25 августа президент Украины Петр Порошенко, выступающий за досрочные парламентские выборы, воспользовался основанием для роспуска Верховной Рады. Формальным поводом стало то, что депутаты так и не сформировали новую правящую коалицию взамен той, что распалась месяц назад. Выборы назначены на конец октября. Как считается, в них заинтересованы те, кто хочет зафиксировать выросшие в последнее время рейтинги, не дожидаясь окончания военных действий.
Предполагалось, что о роспуске парламента и досрочных выборах Порошенко может объявить 24 августа — в День независимости Украины. «24 августа — важная трибуна для объявления решения о роспуске парламента. Будет праздничный парад, народный подъем и рост рейтинга президента», — рассуждал политолог Владимир Бондаренко.
Ходили слухи, что к этому же дню Киев планировал завершить военную операцию на востоке страны: взять Донецк и Луганск. Однако, несмотря на ожесточенные бои, подавить сопротивление украинским войскам не удалось (в ополчении, напротив, объявили о контрнаступлении). Тем не менее на планы украинского руководства по проведению досрочных выборов это не повлияло.
Выборы
По словам источника в президентском окружении, который приводило украинское издание «Вести», указ о выборах был запланирован на 25 или 26 августа. Такой вариант, как отмечал Бондаренко, позволял Порошенко, запускающему избирательную кампанию, рассчитывать на дополнительный рост рейтинга. «Президент будет постоянно присутствовать в теленовостях, то есть его политический капитал будет увеличиваться, — отмечал эксперт в конце минувшей недели. — День независимости, приезд Ангелы Меркель (федеральный канцлер ФРГ посетила Киев 23 августа), четырехсторонняя встреча в Минске (переговоры по урегулированию военного конфликта на востоке Украины, запланированные на 26 августа) — все это будет способствовать увеличению его рейтинга».
Сами выборы назначены на 26 октября. В прессе ранее упоминались и другие даты: в связи с тем, что в Киеве планировали сократить срок избирательной кампании — с 60 до 45 дней — и внести соответствующие изменения в законодательство (хотя поправки так и не были приняты). Некоторые считали, что обойтись можно и без изменения закона, ограничившись лишь трактовкой соответствующей статьи Конституции Украины (по их мнению, 60 дней, отведенных конституцией на подготовку к выборам, являются не фиксированным, а максимальным сроком, который при желании может быть сокращен).
Инициатива, впрочем, не понравилась украинскому ЦИКу. «Со стороны ЦИК есть возражения. 45 дней — это чрезвычайно короткий срок для ведения избирательного процесса», — заявил журналистам замглавы Центризбиркома Андрей Магера, — Мы видим серьезные риски для такого процесса, ведь изготовлению бюллетеней должен предшествовать процесс регистрации кандидатов, перед которой кандидаты должны еще выдвинуться». Комментируя эту тему в середине августа, он отметил, что подготовка к выборам пока не ведется, поскольку президентского указа на эту тему тогда еще не было.
Отдельный вопрос — на какой территории удастся провести голосование. Очевидно, что исключается Крым (который Украина по-прежнему считает своей территорией, хотя и не контролирует). Это на днях признал спикер Верховной Рады Александр Турчинов. Что касается зоны боевых действий на востоке (предыдущие выборы на территории Донбасса были по большей части сорваны), то этот вопрос председатель парламента прокомментировал весьма осторожно, выразив надежду, что «в октябре или эта зона будет ликвидирована, или она будет сведена к минимуму».
В парламенте также предложили изменить конфигурацию избирательных округов — «чтобы центры окружных комиссий не совпадали с центром проведения боевых действий». Иными словами, в Киеве не гарантируют, что за оставшиеся до дня голосования месяцы война будет завершена. Но и от выборов отказываться не хотят.
Спешка
Спешку с выборами в Киеве объясняют «стремлениями народа» (Порошенко, в частности, заявлял, что досрочные выборы поддерживает более 80 процентов населения), необходимостью «перезагрузки власти», «люстрации» и другими подобными лозунгами. В своем обращении от 25 августа, посвященном роспуску парламента, Порошенко говорил и о требованиях «революции», и о борьбе с «пятой колонной», и о том, что нынешний парламент «не соответствует политическим настроениям украинского общества». Упомянул даже в одной связке выборы и «победу на Донбассе» (заявив, что внеочередные выборы — это «часть мирного плана», а избранные от востока Украины депутаты «получат право представлять регион в контактах с центральной властью»).
С практической точки зрения — и на это не раз указывала украинская пресса — сторонники досрочных выборов руководствуются иными соображениями. Порошенко, как писала «Украинская правда», заинтересован в том, чтобы «конвертировать» свой высокий рейтинг в парламентскую фракцию (учитывая, что в дальнейшем такие факторы, как экономический кризис или затягивание войны, могут этот рейтинг существенно опустить). По тем же причинам, по мнению издания, близкие выборы могут быть выгодны и олигарху, главе Днепропетровской области Игорю Коломойскому.
У последнего, правда, своя партия — по крайней мере, официально — пока отсутствует (неофициально с олигархом связывают «Правый сектор»). Хотя еще в начале августа политолог Алексей Кошель, комментируя эту тему, допускал, что уже в ближайшее время может появиться новая политическая сила под условным названием «АТО» (антитеррористическая операция, как в Киве официально именуют военные действия на востоке страны), созданная при участии Коломойского.
Сторонники срочных выборов в Раду, как считается, учитывают и близость отопительного сезона. Украина подходит к нему в условиях остановки поставок газа из России и перебоев с добычей угля на востоке (в компании ДТЭК уже предупредили, что если ситуация в регионе не нормализуется за месяц-полтора, то некоторые ТЭС «войдут в зиму без угля»). «Время работает против рейтинга Порошенко, а начало отопительного сезона может съесть несколько пунктов», — писала по этому поводу «Украинская правда».
Рейтинги
Одним из лидеров предстоящей кампании называют Радикальную партию Олега Ляшко. Ляшко, которого несколько лет назад выгнали из фракции Блока Юлии Тимошенко (этому предшествовал скандал с публикацией видео, на котором молодой Ляшко рассказывал о близких отношениях с неким влиятельным Борей), вернулся в «большую политику» на волне Майдана. Последовавшая демонстративная борьба с «сепаратистами», включавшая аресты и допросы, проводимые лидером Радикальной партии и его соратниками, также способствовала его популярности.
«Неожиданно для очень и очень многих персонализация воителя за страну досталась лидеру Радикальной партии Олегу Ляшко, — констатировал политолог Тарас Березовец. — Можно долго и аргументированно удивляться этому факту, но реальность такова, что Ляшко стал лучшим в своем роде последователем школы Юлии Тимошенко, объединив доставшуюся ему от природы политическую харизму и достигнув вершин убедительности политического популизма».
Некоторые социологи назвали его фаворитом выборов. В рейтинге Киевского международного института социологии, составленном по итогам июльского опроса, Радикальная партия заняла первое место с 12,3 процентами. Ей, согласно рейтингу, уступили «Батькивщина», УДАР и «Гражданская позиция». Пропрезидентская «Солидарность» заняла лишь пятое место.
Другие предсказывали партии Ляшко второе место (после «Солидарности» Порошенко). Впрочем, и при таком раскладе она оказывалась в числе нескольких партий, которые, по оценке социологов, могли рассчитывать на преодоление 5-процентного барьера. По оценке центра «Социс» на июль 2014 года, в парламент она могла попасть вместе с «Солидарностью» и «Батькивщиной», по версии группы «Рейтинг» — к этому списку добавлялись еще УДАР и «Гражданская позиция».
Неофициально партию Ляшко связывают с бывшим главой президентской администрации, миллионером Сергеем Левочкиным (эту должность он занимал в период президентства Виктора Януковича). Последний, по сведениям «Украинской правды», считается приближенным к нынешнему президенту Петру Порошенко и контролирует сразу несколько политических проектов (с Левочкиным, точнее, с группой Сергея Левочкина — Дмитрия Фирташа связывали и УДАР Виталия Кличко), которые, как считает издание, могут обеспечить ему получение большинства в Раде нового созыва.
Еще одним проектом Левочкина считают Партию развития Украины. По сведениям «Вестей», она ведет переговоры об объединении усилий с бывшей правящей Партией регионов. «Предложение поступило от регионалов. Но на данный момент обсуждается лишь возможность нахождения общей точки зрения по программе: санкции против России или торговля с ней, поддержка армии или поддержка беженцев и т.д.», — рассказал источник в окружении бывшего главы президентской администрации. В пользу союза высказался и представитель фракции регионалов, признавший, что поодиночке у ПР и ПРУ мало шансов пройти пятипроцентный барьер.
К союзу предложили присоединиться и бывшему вице-премьеру, лидеру «Сильной Украины» Сергею Тигипко. Его партия несколько лет назад была объединена с Партией регионов (сам Тигипко в то время работал в правительстве Николая Азарова), однако после «революции» 2014 года он объявил о намерении ее возродить. Впрочем, источник «Вестей» заявил, что в настоящее время бывший вице-премьер связан с Коломойским и может войти в блок с ПР и ПРУ лишь в том случае, если порвет с олигархом.
До последнего момента было неясно, как поведет себя «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Предполагалось, что часть ее (группа Арсения Яценюка, возглавляющего правительство) может отколоться и пойти на выборы в союзе с «Солидарностью» Порошенко. При этом отношения между Тимошенко и ее соратниками, занявшими после смены власти в стране высокие посты (премьер-министром Арсением Яценюком и спикером Верховной Рады Александром Турчиновым), по сведениям «Украинской правды», в последнее время складывались не лучшим образом (Турчинова, по данным источников издания, Тимошенко еще во время прошлых выборов обвиняла в «игре в пользу Порошенко»).
Впрочем, в день роспуска Рады «Батькивщина» объявила, что идет на выборы «единой командой» и поддерживает кандидатуру Яценюка в качестве премьера. Подобный вариант, как писала ранее «УП», можно рассматривать как возобновление союза Тимошенко и Яценюка, который выгоден обоим и обеспечивает им «рычаг влияния в противостоянии Порошенко». Правда, прочность такого союза уже поставлена под сомнение. По сведениям «Обозревателя», политсовет «Батькивщины» отказался включать Арсения Яценюка в избирательный список.
По некоторым данным, глава «Батькивщины» учитывает и возможность сценария, при котором успех на нынешних выборах не критичен. «Тимошенко не захотела идти с нами в коалицию, — рассказал источник в Партии регионов. — Ее люди говорят, что Юля уверена: через полгода в стране все развалится, будут другие выборы, и после них она возьмет власть. Вообще-то, не в ее характере выжидать, но сейчас она поступает именно так».