ленте.ру» руководитель probok.net Александр Шумский. По его словам, хаотичная парковка на улице должна исчезнуть, поскольку были подняты тротуары. «Мы сделали высокий борт, там теперь неудобно парковаться», — заявил он.

Водители получат новый разворот с Лубянского на Китайгородский проезд. Раньше приходилось разворачиваться вокруг Политехнического музея, простояв на трех светофорах. С осени разворот можно будет сделать, минуя один светофор на пересечении с Маросейкой. Хотя площадь Ильинских ворот формально не относится к улице Маросейка, разворот был внесен в планы, чтобы ограничить поток на улицу двумя полосами вместо трех-четырех нынешних.
Тротуар у Политехнического музея будет расширен почти на семь метров, таким образом появится место для деревьев и лавок.

Остановку троллейбуса у метро «Китай-Город» перенесут с узкого тротуара ближе к выходу из подземки напротив храма. Если раньше остановка была обозначена столбом с расписанием, теперь на ее месте установят полноценный павильон. Такие же павильоны появятся на всех десяти остановках на Маросейке и Покровке, сейчас их всего четыре.

Для автомобилей оставят 69 машино-мест. Их совсем мало на Маросейке, где и до этого момента были запрещающие знаки. Однако будет разрешено парковаться в Большом Златоустинском, Большом Спасоглинищевском и Петроверигском переулках. Для пешеходов расширят тротуар на проезде Чистопрудного бульвара.

В целом полосу для движения уменьшат в полтора раза, на столько же расширятся тротуары. Проезжая часть сократится с трех-четырех полос до двух-трех. На Покровке будут организованы две полосы движения. Одну их них полностью отдадут общественному транспорту. По ней, также как и по Пятницкой, будут ходить электробусы — троллейбусы со складывающимися «рогами».

Протяженность нового пешеходного маршрута составит около двух километров. Таким образом, по новому маршруту москвичи смогут прогуляться от Никольской улицы по Красной и Новой площадям до улицы Маросейка и Садового кольца.

На старинных улицах власти обещают сделать красивое мощение и хорошее освещение, убрать всю лишнюю рекламу — около 500 объектов. Сейчас идет ремонт фасадов, 100 домов уже отреставрировано. После взятия столицы Наполеоном Маросейку и Покровку стали называть главными улицами «французской Москвы». В доме Разумовской жил генерал-губернатор маршал Мортье, посредине улицы был муниципалитет, а в доме Долгоруковых размещалась французская муниципальная полиция. Завершить реконструкцию Покровки планируется к 25 августа.

Александр Шумский пояснил, что первым проектом probok.net стала Пятницкая улица, ее выбрали как несильно загруженную. За Маросейку и Покровку взялись, потому что они уже давно были проблемными и требовали реконструкции. «К нашим предложениям прислушивались, большинство из них реализованы, однако некоторые идеи отсеивались на этапе согласования с различными инстанциями, которые руководствуются давно устаревшими ГОСТами», — заметил он.

Реконструкция улиц Покровка и Маросейка стали частью большой программы «Моя Москва», проекта по созданию пешеходных зон. Ранее такие маршруты появились на улицах Никольская, Большая Дмитровка, Рождественка, в Столешниковом и Камергерском переулках, на Кузнецком Мосту, на Крымской набережной.

«По большому счету, в центре все улицы можно переделать безболезненно для трафика, включая Тверскую. Сейчас она выглядит как аэродром, на ней можно «Боинг» посадить. Там не нужно столько полос, можно убрать по одной полосе в каждую сторону, а остальные сузить, расставить светофоры», — пояснил Шумский. Он заметил, что в реконструкции нуждается также Театральный проезд, который хорошо бы сделать двусторонним, убрав с него парковку у Госдумы. Подправить не мешало бы и улицу Охотный ряд. «Сейчас так называемое Кремлевское кольцо диктует движение в городе, так быть не должно», — считает эксперт.

Он сказал, что probok.net хочет присоединиться к программе «Моя Москва», которая предполагает ежегодное улучшение 25 улиц и в центре, и в спальных районах. В этом году мэрия планирует создать еще несколько маршрутов. Площадь Гагарина свяжут с площадью Европы, площадь Революции — с Никольской улицей. Пешеходной станет Триумфальная площадь. За пределами Центрального округа сейчас организовано более 40 пешеходных зон протяженностью 41 километр.

10:08Сегодня

«Границы города начали размываться»  

Профессор Массачусетского технологического института – о будущем Москвы