Долги россиян по кредитам стремительно растут. Банки стараются быстрее избавляться от проблемных клиентов, передавая их в руки коллекторов. Если раньше процедура «выбивания» долгов запускалась через три месяца после просрочки платежа, то теперь этот срок сократился до 45 дней. Должников в России все больше. Им на помощь приходят антиколлекторские агентства. Не бесплатно, конечно. В стране стремительно набирает обороты так называемый антиколлекторский бизнес.
Прием против лома
В апреле этого года в Санкт-Петербурге из окна десятого этажа дома на Прибрежной улице выбросилась пятиклассница. Ее доставили в больницу в тяжелом состоянии. То, что выяснилось в ходе расследования, вызвало возмущение у всего города. Оказалось, до попытки самоубийства девочку довели коллекторы. Семья жила в съемной квартире, а долг «висел» на сыне ее владельца. Коллекторы регулярно звонили по домашнему телефону, требуя выплаты долга. Угрожали — в том числе и ребенку.
К сожалению, случай не уникальный. В Топкинском районе Кемеровской области из-за телефонных угроз коллекторов пыталась уйти из жизни мать пятерых детей. Причем коллекторы преследовали не только 52-летнюю женщину, но и ее родственников, и знакомых.
С ростом закредитованности населения увеличивается и количество просроченных платежей. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), сегодня из десяти взятых в банках потребительских кредитов возвращают только пять. И все чаще методы работы коллекторов с должниками напоминают о «братках» из девяностых. Угрожают тюрьмой, лишением родительских прав, конфискацией единственного жилья. Запугивают соседей, родственников. Звонят по ночам, встречают у подъездов, на выходе из школ, поликлиник. В Подмосковье коллекторы угрожали соседям задолжавшей пенсионерки, требуя от них убедить женщину вернуть долг. В противном случае обещали детям этих соседей проблемы во дворе с хулиганами. В Кузбассе коллекторы развлекались, заставляя должников биться друг с другом на кулаках. Прекратили только после того, как погиб один из этих бойцов поневоле.
В России до сих пор нет закона о коллекторах, хоть как-то ограничивающего их действия. Проект подготовлен несколько лет назад. Но руки до него у законодателей пока не дошли. Фактически должники оставлены государством один на один с коллекторами. На помощь пришла частная инициатива — антиколлекторские агентства. Их становится все больше, и спрос на оказываемые ими услуги растет — пропорционально росту закредитованности граждан.
«Понятно, что рано или поздно нашлись бы люди, которые станут судиться с банками и отбивать атаки коллекторов, пользуясь несовершенством законодательства и тем, что рынок коллекторских услуг слабо отрегулирован», — говорит директор по развитию инвесткомпании QB Finance Маргарита Горшенева, подчеркивая, что выбивание долгов зачастую идет вразрез с существующими нормами.
Глава представительства Консалтинговой группы «НЭО Центр» в Северо-Западном федеральном округе Александр Соколовский объясняет повышение спроса на услуги антиколлекторов усилением активности самих коллекторских компаний и качеством выданных ранее многими банками кредитов. Клиенты ставят антиколлекторам разные задачи. Кто-то надеется защитить свои нарушенные права, кто-то пытается уклониться от исполнения требований банков или отсрочить платежи. Некоторые просто хотят сэкономить время и нервы, избежав прямого общения с коллекторами и банкирами.
Пожалеть и в суд отвести
Чем же могут помочь должникам антиколлекторы? На сайтах агентств в списке услуг — консультации, подготовка документов, общение с кредиторами, ведение дел в судах. Иногда предлагают и психологическую поддержку.
Стоимость услуг зависит от сложности работы и суммы спора. Как рассказал «Ленте.ру» финансовый омбудсмен при Ассоциации антиколлекторов России Андрей Власс, один спор, не превышающий 600 тысяч рублей, обойдется должнику в 5500 рублей. Но такие случаи, отметил он, редки. Чаще приходится иметь дело сразу с несколькими долгами (а их может быть и полтора десятка). Если сумма не превышает миллиона рублей, цена услуг юриста-антиколлектора — 9800 рублей в месяц. Обычно, отметил Андрей Власс, из-за бюрократических проволочек разбирательства в судах затягиваются минимум на полгода.
Между тем, эксперты относятся к антиколлекторам с явным скепсисом, считая, что большая часть агентств не оказывает реальной помощи, а получает вознаграждение за создание видимости услуг. «В основном их деятельность сводится к консультациям, — объясняет адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. — Некоторые пытаются общаться с банками и коллекторами, но у антиколлекторов нет каких-либо особых рычагов давления на коллекторов или банки». Есть риск попасть на мошенников или непрофессионалов, способных посоветовать незаконные схемы уменьшения кредита. В результате положение заемщиков может даже ухудшиться. Также эксперт обращает наше внимание на то, что антиколлекторские агентства долго не живут на рынке — они часто открываются и часто закрываются.
Сами антиколлеторы с таким мнением не согласны. По словам одного из них, сейчас на рынке много юридических компаний, не имеющих отношения к антиколлекторам, но пытающихся предлагать такого рода услуги. Они-то, поняв, что с взятыми на себя задачами им не справиться, и закрываются, оставив клиента ни с чем. Бывает, что под маской антиколлекторов скрываются обычные мошенники, предлагающие должнику «крышу» от коллекторов за круглую сумму. А юридически неграмотные граждане покорно платят, даже не интересуясь способами «крышевания» и не требуя никаких документов.
Поможет, но не спасет
Не секрет, что клиент банка крайне редко читает предлагаемый ему договор с должным вниманием. И кредитные организации активно этим пользуются. Но специалисты уверяют, что опытный юрист-антиколлектор способен отплатить банку той же монетой и помочь клиенту реструктурировать долг или снизить размер пени, найдя лазейку в мало понятных бумагах.
«В чистом виде помощь антиколлекторов выражается в предоставлении юридических услуг с упором на судебную практику и разъяснении того, что у любого должника есть не только обязанности, но и права, а кредиторы зачастую эти права не только не соблюдают, но и нарушают», — говорит Дмитрий Шевченко. Антиколлекторы отстаивают права должников. Это, по мнению эксперта, в конечном итоге дисциплинирует кредиторов, пытающихся взимать внесудебные штрафы или повышенные комиссии, либо допускающие иные нарушения.
Наверное, от антиколлекторов есть положительный эффект, но на общую ситуацию с закредитованностью это пока не влияет. Не те масштабы. Впрочем, и тут некоторые собеседники «Ленты.ру» настроены скептически. «Если антиколлекторские агентства станут выигрывать дела, банки пересмотрят договоры. Однако ожидать какой-то революции не стоит. Комиссии и так находятся на минимальном уровне или отменены, а требования по страхованию никто отменять не станет», — говорит Маргарита Горшенева.
И все же с учетом количества кредитов «на шее» у населения, замедления экономики спрос на услуги антиколлекторов будет только расти. И судя по всему, законодателям, помимо закона о коллекторах, придется принимать и закон об антиколлекторах.