Вечный праздник Праздники страны Советов в живописи советских художников
Аглая Федорова
Репродукция картины Владимирова «Интуристы в Ленинграде», 1937 год
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
В Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» открылась выставка «Красный день календаря: Праздники страны Советов». Плакаты, транспаранты, произведения прикладного искусства, живопись и графика из коллекций «РОСИЗО» и Института русского реалистического искусства наглядно рассказывают, как советские художники превращали суровый быт в радостный красочный спектакль.
Первое в мире государство рабочих и крестьян строило новый мир, в котором вся жизнь станет праздником. Пока до дивного нового мира было далеко, образцом будущего коммунального человеческого счастья были массовые праздники. Дружные демонстрации, веселые спартакиады и задорные военные смотры объединяли массы в едином порыве жизнестроительства.
Праздники старого мира после революции, естественно, стали неуместны. В 1918 году общегосударственными праздниками были объявлены, кроме сохранившихся до наших дней 7 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, еще и 22 января («Кровавое воскресенье»), 12 марта (день падения Cамодержавия), 17 января (день памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург), 22 декабря (день памяти московского вооруженного восстания) и 16 апреля (день приезда Ленина в Петроград).
Старые обряды последовательно уничтожались или переделывались в традиции «красной обрядности». Впрочем, атеистические «красная пасха», «красное рождество», всяческие «октябрины», «звездины» и «красные похороны» не прижились всерьез. Долго боролись даже с Новым Годом. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» — сочиняли агитаторы в 1920-х. Только в декабре 35-го газета «Правда» обвинила в запрете Нового Года «левых загибщиков» и велела «устроить хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
На последние предвоенные и 1950-е годы приходится появление многочисленных профессиональных праздников: дни рыбака, хлебороба, мелиоратора, метеоролога и далее по списку профессий. А к брежневским временам о «красной пасхе» уже позабыли. Досоветские традиции понемногу всплывали из-под глыб на поверхность, поближе к официальному календарю. И, наконец, в 1988 Михаил Горбачев назвал празднование Крещения Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности». Хотя до сих пор широкие массы у нас отмечают Рождество дважды: по католическому календарю и по православному.
1/17Владимир Неясов, «Красная площадь»Институт русского реалистического искусства
В советские времена Красная площадь с Мавзолеем на ней обрела священное для государства значение. Здесь стали проводить главные в стране парады и демонстрации, включая Парад Победы 24 июня 1945.
...
2/17Василий Викулов, «Демонстрация на площади Урицкого». 1937 Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»3/17Давид Загоскин, «Женский цех завода Севкабель», 1936Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»4/17Николай Репин, «С победой», 1976Институт русского реалистического искусства5/17Михаил Хмелько, «За Великий Русский Народ». 1949 годГосударственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского ...
6/17Гавриил Горелов, «Все на выборы». Конец 1940-х годовИнститут русского реалистического искусства
В картине «Все на выборы» Горелов строго определяет ритм передвигающихся фигур двумя линиями -- в глубину зала и в обратную сторону. Потоки голосующих также условно разделяет большой парадный портр...
7/17Анатолий Соколов, «Скоро праздник». 1979Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»8/17Плакат «Поезжай за моря-океаны»Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»9/17Семен Аладжаров, «Торжественная встреча Н.С Хрущева с Эйзенхауэром », 1960 Институт русского реалистического искусства
Первый визит главы Советского государства и КПСС в Соединенные Штаты состоялся 15 сентября 1959 года.
На аэродроме ВВС Хрущева встречали президент США Эйзенхауэр и госсекретарь США Гертер.
Аладжа...
10/17Сергей и Алексей Ткачевы, «Молодые». 1974 Институт русского реалистического искусства
Братья Ткачевы — классики советского искусства,
народные художники РФ, действительные члены Российской Академии художеств, лауреаты Государственных премий. Картина «Молодые» входит в серию лучших п...
11/17Л. Н. Чалая, «Весенний праздник». 1987 Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»12/17Андрей Блиок, «Праздник Севера в Кировске». 1972 Институт русского реалистического искусства
Праздник Севера — традиционные ежегодные спортивные соревнования, проходящие в Мурманской области и в городе Кировске в том числе. Второе неофициальное название — полярная олимпиада. Существует с 1...
13/17Игорь Попов, «Праздничный май». 1969-1972 гг.Институт русского реалистического искусства14/17Соломон Боим, «Москвичи встречают Гагарина». 1961 Институт русского реалистического искусства
По воспоминаниям очевидцев, встреча Гагарина сопровождалась абсолютным всеобщим восторгом и ликованием.
Чтобы воочию увидеть человека, первым покорившего космос, люди забирались на крыши домов, з...
15/17Петр Коростелев, «Пасха». 1986-1991 гг.Институт русского реалистического искусства
Живописная манера Коростелева восходит к творчеству таких мастеров, как Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Сезанн и Матисс. Повлияла на него и философия объединения «Бубновый валет». Из сплава этих те...
16/17Михаил Абакумов, «Рождество». 1990-1991 гг.Институт русского реалистического искусства17/17Валентин Сидоров, «День Победы». 1980Институт русского реалистического искусства
Советская наука не смогла искоренить пережитки прошлого с помощью новой «социалистической обрядности». Хотя так старались: «С изменением образа жизни и мировоззрения людей, с общей нравственной атмосферой социалистического общества, где господствует оптимистическое мироощущение, связана потребность в новых праздниках и обрядах, в их соответствии идеям нового общественного устройства, новым отношениям между людьми, основанным на принципах коллективизма, гуманизма, интернационализма, нравственных нормах коммунистической морали. Поэтому с первых лет Советской власти КПСС уделяет постоянное внимание вопросам пропаганды и внедрения гражданских праздников и обрядов».
Эволюцию образа советского праздника показывает выставка в ГМВЦ «РОСИЗО» и галерея «Ленты.ру».