Культура
18:16, 6 октября 2014

Угробили своими руками Новый фильм Никиты Михалкова – о России, которую мы снова можем потерять

Александр Широков
Кадр: фильм «Солнечный удар»

Премьеры нового фильма Никиты Михалкова идут в необычном формате. Первый показ случился в Белграде, затем в Симферополе и Севастополе. Московская премьера назначена на 7 октября. Сербский корреспондент «Ленты.ру» увидел в «Солнечном ударе» призывы к бдительности.

Белградскую премьеру «Солнечного удара» можно уверенно назвать успешной. О фильме три дня писали ведущие СМИ Сербии, самого Никиту Михалкова принял даже крайне загруженный премьер-министр Александр Вучич, а на премьеру в крупнейшем столичном киноконцертном комплексе «Сава» (который был переполнен желающими увидеть картину) пришел президент Сербии Томислав Николич с супругой, в сопровождении всего белградского бомонда.

Безусловно, утонченные синефилы могут скептически отнестись к выбору места для демонстрации «Солнечного удара» — после распада Югославии Белград утратил статус одного из центров киноиндустрии, однако… По словам самого Никиты Сергеевича, выбор сербской столицы для премьеры картины о судьбе белых офицеров, взятых в плен в Крыму, определил факт, что именно в Сербию ушла большая часть армии барона Врангеля. Публика приняла фильм на ура. Этому всячески способствовало присутствие в кадре звезды сербского кино Милоша Биковича.

Новый фильм Михалкова трудно назвать классическим, с четко выстроенным сюжетом: перед нами история, герои которой, за редким исключением, не имеют собственных имен, то есть символизируют архетипы, а не конкретных людей. Такой же прием режиссер использовал и в картине «Двенадцать».

В основе сюжета попытка главного героя, офицера-белогвардейца (его играет Мартиньш Калита), понять, как случилось, что прекрасная и устроенная жизнь заканчивается в трюме проржавевшей баржи, везущей его боевых товарищей на смерть? Фильм наполнен символами: это и неудачливый фокусник-марксист, со знакомыми интонациями сетующий на жизнь «в этой стране»; и жадный священник, норовящий ободрать «богатенького» столичного офицера; и петербургский учитель, насаждающий среди детей передовые теории о происхождении человека… Герой Калиты, между тем, увлекшись мимолетным романом, никаких сигналов не замечает и знаков приближающейся катастрофы не считывает. Беспечность и нежелание пресечь деградацию привычного мира приводит его на фронт гражданской войны, затем в лагерь военнопленных, а в итоге — на дно Черного моря в одной из знаменитых «крымских барж», описанных Иваном Буниным.

Основная идея «Солнечного удара» позволяет сделать вывод: Россия, как и в начале ХХ века, стоит перед выбором — заметить сигналы приближающейся беды и попытаться ее предотвратить, или сделать вид, что ничего не происходит, и отвлечься на очередной фудмаркет или новую модель смартфона. Как и 100 лет назад, попытка засунуть голову в песок приведет лишь к обострению проблемы — именно об этом говорит герой Милоша Биковича в финальной сцене: «Своими руками угробили страну». Не дать угробить страну еще раз, увидеть знаки опасности, не сидеть сложа руки — к этому призывают авторы картины.

< Назад в рубрику