Долги окрыляют

Глава авиакомпании «Трансаэро» передумала просить помощи у государства

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Один из крупнейших авиаперевозчиков страны — «Трансаэро» — в этом году столкнулся с проблемой рефинансирования кредитов. Не найдя возможности договориться с банками, компания обратилась за помощью к правительству. Теперь руководство перевозчика уверяет, что компромисс с банками достигнут и все проблемы он может решить самостоятельно.

Крупнейшие авиаперевозчики еще в сентябре обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить им госгарантии из-за сложностей с привлечением финансирования. В четверг, 9 октября, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство в октябре может рассмотреть меры господдержки российских авиакомпаний, передает «Интерфакс». При этом, по мнению вице-премьера, в целом в российской авиационной отрасли ситуация неплохая, но «есть вопрос накопленных долгов в период высоких процентных ставок».

Одним из игроков с большим объемом долгов является крупный частный авиаперевозчик — «Трансаэро». «Бурный рост обошелся компании недешево, — говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. — "Трансаэро" активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».

По данным на конец 2013 года, соотношение чистый долг/EBITDA «Трансаэро» составляло 5,9. Компании и дальше потребуется рефинансировать свои долги, так как собственных средств будет недостаточно, чтобы с ними расплатиться, говорит Гринченко. Прибыль от операционной деятельности компании за 2013 год составила лишь 8,4 миллиарда рублей, а финансовые расходы достигли 10,4 миллиарда. «При этом в настоящее время привлечение зарубежного и отечественного капитала стало дороже ввиду возросших геополитических, экономических и операционных рисков», — считает аналитик.

О проблемах авиакомпании знает и руководство страны. Еще 30 сентября помощник президента России Андрей Белоусов сообщил: «Что касается "Трансаэро", то я знаю достаточно хорошо финансово-экономическое положение этой компании. Там есть свои сложности. Но там ничего критического, с моей точки зрения, нет. Если менеджмент будет вести себя достаточно ответственно, то ничего похожего там на какие-то сложности и дефолт — там этого просто не будет».

Бедный перевозчик

Топ-менеджмент решил себя вести «ответственно» и обратился за помощью в привлечении дополнительного финансирования к правительству. В письме на имя первого зампреда правительства Игоря Шувалова от 9 сентября (имеется в распоряжении редакции) генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова просит рассмотреть возможность государственной поддержки ее авиакомпании и предупреждает, что в случае отказа «Трансаэро» может прекратить операционную деятельность. «В начале августа две российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» подверглись санкциям со стороны Украины, ограничившей пролеты через ее воздушное пространство, что привело к ущербу в размере свыше 3 миллионов долларов в месяц для каждой авиакомпании», — сообщает г-жа Плешакова в своем письме, указывая на это как на главный фактор своих финансовых трудностей.

Между тем эксперты авиационной отрасли недоумевают, о каких именно «украинских санкциях» идет речь и почему они так существенно повлияли на финансовое положение компании. Ограничения на полеты российских лайнеров над восточной частью Украины были введены еще в июле, после крушения малазийского Boeing. Генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации ICAO Раймон Бенжамен в письменном обращении напомнил, что Конвенция о гражданской авиации обязывает власти страны запрещать полеты во имя безопасности. Чуть позже «Аэрофлот» и «Трансаэро» перестали осуществлять транзитные рейсы через территорию Украины, что впрочем, по мнению аналитиков, едва ли сильно осложнило их финансовое положение с учетом общего объема перевозок.

«Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией, — рассуждает Михаил Тульский, президент Исследовательского Центра "Политическая Аналитика". — На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис».

Зато в письме подробно расписывается ситуация с кредитами. По словам Ольги Плешаковой, еще в августе кредитор «Трансаэро» — Сбербанк — сократил общий объем риска для компании на 3 миллиарда рублей по отношению к 1 января 2014 года. Эксперты полагают, что в ситуации с «Трансаэро» Сбербанк повел себя вполне логично, поскольку совсем недавно был крайне негативный пример с другим «долговым монстром» — компанией «Мечел». Сценарий наращивания долговой массы и постоянной ее реструктуризации в этом случае привел к тому, что крупнейший банк страны сегодня безуспешно пытается через суды получить с металлургов 1,5 миллиардов рублей.

«У нас есть авиакомпании, находящиеся в сложном экономическом положении, аккумулировав большой долг, — соглашается директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Такая ситуация возникла в результате того, что разные субъекты воздушного транспорта исповедуют разные бизнес-модели. В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели — у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит».

Однако руководство частного авиаперевозчика посчитало, что государство должно ему помочь расплатиться по своим долгам и попросило 10 миллиардов рублей в виде госгарантий и еще 1,5 миллиарда — в виде новых кредитов от Сбербанка.

«На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло, — полагает Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика». — «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству. Это частный бизнес: вы не смогли просчитать свою финансово-хозяйственную деятельность и терпите убытки, а теперь, по сути, перекладываете свои промахи на плечи налогоплательщиков — тех, кто и пользуется вашими услугами. То есть «Трансаэро» просит у нас денег, потому что непрофессионально управляет своим бизнесом. Почему другие не просят помощи — S7, «Уральские авиалинии», ведь все сейчас в равных условиях?»

Шаг назад

Но руководство авиакомпании в последние дни резко поменяло свою риторику. Неделю назад на инвестфоруме «Россия, вперед!» Ольга Плешакова заявила журналистам, что «Трансаэро» не обращалось за финансовой поддержкой к государству, поскольку «финансово-экономическое состояние авиакомпании "Трансаэро", согласно данным РСБУ и МСФО, признано положительным».

В пресс-службе авиакомпании «Ленте.ру» сообщили, что 24 сентября 2014 года «Трансаэро» направило письмо министру транспорта РФ о том, что компания не испытывает нужды в государственных гарантиях. В интервью «Ведомостям», опубликованном 9 октября, Ольга Плешакова также указывает: «Сразу после совещания в Минтрансе мы активизировали переговоры с нашими партнерами, прежде всего с государственными банками, и пришли к положительным результатам, о чем официально уведомили Минтранс, сообщив, что в настоящее время не нуждаемся в государственной поддержке в виде госгарантий».

Что так повлияло на руководство перевозчика? Судя по всему, из высших эшелонов власти пришел сигнал решать свои проблемы самостоятельно и не требовать у государства деньги за стратегические просчеты и увлечение кредитованием. Это косвенно подтверждают и слова Плешаковой из интервью «Ведомостям»: «В сентябре прошло совещание в Минтрансе, где замминистра финансов четко сказал, что финансовое состояние "Трансаэро" было проанализировано и ущерб за облет территории и объем месячной выручки "Трансаэро" — несопоставимые величины, поэтому и Минфин считает, что "Трансаэро" справится с этими расходами самостоятельно».

Обсудить
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
INDIO, CA - OCTOBER 14:  (L-R) Musician Keith Richards, singer Mick Jagger and musician Charlie Watts of The Rolling Stones perform during Desert Trip at the Empire Polo Field on October 14, 2016 in Indio, California.  (Photo by Kevin Winter/Getty Images)Че-то приуныли
Как The Rolling Stones записали первый альбом за 11 лет — возможно, и последний
«Великобритания не знает, относится ли она к Европе»
Даг Уоллас о русской и британской литературе и самосознании
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Девочки или виденья
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Союзников» до «Плохого Санты 2»
Над законом
Как агенты ФБР помогали педофилам и взломали Tor
«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»
Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
В небе над Атлантикой
Как совершить дальний перелет и остаться в живых
Дешево, но не сердито
Как выглядят лучшие хостелы России
Не просто терминал
Самые красивые аэропорты мира
Вот так фокус
Победители народного выбора фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year
Характер нордический
В Эстонию за салакой, немецкой стариной и наследием Российской империи
В двух экземплярах
Они знамениты тем, что похожи на знаменитостей
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Они так видят
Самые популярные фотографии Instagram за ноябрь
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить