Полуфабрикаты информационной войны

Кто на самом деле отвечает за море фейков в СМИ и сети

Фото: Александр Худотеплый / AFP

Гражданская война на Украине рождает чудовищный вал дезинформации с обеих сторон конфликта. Эта деза распространяется по сети со скоростью лесного пожара. В процессе активно участвуют как рядовые граждане, стремящиеся подкрепить свою точку зрения «убедительными доказательствами», так и профессиональные солдаты информационных войн.

Эксплуатация чужих детей

Медийные законы эпохи онлайна таковы, что первый же выбросивший легко потребляемый (чаще всего визуальный) контент срывает банк. Поэтому практика раскрутки левых фотографий довольно распространена. Иногда это просто признак квалификации бильд-редакторов, но такими анекдотами мир полнится. От американской техники на открытках к 23 Февраля и немецких «тигров» на плакатах к 9 Мая до съезда американской Демократической партии, недоуменно лицезревшего на большом экране парадный строй кораблей российского Черноморского флота.

Другое дело, когда речь идет о сознательном подлоге, и это как раз наш случай. Военные конфликты, идущие в мире параллельно, снабжают всех недобросовестных огромным количеством фото- и видеоматериалов, которые можно использовать в своих сиюминутных целях.

С конца мая в сети началось продвижение хэштега #SaveDonbassPeople (и нескольких схожих), которыми маркировались фотографии ранений гражданского населения Донбасса, в том числе и детей. Подразумевалось, что ранения эти нанесены в ходе артобстрелов украинской армией населенных пунктов, удерживаемых силами ополченцев. Однако сразу несколько из них оказались ранее сделанными снимками пострадавших в Сирии, Ливане, а также на массовых акциях протеста в Европе. Один из снимков вообще оказался скриншотом из фильма «Брестская крепость».

Из этого не следует, что артобстрелы городов восточной Украины выдуманы. Более того, количество их реальных жертв, к сожалению, не требуется преувеличивать. Но использовать для пропагандистской работы фотоматериалы, у которых в наш цифровой век легко находятся исходники, не имеющие никакого отношения к Донбассу, — это перечеркивать накрест собственную же работу. Нельзя не понимать, что это полуфабрикатное исполнение просто дискредитировало благородную, в сущности, задачу привлечения внимания мировой общественности к кровопролитию на востоке Украины.

Если уж была поставлена задача продвинуть в сеть набор жестких фото с англоязычными комментариями, то дальновиднее было бы цинично озаботиться сбором оригинального материала на местности, а не фотошопить сирийских детей под видом донецких. Или уж вообще не связываться с этой скользкой темой.

По тому же хэштегу, к слову, совершенно не критично распространялись фотографии жесткого обращения с боснийским населением со стороны сербских ополченцев весной 1992 года — под видом «украинских зачисток» на востоке страны.

Фонтаном «правды и искренности» были отмечены первые дни после падения под Торезом малайзийского Boeing 777. Но это уже тема, заслуживающая отдельного материала — со всеми липовыми фотографиями «Буков», которые только удалось найти. И заканчивая эпическим «радиоперехватом», появившимся через два часа после трагедии, в которой несколько донецких полевых командиров, включая Игоря Безлера, обсуждают лайнер, сбитый «казаками с блокпоста у Чернухино».

История про то, как представитель Госдепа Джен Псаки нашла в Ростовской области горы, сделалась легендой Рунета. Почему мы пишем об этом факте здесь? Потому что этого эпизода в солидном послужном списке миссис Псаки, увы, не было. Так получилось, однако, что в распространении фейка поучаствовал целый ряд федеральных СМИ, за что пришлось приносить официальные извинения.

Ешьте больше фосфора

Есть и более сложные случаи. Скажем, поначалу антиукраинская пропаганда широко использовала тезис о «запрещенных» кассетных боеприпасах, применяемых украинской армией. Потом, видимо, кто-то навел справки, и тему начали спускать на тормозах, хотя до сих пор даже в эфире федеральных российских телеканалов нет-нет да и мелькнут «запрещенные кассетные».

Международная конвенция о запрещении кассетных боеприпасов действительно существует. Тонкость в том, что Украина ее не подписывала. Кроме Украины, ее также не подписывали США, Индия, Китай, Бразилия, Израиль и многие другие, включая, кстати, и Российскую Федерацию.

Это не отменяет того факта, что применение кассетных боеприпасов в городской застройке, если оно действительно имело место, никак не выйдет назвать актом гуманизма по отношению к собственным же гражданам. Но как очевидная апелляция к мировому сообществу в рамках формальной юридической процедуры выглядит слабо.

В случае с кассетными боеприпасами тоже не обошлось без маскарада. Снимок неразорвавшейся авиабомбы, начиненной поражающими элементами, сделанный якобы под Донецком, оказался снимком израильского кассетного боеприпаса, сброшенного на Ливан в 2006 году. И традиционно история получила творческое развитие — с августа обвинения ополченцев в применении «запрещенных» кассетных снарядов для «Градов» выдвигает уже Киев.

Или возьмем громкую историю с «фосфорными бомбами», которых на Украине нет и быть не могло. «Советские зажигательные боеприпасы с фосфором были утилизированы еще в середине 1960-х, вместо них применяются боеприпасы с термитными смесями и пирогелями», — сообщил «Ленте.ру» военный эксперт, полковник Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества». Он отметил, что это стало следствием небезопасности хранения и эксплуатации таких боеприпасов. Применение зажигательного оружия с термитными смесями — тоже не подарок, особенно в Донбассе, который, к слову, является самой урбанизированной территорией Украины. Имело ли оно место?

«Однозначно можно определить факт применения 120-миллиметровых зажигательных мин, — комментирует Виктор Мураховский видеозаписи с Украины, — В них шесть термитных шашек, разлетающихся при подрыве на высоте. Также могли применяться зажигательные 122-миллиметровые реактивные снаряды для «Градов», там шашек гораздо больше, подрыв осуществляется на 200-250 метрах, и это выглядит как фейерверк».

Фосфор, впрочем, тоже мог попасть на поле боя — в составе смесей дымовых или осветительных снарядов — и даже вызвать соответствующие термические или химические поражения. Однако подобные эпизоды со смесями, не являющимися зажигательными, не имеют юридической трактовки и относятся к превратностям войны, и не более. «Сам фосфор нигде к применению не запрещен, — поясняет Виктор Мураховский, — запрещается применение зажигательного оружия, и то лишь при определенных условиях, например в районах скоплений гражданского населения».

То есть разбираться нужно не с применением мифического запрещенного фосфора, а с конкретными фактами применения зажигательного оружия в условиях, подпадающих под 3-й протокол Конвенции о запрещении или ограничении применения отдельных видов обычных вооружений, ратифицированный Украиной. В данном случае следовало документировать несколько моментов применение любых «зажигалок» в черте городов Донбасса (если они имелись) и педалировать в медиа именно их.

Почему же тогда так агрессивно проталкивается именно тема с фосфором? Объяснение простое: Советский Союз, отказавшись от боеприпасов с фосфором, по полной программе демонизировал это оружие в антивоенной пропаганде 1970-х — 1980-х годов, направленной, главным образом, против США и Израиля. То шоу уже давно закончилось, но, как выясняется, некоторые ментальные вирусы живучи.

«Железо», ты чьих и откуда будешь?

Украинское телевидение обожает выдавать фотоснимки и видеозаписи колонн российской бронетехники с комментариями наподобие «вот-вот все ЭТО перейдет границу, и тогда...». Например, огромной популярностью пользовался снимок грозно выглядящей колонны танков Т-72, он до сих пор кочует в качестве иллюстрации к различным новостям о «российской» бронетехнике на Донбассе. Проблема не в том, что на нем запечатлены российские войска, а в том, что сделан он 23 августа 2008 года на дороге в юго-осетинский Цхинвал.

Во время скандальной истории с проходом в Луганск российского гуманитарного конвоя украинские источники в сети распространяли фотографии танков и БТР, выкрашенных в белое, с комментарием наподобие «Россия готовится вводить свои войска под видом миротворческих». Оказалось, что это фотографии 2012 года, взятые из Рунета, и не имеющие ни малейшего отношения к Украине. Скажем, белый танк Т-72Б оказался экспонатом выставки «Технологии в машиностроении 2012».

В июне по сети несколько раз ходили пачки фотографий полыхающей бронетехники с пафосными комментариями о нарастающем сопротивлении «киевской хунте». Бронетехника была изрядно объята пламенем, но все же выглядела как-то непривычно. Оказалось, что это китайские БТР, горящие во время беспорядков на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Одновременно с этим снимком распространялся другой, где в ряд горело несколько танков. Грузинских, посреди Цхинвала в августе 2008 года.

Подобные вещи прорываются и в эфир российских телеканалов. Венцом творения стала видеозапись падения на Макеевку «баллистической ракеты "Точка"». На видео изображено нечто довольно странное, медленное и с нетипично длинным для работающего двигателя пламенным хвостом. Оказалось, что это запись падения российского «Протона-М» 2 июля 2013 года, сделанная из застройки города Байконур. Но это еще не самое поразительное. Видеозапись поработала «и за того парня»: один из украинских телеканалов использовал ее в сюжете о том, как «донецкие боевики» сами же, мол, и обстреливают свои города, чтобы свалить все на Киев.

Чем руководствуются люди, допускающие подобное? Для СМИ все просто: им нужен визуальный материал, и они его подбирают из расчета «и так сойдет». Это характеризует «уважение», которое работники СМИ испытывают к своим читателям и зрителям, не более. Ну вроде как аудитория скушает, и ладно. Аудитория действительно непритязательна и не привыкла к элементарным правилам информационной гигиены: контента становится все больше, источники его все ангажированнее, а восприятие поставляемой информации, наоборот, теряет критичность.

Другое дело, когда речь идет о необходимости провести свою линию, то есть заняться пропагандой. Здесь фейки идут в ход сознательно, а нередко и фабрикуются специально под задачу. Единственное, что здесь можно подчеркнуть, так это то, что высокая плотность фальсифицированного материала в информпространстве чаще всего является отражением крайней скудности реальной фактуры, на основании которой можно обвинить оппонента в чем-нибудь неблаговидном.

Обсудить
Россия. Москва. 13 апреля 2016. Член комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Андрей Свинцов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко (слева направо на втором плане) и член комитета Госдумы по образованию Егор Анисимов (слева на первом плане) на пленарном заседании Государственной думы РФ. Станислав Красильников/ТАССПретерпевшие
На что жалуются депутаты при зарплате в 400 тысяч рублей
Россия для грустных
Тест «Ленты.ру» на экстремизм
Владимир Путин«Волосы дыбом встают»
Чему ужаснулся Путин на Совете по правам человека
Рамзан Кадыров Рамзан сбережет
Почему финансирование Чечни продолжит расти
«Родишь — будешь халат мне от крови отстирывать»
Молодые матери о хамстве и унижениях в родильных домах
Мой воображаемый друг
Возвращение Андре Мальро в Пушкинский музей
Ночь грешна
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Под покровом ночи» до «Хуже, чем ложь»
Иван Дорн «У меня выработались антитела к политике»
Иван Дорн о перевоплощении и проверке себя
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
SAN MARCOS, CA - FEBRUARY 5:  Finished silicone RealDoll sex dolls are seen at the Abyss Creations factory on February 5, 2004 in San Marcos, California. RealDolls are created using Hollywood special effects technology and have orifices made of a special soft grade of silicone for people who want to "enhance their sex lives", according to Abyss Creations literature. Standard female models sell for about $6000, males for $7000, and are sold only over the Internet. "Shemales" and other special orders are also available.       (Photo by Макдоналдс секс-индустрии
Зачем лондонскому кафе эротические роботы
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее