Россия
22:37, 29 сентября 2014

«Приведите его, мы наручники снимем» Эксперты «Ленты.ру» о вероятности массовых волнений трудовых мигрантов в Москве

Игорь Кармазин
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

«Такбир! Аллаху акбар!» — несколько сотен человек в минувшую пятницу штурмом взяли автобус ОМОНа недалеко от исторической мечети в Москве на Большой Татарской улице. Пресс-служба ГУВД Москвы позже объявила, что нарушители порядка задержаны, принято решение об их административном аресте. Кроме того, в отношении двух участников беспорядков возбуждено уголовное дело по статье «Применение насилия в отношении представителя власти». Однако это тот случай, когда важен не столько результат, сколько сам процесс. Во всяком случае, в этом уверены эксперты «Ленты.ру», которые не исключают: в Москве могут начаться массовые волнения с участием людей, приехавших в столицу на заработки.

Массовая потасовка произошла на Большой Татарской улице рядом с Московской исторической мечетью 26 сентября, однако видео события было выложено в интернет несколько позже. К настоящему моменту за сравнительно короткий срок этот 20-минутный ролик собрал более миллиона просмотров и огромное количество откликов. Фабула происшествия проста до неприличия: один из прихожан исторической мечети, уроженец Ингушетии, был задержан представителями сил правопорядка за совершение ДТП и последующее сопротивление властям. Задержанного поместили в полицейский автобус. Это и стало причиной конфликта верующих и сил ОМОН.

«В соответствии с правилами проведения пятничной молитвы мы совершили ее, не отвлекаясь и не останавливаясь, пока имам не закончил. Никто из верующих не препятствовал сотрудникам МВД», — написал в своем блоге очевидец произошедшего Али Чаринский. Однако на выложенном видео хорошо видно, что по завершении намаза толпа взяла автобус и немногочисленных полицейских в живое кольцо и начала скандировать лозунги с требованием освободить задержанного. Несколько активистов под одобрительный гул проникли в салон, снаружи на представителей ОМОН обрушились другие верующие, которые в ультимативной форме требовали выпустить задержанного. Обстановка накалялась. Несмотря на одиночные призывы не поддаваться на провокации, обе стороны действовали в достаточной мере агрессивно. Однако довольно скоро ситуация разрешилась — толпа отбила «своего», причем не очень ясно, что именно повлияло на решение полицейских отпустить его. При этом по картинке можно увидеть, как тот буквально вываливается из автобуса. И тут же скрывается в толпе, даже не успев снять наручники. Слышны крики «Приведите его, мы наручники снимем» и «Это революция!».

Любопытно в этом контексте, что о революции рассуждают не только впечатленные своей победой прихожане. Похожими категориями мыслят и эксперты, которые в разговоре с «Лентой.ру» отмечают четкую смычку радикального ислама с верой в правильность уличных демонстраций по примеру украинских. Пятничный инцидент, по мнению ряда специалистов, полностью находится в этой логике. В частности русский националист, главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Холмогоров, отмечает, что «технология Майдана была позаимствована в западной методичке, а смычка с исламистами может дать сразу переход к уличному террору». По его мнению, «основную часть прихожан составляют мигранты с туманным юридическим статусом. Многие люди — постоянно находятся вне правового поля. В мечетях активно пропагандируется ваххабизм». Также Холмогоров отмечает и системную проблему: «бойцы ОМОН не сумели навести порядок, видно, что они растеряны и напуганы, так что не очень понятно, как они будут действовать в рамках более масштабных конфликтных ситуаций».

Открытым остается вопрос о влиянии радикального ислама на московские мечети. С одной стороны, в Москве с каждым годом становится все больше мусульман. Некоторые приезжие с Северного Кавказа проникаются экстремизмом на родине и распространяются здесь. «По моим оценкам, всего в Москве насчитывается около миллиона мусульман. На праздники в мечети ходит 60-70 тысяч человек. Экстремистов, готовых при случае взять в руки оружие, насчитывается около 500 человек», — говорит религиовед Раис Сулейманов.

В свою очередь, часть из опрошенных специалистов призывает не делать поспешных выводов из инцидента и подчеркивает, массовых выступлений ждать не стоит, поскольку у приезжих нет объединяющих лозунгов. Сам инцидент, если разобрать его по составляющим, эта часть специалистов предлагает оценивать как случайное совпадение сразу нескольких факторов. «Человека задержали прямо у мечети в пятницу, когда на молитву собирается особенно много народу», — отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Он подчеркивает, что не видит почвы для масштабных выступлений приезжих с Кавказа и Средней Азии. «Не просматривается каких-то общих вдохновляющих лозунгов», — заметил политтехнолог.

К слову, на фоне перелома, который наметился на Северном Кавказе, получить очаг сопротивления в центре Москвы было бы довольно обидно. К настоящему моменту, свидетельствует дагестанский публицист Игорь Бойков, «на Кавказе многие ваххабитские лидеры уничтожены физически». «Борьба здесь длится долгие годы, а власть взять экстремистам так и не удалось, что порождает апатию, недоверие к религиозным лидерам. Кроме того, перед глазами пример Ливии, Сирии. Там борьба за шариатское государство не привела к райским кущам, а погрузила общество в кровавый хаос», — отмечает Бойков.

Кроме того, как отмечают опрошенные «Лентой.ру» политологи, решение ОМОНа при всей неоднозначности привело к важному промежуточному результату: позволило избежать массовой драки, которая, конечно, только подстегнула бы развитие совершенно разных, не слишком управляемых политических и социальных процессов. Однако самые главные вопросы лежат в области практики применения силы полицейскими — кто-то называет действия ОМОНа травоядными, кто-то уверен, что силы правопорядка поступили правильно, не став разжигать лишний раз конфликт на пустом месте.

При этом большинство экспертов убеждены, что необходимо еще раз всесторонне проанализировать действия полицейских, сделав это объективно и максимально отстраненно. Правда, выдвигая эту идею, эксперты «на всякий случай» просят их имен не называть.

< Назад в рубрику