Председатель ЦИК Владимир Чуров обратил внимание на тревожную тенденцию: от выборов к выборам число потенциальных кандидатов в органы власти, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, не только не снижается, но, напротив, растет. Эксперты считают, что на официальную статистику повлияло не столько увеличение числа лиц с криминальным прошлым, претендующих на выборные должности, сколько ужесточение требований к регистрации кандидатов, благодаря чему сложнее стало скрыть судимость, а также появление новых партий, имеющих возможность участвовать в выборах.
Как рассказал глава Центризбиркома Владимир Чуров в ходе заседания комиссии 13 августа, по итогам проверки примерно четверти кандидатов, выдвинувшихся в 2014 году для участия в региональных выборах (губернаторских и депутатов региональных заксобраний), было выявлено уже 240 человек, которые предоставили в избиркомы недостоверные сведения об имевшейся у них судимости или вовсе скрыли эту информацию. Из них 60 уже отозвано партиями, от которых они баллотировались. Судьбу остальных, упорствующих, решит суд. По словам Чурова, несмотря на то что данные неокончательные, это уже рекордная цифра по сравнению с кампаниями прошлых лет.
Проверять законопослушность кандидатов ЦИКу помогает главный информационно-аналитический центр МВД России. В феврале в закон об основных гарантиях избирательных прав была введена норма, которая обязывает всех кандидатов при выдвижении указывать в заявлении информацию о наличии судимости, даже если эта судимость снята или погашена. Статья 4 закона запрещает быть избранными гражданам, осужденным к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления. С февраля запрет перестал быть пожизненным: со дня снятия или погашения таких судимостей должно пройти 10 и 15 лет соответственно. Осужденные за административные правонарушения лишаются права избираться, если не успевают отбыть наказание до дня голосования.
По словам Чурова, наибольшее число скрывших судимость оказалось среди кандидатов от ЛДПР — таковых 30 человек (стоит отметить, что либерал-демократы лидируют на губернаторских выборах и по количеству выдвинутых кандидатов, опережая «Единую Россию»). «Справедливая Россия» отстала незначительно — у таковых обнаружено 29 человек, в партии «Родина» — 27, в «Коммунистах России» — 19, у «Патриотов России» — 18, у КПРФ — 16. Не так много ранее судимых оказалось у «Единой России» — в партии власти прошлые проблемы с законом скрыли всего лишь семь кандидатов. В остальных партиях их число не превышает трех человек.
По регионам ситуация разная. Больше всего кандидатов, не сообщивших в избиркомы о судимости, оказалось в Горном Алтае — 45 человек. В Брянской области их 32, Кабардино-Балкарии — 25, Крыму — 23, а Карачаево-Черкессии — 21. А вот выдвиженцы в Мосгордуму весьма законопослушны: по словам заместителя председателя ЦИК Леонида Ивлева, среди кандидатов в столичный парламент скрытую судимость нашли только у четверых. Но они не были зарегистрированы, так как не смогли собрать подписи.
На следующем уровне выборов — муниципальном (выборы мэров городов и депутатов городских советов, собраний и дум) правоохранители обнаружили 88 кандидатов, пожелавших не огорчать избирателей сведениями о своих проблемах с законом.
Глава ЦИК винит в сложившейся ситуации в том числе партийных юристов, которые не проконсультировали кандидатов о новой норме закона. Ведь сам кандидат о каком-нибудь штрафе, который его суд заставил выплатить 20 лет назад, может и не помнить. Не указывать данные о судимости участник выборов может только в том случае, если он был амнистирован в зале суда, то есть до оглашения приговора, отметил Чуров.
Но одно дело — незначительные правонарушения, другое — криминал. Председатель ЦИК констатировал, что в последнее время угроза попадания криминала во власть нарастает. «К сожалению, на протяжении последних циклов федеральных выборов каждый раз удваивается число выявленных судимых по тяжким и особо тяжким преступлениям с неснятыми и непогашенными судимостями, — заявил Владимир Чуров. — Это является свидетельством, что ни политическим партиям, ни правоохранительным органам нельзя ослаблять борьбу с попытками проникнуть кругам связанным с уголовным миром в ряды депутатов всех уровней».
Окончательные данные о количестве скрывших судимость кандидатов появятся ближе к новому году. Если же о сокрытии кандидатом судимости власти узнают после выборов, то вполне возможна отмена результатов голосования.
Из-за проблем с законом в начале июля с выборов губернатора Оренбургской области был снят депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов. Партия приняла такое решение после того, как на депутата поступили данные из правоохранительных органов — Катасонов подозревается в хищении бюджетных средств. При этом депутат позиционировался как единый кандидат от парламентской оппозиции — его поддержали КПРФ и «Справедливая Россия». Это был единственный случай в губернаторской кампании 2014 года, когда думским партиям удалось достичь консенсуса по выдвижению единого кандидата. В настоящее время решается судьба претендента на пост тюменского губернатора коммуниста Павла Дорохина, о наличии у которого скрытой судимости ранее заявил Владимир Чуров. Сам Дорохин считает, что это ошибка.
Эксперты скептически относятся к выводам главы Центризбиркома. «Это так называемое отвлечение на негодный объект, на сегодняшний день проблема криминала во власти явно преувеличена, в своем чистом виде он вырождается, — говорит эксперт в области избирательного права, адвокат Вадим Прохоров. — Я бы большее внимание уделил теме отсутствия реальной конкуренции на предстоящих выборах».
С ним согласен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: Чуров апеллирует к теме криминала, чтобы поддержать интерес к деятельности Центризбиркома на фоне «вялой, скучной и предсказуемой» избирательной кампании.
По его оценкам, с середины 90-х годов количество лиц во власти, имеющих прямые или косвенные связи с криминалом, не увеличивается и остается стабильным. «Какого-то реального роста не происходит», — говорит Туровский. Вместе с тем он отмечает, что раньше из-за менее жестких требований к документам, предоставляемых для участия в выборах, выявляемость фактов судимости кандидатов была ниже.
«Заинтересованность со стороны полукриминального бизнеса в политическом представительстве существует, побороть это явление до сих пор не удалось, — говорит Туровский. — В то же время дать количественные оценки сложно. Например, если кандидат участвует в выборах, чтобы лоббировать интересы каких-либо криминальных структур, то сам он должен быть чист перед законом».
Не стоит забывать, что общее число кандидатов выросло за счет участия кампаниях представителей небольших партий. «И зачастую кандидаты с судимостью — не серьезные претенденты на победу, а просто случайные люди, биографии которых партии недостаточно хорошо проверили», — говорит эксперт.