Список запрещенных к поставкам товаров утвержден правительством. В него попали продукты, которые постоянно появляются на обеденных столах миллионов россиян. Отечественные производители уже пообещали заместить импорт и насытить рынок собственной продукцией. «Лента.ру» попыталась выяснить, вырастут ли цены в отечественных магазинах. И если вырастут, то на сколько.
По данным Еврокомиссии, в структуре российского импорта 42 процента занимают именно европейские товары. В 2013 году ЕС экспортировал в Россию продовольствия на сумму 11,9 миллиарда евро. Примерно 15 процентов российского импорта — это запрещенная ныне продукция. Объем серьезный, его придется как-то замещать. Глава Минсельхоза РФ Николай Федоров заявил на брифинге, что аграрный сектор наконец-то получил шанс на рывок. По его мнению, объемы производства в сельском хозяйстве вырастут автоматически на 281 миллиард рублей за ближайшие полтора года. И это только потому, что с рынка уйдут импортные продукты.
Конечно, можно говорить, что «нет худа без добра» и любые ограничения — это возможность вплотную заняться своим производством. Но нужно понимать, что резкий отказ от импорта целого ряда продуктов все же приведет к проблемам. Ритейлеры будут перекраивать закупочные схемы. И неизвестно, насколько сговорчивыми окажутся новые поставщики.
Основная проблема для ритейлеров в текущих условиях — поиск поставщиков. Есть всего два выхода. Либо искать новые источники продовольствия на внутреннем рынке, либо более активно сотрудничать с внешним. Российским санкциям обрадовались в Белоруссии и Латинской Америке. Они пообещали нарастить темпы экспорта в Россию. Остается надеяться, что они при этом не воспользуются возможностью взвинтить цены на свои продукты. То же самое касается и отечественных аграриев.
Гендиректор финансовой компании GKFX Дмитрий Ранев предполагает, что власти порекомендуют ритейлерам и оптовикам не увлекаться накрутками. «Но дефицит порождает рост цен, и наши фермеры также им воспользуются. Подорожание продуктов в магазинах мы увидим в ближайшие пару недель», — беспокоится господин Ранев. Он допустил, что цена на некоторые товары может вырасти на 20-25 процентов.
Впрочем, пока ритейлеры не склонны бить тревогу. Директор по внешним коммуникациям компании «Ашан» Мария Курносова рассказала «Ленте.ру», что запрещенная к ввозу продукция занимала незначительную долю в ассортименте торговой сети. Теперь «Ашан» упростил процедуру подписания договоров с новыми производителями. «Наши задачи — сдержать рост цен, а также увеличить объемы товаров марки «Каждый день» и «Наша семья», которые полностью производятся в России», — заявила Курносова.
Официальный представитель компании «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева говорит, что ограничения скажутся только на некоторых категориях товаров, а большая часть продукции закупается в России. «Мы полагаем, что сложившаяся ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш бизнес. Будем прилагать все усилия для недопущения резкого роста цен», — пообещала она «Ленте.ру».
«В значительной степени мы будем зависеть от возможности российских производителей удовлетворить спрос на запрещенный импорт», — пояснил «Ленте.ру» исполнительный директор по корпоративным сервисам Х5 Retail Group Сергей Бакумов. Он надеется, что поставщики не станут спекулировать и не будут предлагать необоснованно завышенные отпускные цены.
Проблемы могут возникнуть в тех отраслях сельского хозяйства, которые страдают от дефицита сырья. Российские производители сыров утверждают, что легко заменят французскую и итальянскую продукцию. Но верится в это с трудом. Ведь сыр — продукция молочная. А дефицит молочного сырья до сих пор покрывался именно за счет импортных поставок. В том числе и из ЕС. Теперь российским молочникам придется напрячься и повысить производительность. Пока они этого не сделают, сырье будет дорожать вместе с итоговой продукцией. Хотя и сейчас стоимость молока в российских магазинах на 25-30 процентов выше, чем в Европе.
Информация Национального союза производителей молока (НСПМ) свидетельствует о том, что общий объем импорта молока в Россию составляет 2,7 миллиона тонн в год. 2 миллиона из них приходится на страны, поставки из которых запрещены. При этом объем импорта некоторых продуктов в последнее время рос быстро. Например, цельномолочных продуктов — на 49,7 процента, сливочного масла — на 50,4 процента (по итогам первого полугодия 2014 года). В НСПМ считают, что восполнить запрещенный импорт помогут белорусские производители. Теперь российские молочники требуют увеличить объем господдержки отрасли. 80 миллиардов рублей в год — такова цена восстановления российского молочного производства.
Похожая ситуация наблюдается и в рыбной отрасли. Согласно данным Норвежского комитета по рыбе, в 2013 году в Россию было поставлено морепродуктов на 1 миллиард долларов. По итогам первого полугодия 2014 года, Норвегия экспортировала в Россию рыбу на 464 миллиона долларов. «Лосось из Норвегии занимает от 95 до 99 процентов рынка охлажденной рыбы в России. Здесь заместить импорт будет очень сложно», — рассказал «Ленте.ру» исполнительный директор Рыбной ассоциации Алексей Аронов. Он утверждает, что частично возместить потери можно с помощью поставок из Чили или с Дальнего Востока России. Но это будет уже не та рыба, к которой привык потребитель. Из этих регионов вести товары в центральную часть России долго. И рыбу придется замораживать. Кроме того, ни Чили, ни российские производители сейчас не в состоянии заменить Норвегию — не хватает мощностей.
«Через две недели в магазинах возникнет дефицит охлажденной красной рыбы. Ее срок годности кончится, а новых поставок из Норвегии не ожидается», — говорит господин Аронов. В итоге цена на дефицитный товар вырастет. По его мнению, России понадобится год, чтобы найти достойную замену Норвегии и наладить поставки.
По остальным категориям товаров заместить импорт удастся быстрее. Но запрет на поставки из стран ЕС и США — серьезное испытание для российских производителей. Они могут воспользоваться этой возможностью и начать более агрессивное продвижение собственных продуктов питания. Главное, чтобы цены на них оказались ниже, чему у белорусов или чилийцев.