Четырехдневный регион

Сокращенная рабочая неделя и урезанная зарплата стали реалиями для ряда российских областей

Кемеровский филиал ОАО «Алтайвагон»
Кемеровский филиал ОАО «Алтайвагон»
Фото: Рашид Салихов / ИТАР-ТАСС

Некоторые промышленные предприятия Свердловской области к началу осени оказались в сложном положении, в связи с чем были вынуждеын принимать меры по экономии средств. 1 сентября Уральский завод химического машиностроения в Екатеринбурге перевел своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю и, соответственно, сократил зарплаты на 20 процентов.

Официально озвученная версия гласит, что причиной сокращения рабочей недели стало недостаточное число заказов. Еще одна проблема — колоссальная задолженность екатеринбургских коммунальщиков перед Уралхиммашем за поставку теплоносителя. Сумма долга к началу сентября составила более 400 миллионов рублей, что фактически соответствует фонду заработной платы предприятия за четыре месяца.

12 сентября, накануне довыборов в местную гордуму, о существующих проблемах заявило и руководство градообразующего предприятия Асбеста — ОАО «Ураласбест». На предприятии сократят 800 рабочих мест, оставшиеся сотрудники будут трудиться 8 часов в день вместо 12 — и, разумеется, получать на четверть меньше денег. С ноября производство будет работать лишь две недели в месяц. Информация о грядущем сокращении рабочих мест, по мнению экспертов, повлияла на результат выборов: первое место с 51 процентом голосов заняла Наталья Крылова, кандидат от партии «Зеленые», поставившая во главу угла своей предвыборной программы решение проблем асбестовского завода.

Стоит заметить, что в сложной ситуации оказалась не только Свердловская область. ОАО «Алтайвагон» с 1 октября переводит часть персонала на четырехдневную рабочую неделю с сокращением заработной платы. Эти меры не коснутся только рабочих — руководство хочет сохранить их любой ценой. Основная проблема — в отсутствии заказов на новые вагоны. Переизбыток старых вагонов и подвижного состава с истекшим сроком годности — проблема, которая была поднята рядом отечественных предприятий на Уральском транспортном салоне «Магистраль», — серьезно тормозит производство и развитие отрасли.

В аналогичной ситуации оказался и Владикавказский вагоноремонтный завод. «Мы с Федеральной грузовой компанией ...выиграли конкурс на двести тридцать грузовых вагонов на 2014 год, …на 1 июля мне сказали: не будет вагонов, на второе полугодие — то же самое. То есть ноль, хотя конкурс выигран», — говорит генеральный директор завода Виталий Бекузаров. Проблемы с Украиной, санкции, сокращение грузопотока, отсутствие заказов и, как следствие, четырехдневная рабочая неделя.

С другой стороны, ситуация в корпорации «Уралвагонзавод», несмотря на попадание в европейский санкционный список, пока не настолько критична. Согласно заявлению генерального директора УВЗ Олега Сиенко, сделанному 4 сентября на Уральском транспортном салоне «Магистраль», завод был вынужден закрыть совместные программы по локомотивостроению с американской корпорацией Caterpillar и по производству вагонов для московского метрополитена с канадским производителем Bombardier. Также, по словам Сиенко, появились проблемы с долгосрочными кредитами. «Сейчас, конечно, рассматривается процесс с госгарантиями, но от этого средств в банках не прибавляется», — заметил он. Проблема заключается еще и в том, что срок службы подвижного состава железных дорог зачастую незаконно продлевается, из-за чего падает спрос на вагоны и локомотивы корпорации. Очевидно, что перечисленные проблемы могут отразиться и на работниках УВЗ. Подчеркнем — речь идет об одном из крупнейших градообразующих предприятий Свердловской области.

В правительстве региона за решение этих проблем, по идее, должен отвечать министр промышленности и науки. Однако это место уже длительное время вакантно. Бывший министр Александр Петров, занимавший последнее время должность вице-премьера в правительстве области, ушел в отставку 2 сентября. Новостью это не стало: о своем уходе с поста Петров объявил еще в начале августа. Тогда в рамках реформы регионального правительства ему было предложено вернуться в кресло министра промышленности и науки, то есть, по сути, спуститься на ступень ниже в иерархической пирамиде. Итог был немного предсказуем — промышленный регион остался без чиновника, курирующего промышленность.

Помимо этого, региональные элиты явно не желают принимать на себя ответственность за ведение и в некоторых случаях реанимацию городского хозяйства. Причина проста: по логике региональных чиновников именно муниципалитеты должны стать источником средств, пополняющих доходную часть бюджета в условиях серьезного социально-экономического кризиса. С учетом кризисной ситуации в некоторых градообразующих предприятиях — перспектива более чем сомнительная. В ряде городов Урала даже не состоялись конкурсы на замещение должности главы администрации — просто не оказалось желающих. Впрочем, есть глава или его нет — это не отменяет имеющихся в наличии проблем. По данным Свердловскстата, объем долгов по зарплате на предприятиях региона только за август вырос в пять раз и составил более 17 миллионов рублей. Скрытая безработица, отсутствие курирующего промышленность министра, задолженность по зарплатам — все это оказывает негативное влияние на политические перспективы Куйвашева. А том, что губернаторские выборы могут состояться уже в 2015 году, в регионе говорят уже очень многие.

Обсудить
Бес из машины
Как устроена экономика киберпанка
«Мусор на входе — мусор на выходе»
Зачем Росстат отдают под управление Минэкономразвития
Слева направо: Дмитрий Козак, Ольга Голодец, Игорь Шувалов, Вячеслав Володин и Дмитрий  МедведевКостры компетенций
Ралли вице-премьеров: кого не уберегли руководители правительства
Эльвира НабиуллинаЖелезная Эльвира
Как и за что критиковали главу Банка России
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
«Оргиастический акт любви и счастья»
Дина Рубина о советских кулинарных традициях
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
Рай на земле
Лучшие для жизни города мира
Там, где цветет иван-чай
Продолжение рассказа о путешествии по Колымской трассе
Германия по карману
Как попасть в Баварию за две тысячи рублей и получить удовольствие
«Мы делаем не крымское вино, а севастопольское»
Винодел Павел Швец — о месте России на винной карте мира
Отберут последнее
Коснутся ли новые правила перевозки электроники летящих в США россиян?
Идеал со сроком годности
От Монро до Кардашьян: как менялись пропорции женской фигуры каждые 10 лет
Luxury watches are seen at a shop window in Geneva August 2, 2011. REUTERS/Denis Balibouse (SWITZERLAND - Tags: SOCIETY BUSINESS)«Если русский — значит, соришь деньгами»
Рассказ финансиста из Самары, перебравшегося в Женеву
Новая американская мечта
Что такое Fuck You Money, или Как уйти на пенсию в 35 лет
Спортзал для двоих
Лондонская пара прославилась в сети как самая тренированная в мире
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Цвета для победителей
Самые известные гоночные раскраски в мире
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах