Долги окрыляют

Глава авиакомпании «Трансаэро» передумала просить помощи у государства

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Один из крупнейших авиаперевозчиков страны — «Трансаэро» — в этом году столкнулся с проблемой рефинансирования кредитов. Не найдя возможности договориться с банками, компания обратилась за помощью к правительству. Теперь руководство перевозчика уверяет, что компромисс с банками достигнут и все проблемы он может решить самостоятельно.

Крупнейшие авиаперевозчики еще в сентябре обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить им госгарантии из-за сложностей с привлечением финансирования. В четверг, 9 октября, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство в октябре может рассмотреть меры господдержки российских авиакомпаний, передает «Интерфакс». При этом, по мнению вице-премьера, в целом в российской авиационной отрасли ситуация неплохая, но «есть вопрос накопленных долгов в период высоких процентных ставок».

Одним из игроков с большим объемом долгов является крупный частный авиаперевозчик — «Трансаэро». «Бурный рост обошелся компании недешево, — говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. — "Трансаэро" активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».

По данным на конец 2013 года, соотношение чистый долг/EBITDA «Трансаэро» составляло 5,9. Компании и дальше потребуется рефинансировать свои долги, так как собственных средств будет недостаточно, чтобы с ними расплатиться, говорит Гринченко. Прибыль от операционной деятельности компании за 2013 год составила лишь 8,4 миллиарда рублей, а финансовые расходы достигли 10,4 миллиарда. «При этом в настоящее время привлечение зарубежного и отечественного капитала стало дороже ввиду возросших геополитических, экономических и операционных рисков», — считает аналитик.

О проблемах авиакомпании знает и руководство страны. Еще 30 сентября помощник президента России Андрей Белоусов сообщил: «Что касается "Трансаэро", то я знаю достаточно хорошо финансово-экономическое положение этой компании. Там есть свои сложности. Но там ничего критического, с моей точки зрения, нет. Если менеджмент будет вести себя достаточно ответственно, то ничего похожего там на какие-то сложности и дефолт — там этого просто не будет».

Бедный перевозчик

Топ-менеджмент решил себя вести «ответственно» и обратился за помощью в привлечении дополнительного финансирования к правительству. В письме на имя первого зампреда правительства Игоря Шувалова от 9 сентября (имеется в распоряжении редакции) генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова просит рассмотреть возможность государственной поддержки ее авиакомпании и предупреждает, что в случае отказа «Трансаэро» может прекратить операционную деятельность. «В начале августа две российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» подверглись санкциям со стороны Украины, ограничившей пролеты через ее воздушное пространство, что привело к ущербу в размере свыше 3 миллионов долларов в месяц для каждой авиакомпании», — сообщает г-жа Плешакова в своем письме, указывая на это как на главный фактор своих финансовых трудностей.

Между тем эксперты авиационной отрасли недоумевают, о каких именно «украинских санкциях» идет речь и почему они так существенно повлияли на финансовое положение компании. Ограничения на полеты российских лайнеров над восточной частью Украины были введены еще в июле, после крушения малазийского Boeing. Генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации ICAO Раймон Бенжамен в письменном обращении напомнил, что Конвенция о гражданской авиации обязывает власти страны запрещать полеты во имя безопасности. Чуть позже «Аэрофлот» и «Трансаэро» перестали осуществлять транзитные рейсы через территорию Украины, что впрочем, по мнению аналитиков, едва ли сильно осложнило их финансовое положение с учетом общего объема перевозок.

«Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией, — рассуждает Михаил Тульский, президент Исследовательского Центра "Политическая Аналитика". — На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис».

Зато в письме подробно расписывается ситуация с кредитами. По словам Ольги Плешаковой, еще в августе кредитор «Трансаэро» — Сбербанк — сократил общий объем риска для компании на 3 миллиарда рублей по отношению к 1 января 2014 года. Эксперты полагают, что в ситуации с «Трансаэро» Сбербанк повел себя вполне логично, поскольку совсем недавно был крайне негативный пример с другим «долговым монстром» — компанией «Мечел». Сценарий наращивания долговой массы и постоянной ее реструктуризации в этом случае привел к тому, что крупнейший банк страны сегодня безуспешно пытается через суды получить с металлургов 1,5 миллиардов рублей.

«У нас есть авиакомпании, находящиеся в сложном экономическом положении, аккумулировав большой долг, — соглашается директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Такая ситуация возникла в результате того, что разные субъекты воздушного транспорта исповедуют разные бизнес-модели. В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели — у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит».

Однако руководство частного авиаперевозчика посчитало, что государство должно ему помочь расплатиться по своим долгам и попросило 10 миллиардов рублей в виде госгарантий и еще 1,5 миллиарда — в виде новых кредитов от Сбербанка.

«На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло, — полагает Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика». — «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству. Это частный бизнес: вы не смогли просчитать свою финансово-хозяйственную деятельность и терпите убытки, а теперь, по сути, перекладываете свои промахи на плечи налогоплательщиков — тех, кто и пользуется вашими услугами. То есть «Трансаэро» просит у нас денег, потому что непрофессионально управляет своим бизнесом. Почему другие не просят помощи — S7, «Уральские авиалинии», ведь все сейчас в равных условиях?»

Шаг назад

Но руководство авиакомпании в последние дни резко поменяло свою риторику. Неделю назад на инвестфоруме «Россия, вперед!» Ольга Плешакова заявила журналистам, что «Трансаэро» не обращалось за финансовой поддержкой к государству, поскольку «финансово-экономическое состояние авиакомпании "Трансаэро", согласно данным РСБУ и МСФО, признано положительным».

В пресс-службе авиакомпании «Ленте.ру» сообщили, что 24 сентября 2014 года «Трансаэро» направило письмо министру транспорта РФ о том, что компания не испытывает нужды в государственных гарантиях. В интервью «Ведомостям», опубликованном 9 октября, Ольга Плешакова также указывает: «Сразу после совещания в Минтрансе мы активизировали переговоры с нашими партнерами, прежде всего с государственными банками, и пришли к положительным результатам, о чем официально уведомили Минтранс, сообщив, что в настоящее время не нуждаемся в государственной поддержке в виде госгарантий».

Что так повлияло на руководство перевозчика? Судя по всему, из высших эшелонов власти пришел сигнал решать свои проблемы самостоятельно и не требовать у государства деньги за стратегические просчеты и увлечение кредитованием. Это косвенно подтверждают и слова Плешаковой из интервью «Ведомостям»: «В сентябре прошло совещание в Минтрансе, где замминистра финансов четко сказал, что финансовое состояние "Трансаэро" было проанализировано и ущерб за облет территории и объем месячной выручки "Трансаэро" — несопоставимые величины, поэтому и Минфин считает, что "Трансаэро" справится с этими расходами самостоятельно».

Обсудить
Корейская проститутка в национальном костюме во время акции протеста против полицейских рейдов на бордели Интим предлагать
Особенности рынка платных сексуальных услуг в Корее
Таиландские раболовы
Гигантские флоты с экипажами из рабов губят индонезийскую экономику
Древность и молодость современного Ирана
Республика через 38 лет после Исламской революции
Георгий Толорая: Что ответит Пхеньян
Почему ядерное оружие у КНДР не станет залогом мира на Корейском полуострове
Бой за печень исламиста
Филиппинские военные с помощью иностранцев добивают боевиков в Марави
Дотыкались
Зачем отправляли на смерть чернокожих коммунистов
Клубенек рукоделия
Картошку с тостером превратили в источник удовольствия и боли
Расходимся
Что скрывается за слухами об iPhone 8
Планета Х (в представлении художника)Сколько их
В Солнечной системе обнаружили новую планету
Ему нужны ваши деньги
Длительный тест VW Amarok: итоги, конкуренты и стоимость владения
Mercedes против Volkswagen
Сравниваем пикап Mercedes-Benz X-класса с VW Amarok
Mercedes E-класса, который уделает любой «Гелик»
Как инженеры Mercedes-Benz для развлечения сделали из E-класса суровый внедорожник
Тест Mercedes S-класса, который стал еще роскошнее
За рулем обновленного Mercedes-Benz S-класса: главное
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве