«Есть за что повоевать…»

Кому достанется разрушенный аэропорт Донецка

Танк ДНР в районе аэропорта города Донецка
Танк ДНР в районе аэропорта города Донецка
Фото: Геннадий Дубовой / РИА Новости

В пятницу, 3 октября, продолжились бои за аэропорт Донецка, который в течение последних месяцев пытались отбить у военных ополченцы. К вечеру сторонники самопровозглашенной Донецкой республики заявили, что почти полностью взяли его под контроль (в Киеве, со своей стороны, это отрицают). Аэропорт за время боевых действий был в значительной степени разрушен, однако ни одна из сторон не соглашается его уступать: объект рассматривают как плацдарм для дальнейшего наступления. Украинские власти, между тем, заявили, что дальнейшая эскалация боевых действий будет означать срыв перемирия и может стать поводом для отмены законов об амнистии и особом статусе Донбасса, принятых в рамках мирного урегулирования конфликта.

В течение дня появлялись сообщения о том, что силовики, удерживающие аэропорт, провели частичную ротацию личного состава, ополченцы получили подкрепление в виде артиллерии, а позднее пытались захватить здание старого терминала (по утверждению украинской стороны, атака была отбита). К вечеру глава правительства самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко объявил, что аэропорт контролируется его сторонниками на 95 процентов — за исключением одного здания, расположенного в направлении населенного пункта Авдеевка. «Если разобраться, то не мы сегодня атакуем аэропорт, а нас атакуют, пытаясь нас с аэропорта выбить», — добавил он.

Все терминалы, по словам представителя штаба Донецкой республики, были захвачены. Над одним из них подняли флаг ДНР. Бои на этом не прекратились. Источник сообщил, что «там есть еще за что повоевать» и что говорить о полном контроле пока преждевременно. Он подтвердил, что в подземных коммуникациях могут еще находиться украинские силовики («Русская весна» при этом распространила информацию, что бойцы Моторолы «подожгли катакомбы с помощью керосина», что привело к многочисленным жертвам).

В Киеве, между тем, информацию о захвате аэропорта не подтвердили. В пресс-центре АТО (антитеррористической операции) вечером 3 октября сообщили, «украинские военнослужащие продолжают оборонять стратегический объект». «В некоторых местах продолжаются локальные перестрелки между силами АТО и боевиками. Ситуация под контролем», — заявил журналистам пресс-офицер операции Владислав Селезнев. Утром в субботу, 4 октября, пресс-центр АТО также сообщил, что ситуация в районе аэропорта под контролем силовиков.

Международный аэропорт Донецка расположен к северу от города. В его обороне были задействованы бойцы 93-й механизированной бригады и 3-го полка спецназначения, а также представители «Правого сектора». Ополченцы взяли его в полуокружение. «Он окружен буквой "П" — выход есть только в село Пески (как уточняет LB.ua, это село рядом с аэропортом занято добровольцами из «Правого сектора» и Организации украинских националистов). Да и то дорога на Пески постоянно обстреливается», — пояснял один из оборонявших его силовиков.

Захватить аэропорт, который, в отличие от самого Донецка, остался под контролем военных, ополченцы пытались еще в мае. Обе стороны при этом несли большие потери. В конце мая попытка занять аэропорт обернулась для сторонников ДНР разгромом: как признал ее тогдашний лидер Александр Бородай, тогда погибли более 50 ополченцев; группа отступавших бойцов при этом, по некоторым данным, попала под «дружественный огонь». Недавно появилась информация, что в конце сентября, при неудачной попытке захвата терминала, сторонники ДНР потеряли около 40 человек убитыми и ранеными.

В ополчении, в свою очередь, заявляли, что потери обороняющихся исчисляются сотнями. И что для них это «реально второй Иловайск».

Сказывалась ситуация и на Донецке — прежде всего, на ближайшем к аэропорту Киевском районе города (с его территории, как сообщалось, ополченцы обстреливали позиции силовиков). Последние несколько дней местные жители, по информации «Сегодня», вынуждены были прятаться в укрытиях и не покидать своих домов. «Последние дни рядом с аэропортом был сплошной ад, — рассказывал один из них. — Постоянно что-то взрывалось, были слышны перестрелки и очень мощные взрывы. Боевики по улицам носились туда-сюда. Танки, бронетехника… Все как в фильмах про войну, только это было по-настоящему».

1 октября район подвергся артобстрелу, в результате, по данным горсовета, погибли девять человек. Впоследствии обстрелы продолжились. Вечером в пятницу, по информации городских властей, орудийные залпы были слышны по всему городу. В двух районах (в том числе в Киевском районе) в результате попадания снарядов начались пожары.

В обстрелах города стороны, как и прежде, обвиняют друг друга (в ДНР, в частности, заявляют, что по городу стреляют военные из аэропорта). Хотя в Генштабе Украины и допустили, что к этому может быть причастна некая «третья сторона». «Мы знаем, что там есть группировки, не подконтрольные ни российским силам, ни силам террористических группировок, и они ведут свою деятельность. Я не готов сказать, кто это, но они открывают огонь без предупреждения, без какого-либо графика, на свое усмотрение», — подтвердил представитель Совбеза Украины Андрей Лысенко.

Сам аэропорт, в котором всего два года назад был открыт новый терминал, за время боев получил серьезные повреждения. Как выразился один из журналистов, «теперь он в таком состоянии, что проще снести и заново отстроить, и взлетная полоса вся в воронках». «Там уже больше лунные пейзажи», — констатировал командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко.

Несмотря на повреждения, военные рассматривают аэропорт как плацдарм для дальнейшего наступления на Донецк, занятый ополченцами. Его переход под контроль сторонников ДНР, как опасаются в Киеве, может привести к «организации там мощной военной базы». Еще одна причина ожесточенных боев за этот объект, как полагает военный эксперт Николай Сунгуровский, может заключаться в желании ополченцев оттянуть украинские войска с юга (с мариупольского направления). «Сосредоточив там силы и начав хотя бы имитацию боевых действий, они могут обеспечить новые мирные переговоры», — считает он (целью переговоров, по мнению эксперта, может стать предоставление транзитного коридора между Россией и Крымом на зимний период).

Существовала возможность того, что аэропорт «обменяют» на другие территории, находящиеся в окрестностях Донецка. На эту тему, как стало известно, велись переговоры. По словам командира «Донбасса» Семена Семенченко, аэропорт «в любом случае должны были отдать согласно договоренностям» (он отметил, что непонятно, почему тогда «его удерживают и снова ставят людей под угрозу»).

Официальный Киев утверждает, что ни о каком обмене территориями речь не идет. Однако другие источники еще несколько дней назад сообщали, что соответствующие переговоры продолжаются. Так, по словам лидера Радикальной партии Олега Ляшко, аэропорт вместе с несколькими населенными пунктами предлагалось «обменять» на Новоазовск (районный центр на юге Донецкой области, в захвате которого Киев обвиняет российские войска). Возможность такого обмена допустил и советник президента Украины Юрий Луценко. В Министерстве обороны Украины сообщили, что им «известно о договоренности, гласной или негласной, по обмену аэропорта».

Блогер Борис Рожин (colonelcassad), отслеживающий ситуацию на востоке Украины, утверждает, что соглашение действительно имело место (аэропорт предполагалось «обменять» на территории в районе Мариуполя), однако оно было нарушено украинской стороной. Ополченцы, по его словам, освободили часть захваченных территорий, однако того же со стороны Киева не дождались.

Власти Украины, со своей стороны, предупредили, что готовы ответить на возможную эскалацию военных действий. Спикер Верховной Рады Александр Турчинов заявил, что если бои на востоке Украины не прекратятся, это будет означать срыв мирного плана. При таком сценарии, в частности, может быть отменен закон о статусе части Донбасса. Параллельно с этим стало известно, что против России (которую Киев обвиняет в военном вмешательстве в конфликт в Донбассе) в случае, если аэропорт все же будет захвачен, могут быть введены новые санкции Евросоюза.

подписатьсяОбсудить
Фабрика зверств
Притравочные станции — аморальная забава или жестокая необходимость
Сергей Боярский во время сдачи норм ГТО «Не посрамлю»
Сын главного Д’Артаньяна Сергей Боярский за всеобщее ГТО, но против идиотизма
Ника борется за жизнь
Чудом выжившую девочку спасет внутривенное питание
«Если делают где-то барьеры — наказывать»
Михаил Терентьев об объективности, лекарствах и доступной среде
Военнослужащие армии КазахстанаПрофилактика хаоса
Каковы цели российского военного планирования в Центральной Азии
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
Отборные кадры
Как в России подыскивают присяжных для суда
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
Наперегонки
Найдено объяснение механизмам смерти и старения
Лабиринты смерти
Что скрывают древние и загадочные катакомбы Парижа
Черная дыра (в представлении художника)Вот запара
Величайшая тайна черных дыр стала еще непонятнее
Шершавый бог
Раскрыто значение вызываемых ЛСД видений
Я вас не слышу
Чего не хватает новому Chevrolet Camaro: первый тест
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Северный олень
Сохранил ли новый Mitsubishi Pajero Sport свою суровость и страшно ли на нем заезжать в глушь
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон