Новости партнеров

Мы — дети Советской страны

Машина времени в самарском архиве проработает до декабря

Фото: Тимофей Шевяков / Лента.ру

В Самарском областном архиве социально-политической истории с 24 сентября открыта выставка «Мы — дети Советской страны». На улице Мичурина, где расположен архив, никаких указателей или объявлений. Собственно, и о существовании здесь архива почти никто из местных не знает. Ажиотажа и очередей также не наблюдается.

Сотрудница на вахте, кажется, даже немного удивлена вопросом, однако вызывает Евгения Малинкина — куратора выставки. Мы углубляемся в недра архива, Евгений включает свет и… перед нами прошлое. Книги, рисунки, фотографии, документы. Игрушки, одежда и предметы быта. Самая настоящая машина времени.

Выставка небольшая, занимает лишь один зал, но чувствуется, что сделана она с любовью. Людьми, для которых СССР — это счастливое, беззаботное детство. Поэтому посетителей встречает коллаж из детских фотографий сотрудников архива.

Зачитанные до дыр детские книжки — от Пушкина и Чуковского до неизбежных рассказов о Ленине. Ну, и фарфоровый бело-золотой Александр Сергеевич в бытность лицеистом. Фигурка такая же привычная, как каслинский Дон-Кихот — маркер советской культурной семьи.

Билеты благотворительных лотерей, разноцветным ворохом лежащие на витрине, напоминают, как в школьные годы чудесные собирали «по рублю» на эти самые лотереи. Не знаю случаев, чтобы кто-то что-то выиграл. Помню лишь результаты розыгрышей, которые публиковались в «Пионерской правде». Она, кстати, тоже на выставке есть. Говорят, выходит до сих пор.

Вещи родом из 70-80-х годов рассматриваешь, как старых знакомых. Машинки и солдатики, вкладыши от жвачек — настоящее сокровище, игра «За рулем» с ключом зажигания и переключением передач. Смотришь на все это, трогаешь (да, здесь экспонаты можно трогать руками, хоть и аккуратно) и чувствуешь как возвращаешься в детство. Туда, где дедушкины пироги, где «Будильник» в 9 утра в субботу, где «В гостях у сказки» по воскресеньям. Где нет интернета, гаджетов и бешеного темпа современной жизни.

Среди более ранних экспонатов — корочка юридического члена самарского городского общества «Друг детей» 30-х годов. На ней обозначены цели и задачи общества — ликвидация беспризорности и безнадзорности, а также «борьба с детской эксплуатацией». На документе — портрет Владимира Ильича Ульянова-Ленина в детстве, привычный по октябрятскому значку («когда был Ленин маленький, с кудрявой головой»).

Целую стену занимают фотографии из фондов ЦГАСО: детсадовцы и школьники, уроки и отдых, репортажная от «Волжской коммуны» и любительская съемка. Среди прочих — фотография Наташи Беловой, куйбышевской «миллионерши». Именно ей — одной из двух десятков детей, появившихся на свет в тот день, — суждено было стать официальным миллионным жителем «резервной столицы». Через два года ее фотография украсила обложку «Огонька», а потом, после развала СССР, о ней забыли. На федеральном уровне, разумеется. В Самаре-то ее прекрасно знают. А ведь переход города в разряд миллионников в советское время означал совершенно иной уровень жизни, массу преференций и даже строительство метрополитена (его проектирование в Куйбышеве началось в 1977 году, а первые поезда пошли в 1987-м).

В уголке — стенд детской одежды. Евгений Малинкин смеется — местные журналисты, побывавшие на выставке, написали о чудовищных детских ботиночках с каменными (sic!) подошвами. Ботинки на самом деле кожаные, просто старая кожа задубела до такой степени, что действительно напоминает камень. Зато, хоть и потертые, и подлатанные, вполне еще крепкие. Сносу нет.

Особая гордость устроителей выставки — уголок советского школьника. Дубовый стол с крышкой, обтянутой кожей, «почти министерский», мечта многих и гордость тех, кто смог купить его в комиссионке. Чернильница-непроливайка, перья-карандаши, кассы с буквами. Диктант, выполненный каллиграфическим почерком, с оценкой «четверка». Сочинение «Что бы я сказал Владимиру Ильичу Ленину сегодня». А, действительно, что сказать?

Выдвижные ящики стола полны детских сокровищ — артефактов, если говорить по-научному. На стуле — старый рыжий портфель с тетрадями и учебниками. Все можно открыть, достать, полистать. И именно в этом, фактически в прямом контакте с эпохой, — очарование самарской выставки. Ведь многие вещи принесены сотрудниками архива и горожанами. С антресолей, с дач, из шкафов вытащили на свет Божий советское детство, бережно и с любовью расставили по полкам — бери и смотри.

Воспоминания о детстве вообще превращаются в тренд. Московский музей советских игровых автоматов не знает отбоя от посетителей. В Тверской картинной галерее проходит выставка «Все в сад!», рассказывающая о яслях и детсадах в СССР. Спрос на ретро-тематику сейчас очень высок. Обсуждая интерес к советскому прошлому, даже относительно недавнему, говорят про эскапизм, про побег от реальности. Однако на подобных выставках на удивление много молодежи, для которой к категории «прошлое» относятся уже 90-е годы. С совсем другими игрушками.

Секрет популярности Советского Союза 70-х годов, скорее всего, в образе стабильной и сильной «одной шестой» всей Земли. Конечно, это образ, а не реальный СССР с изоляцией от остального мира, дефицитом, записью на покупку телевизора, Афганской войной и многим другим. Образ, сформированный в детстве, когда скатиться на санках с горы, искупаться в пруду на даче, пойти с соседскими мальчишками поиграть в ножички гораздо важнее всех «взрослых» дел и проблем. Мы — дети Советской страны. И это не стоит забывать.