Трамвайный дрифт

Тверской трамвай как инструмент политической борьбы

Фото: tverigrad.ru

От Тверского железнодорожного вокзала до центра на трамвае можно добраться минут за двадцать. Ждать долго не приходится — из пяти оставшихся в городе маршрутов три проходят мимо вокзала. Проезд стоит 14 рублей, платишь вагоновожатому. Тот жмет кнопку, и механический женский голос сообщает: «Оплачено наличными». Поскольку наличными платят все, кроме пенсионеров, за время поездки эту фразу успеваешь услышать раз пятьдесят. Вагон не первой свежести, несколько раз перекрашенный, проржавевший. Трясется, дребезжит, но катится. Над дверями трафаретная надпись: «Проезд даже одной остановки оплачивается». Это «даже» в сочетании с механическим голосом и залатанными сиденьями выглядит очень трогательно.

«Информация о ликвидации трамвая в Твери не соответствует действительности». Такое сообщение появилось 25 сентября на сайте городской администрации — пятое по счету на данную тему лишь за один день. «В последнее время в СМИ распространяется информация о том, что главой администрации Твери Юрием Тимофеевым якобы принято решение о полной ликвидации трамвайного движения в городе. Это не что иное, как политическая провокация. Можно предположить, что инициатива исходит от определенного круга лиц, преследующих свои личные интересы и таким образом дестабилизирующих общественно-политическую обстановку», — говорится еще в одном сообщении городской администрации.

Казалось бы — где трамвай, а где политика? В августе муниципальное предприятие «Городской электрический транспорт» (МУП «ГЭТ»), занимающееся обслуживанием трамвайного и троллейбусного парка Твери, подало в Арбитражный суд заявление о банкротстве. Также в суд поступили иски от городской администрации, поскольку задолженность МУПа за аренду помещений и территории трамвайного парка достигла 3,5 миллионов рублей. А еще есть долг энергетикам на сумму 31 033 486 рублей и общие прогнозируемые убытки в 436 миллионов рублей, куда входят и долги по зарплате. В начале сентября арбитраж принял решение о проведении 27 ноября судебного заседания по проверке обоснованности заявления МУП «ГЭТ» о банкротстве.

Не дожидаясь решения Арбитражного суда, тверские энергетики попытались решить вопрос радикально, отключив от электричества всю трамвайную и троллейбусную сеть. В заявлении от 4 сентября было предложено погасить задолженность в десятидневный срок, иначе — транспортный коллапс. Через неделю в результате переговоров с городской администрацией и представителями МУПа вопрос был временно урегулирован. По словам гендиректора «АтомЭнергоСбыта» Игоря Быкова, «ситуация с погашением долгов будет решаться без отключения маршрутов городского трамвая и троллейбуса от электросети».

Горожане не сомневались: это лишь отсрочка смертного приговора. Уже 17 сентября городские власти заявляют, что имеющиеся в бюджете средства пойдут на развитие безрельсового общественного транспорта, в том числе на закупку двух троллейбусов и десяти автобусов. Реанимация городского трамвая была признана бессмысленной, во-первых, из-за грядущего банкротства МУП «ГЭТ», а во-вторых, из-за высокой стоимости ремонта. Только на приведение в порядок путей 5-го маршрута, по данным администрации, требуется около 900 миллионов рублей, не считая затрат на приобретение новых вагонов. Эта сумма равна годовому бюджету на дорожный ремонт в Твери.

В середине сентября группа энтузиастов организовала Неделю поддержки тверского трамвая, а 19 сентября сообщила о подготовке городского митинга. Эксперты группы уверены, что стоимость ремонта путей завышена почти в три раза и реально составляет не более 300-400 миллионов рублей. Одновременно группа «Тверской трамвай» приступила к сбору средств на капитальный ремонт вагонов и закупку светодиодных ламп для салонов. Выглядит немного наивно — с одной стороны. С другой — свидетельствует о том, что горожане готовы заступиться за трамвай как за один из символов города и экологически чистый вид городского общественного транспорта. Депутаты Тверской городской думы, кстати, пошли наперекор горадминистрации и поддержали общественную инициативу по сохранению трамвая. После этого и последовали заявления о политической провокации. С учетом того, что тверской губернатор Андрей Шевелев в недавно опубликованном Фондом развития гражданского общества рейтинге занял первое место с конца, паранойя городского руководства вполне объяснима.

Итог: на данный момент принято решение о сохранении двух трамвайных маршрутов — 5-го и 11-го. Остальные в связи с износом путей, высокой аварийной опасностью (если трамвай сходит с рельс, в городе говорят — «трамвайный дрифт») и износом подвижного состава будут ликвидированы. Про планы строительства линии скоростного трамвая, анонсированные в генплане Твери, никто уже не вспоминает. Очевидно, что даже оставшиеся маршруты потребуют серьезного финансирования, да и про многомиллионные долги управляющей компании забывать не стоит. И, безусловно, вопрос может действительно стать политическим — в случае досрочных губернаторских выборов. Понятный гражданам и реализуемый в реальные сроки план сохранения трамвайной сети — сильная карта в предвыборной игре.

Справка
Тверской трамвай — один из первых в России, работает с 28 августа 1901 года. В ноябре 1920 года трамвайное движение в Твери остановилось, но уже в апреле 1922-го возобновилось. В канун Великой Отечественной войны в городе действовало восемь трамвайных маршрутов. Во время оккупации немецкими войсками большая часть парка была уничтожена, а 43 километра путей вывезли в Германию. Трамвайное движение восстановилось сразу после освобождения города. К 1993 году в Твери было 18 трамвайных маршрутов, из которых к 2014-му сохранилось лишь пять. В 1997 году закрылся старейший в городе трамвайный маршрут №2, существовавший с 1901 года.

Обсудить
Россия00:01Сегодня

«Пройтись по Европе маршем, девок пощупать и вернуться»

Ямальский депутат называет Бундестаг городом, ищет заговоры и запрещает книги
Бегом в могилу
Мусульмане Мьянмы сотнями умирают от голода в грязи. О них все забыли
«Этим проклятым американцам мы еще покажем!»
Афганцы полюбили русских и возненавидели США
С видом на фюрера
Мечту Гитлера воплощают при Меркель, и немцы этому рады
Реджеп Тайип ЭрдоганВ спину не больно
Россия забыла обиды и взахлеб дружит с Турцией
«Весь город наш!»
Грозная банда «Хади Такташ» стала настоящим кошмаром Казани 90-х
Воровской передел
Лидер криминальной России рискует сесть надолго. За его трон развернулась война
Деловая колбаса
Улюкаев готовился к долгой и счастливой жизни, а получил восемь лет строгача
Вера и Владимир Набоковы«Не знаю, что с тобой сделаю при встрече»
Что писал Набоков своей жене во время разлуки
Есть почитать че?
Библиотека как мир, гуки и геи в беде, сразу два Линча: топовый артхаус на 2A17
«Евреи забили гвоздь в голову русскому человеку»
Шпионы КГБ обвиняли советских рокеров в победе мирового сионизма
«Все хорошо, но раздели-то их зачем?»
Голые европейцы и другие достоинства современного театра
Poloвинка
Поездка на передней части будущего седана VW Polo для России
Чудо-Judo
Вспоминаем молодежный трансформер Nissan Judo, о котором все забыли
8 лимузинов, появление на свет которых сложно оправдать
Большие, длинные и чрезвычайно бесполезные
Погружение в кирпич
Мы посидели в новом «Гелике» и не узнали его. А потом вылезли – и узнали
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей