Долги окрыляют

Глава авиакомпании «Трансаэро» передумала просить помощи у государства

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Один из крупнейших авиаперевозчиков страны — «Трансаэро» — в этом году столкнулся с проблемой рефинансирования кредитов. Не найдя возможности договориться с банками, компания обратилась за помощью к правительству. Теперь руководство перевозчика уверяет, что компромисс с банками достигнут и все проблемы он может решить самостоятельно.

Крупнейшие авиаперевозчики еще в сентябре обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить им госгарантии из-за сложностей с привлечением финансирования. В четверг, 9 октября, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство в октябре может рассмотреть меры господдержки российских авиакомпаний, передает «Интерфакс». При этом, по мнению вице-премьера, в целом в российской авиационной отрасли ситуация неплохая, но «есть вопрос накопленных долгов в период высоких процентных ставок».

Одним из игроков с большим объемом долгов является крупный частный авиаперевозчик — «Трансаэро». «Бурный рост обошелся компании недешево, — говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. — "Трансаэро" активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».

По данным на конец 2013 года, соотношение чистый долг/EBITDA «Трансаэро» составляло 5,9. Компании и дальше потребуется рефинансировать свои долги, так как собственных средств будет недостаточно, чтобы с ними расплатиться, говорит Гринченко. Прибыль от операционной деятельности компании за 2013 год составила лишь 8,4 миллиарда рублей, а финансовые расходы достигли 10,4 миллиарда. «При этом в настоящее время привлечение зарубежного и отечественного капитала стало дороже ввиду возросших геополитических, экономических и операционных рисков», — считает аналитик.

О проблемах авиакомпании знает и руководство страны. Еще 30 сентября помощник президента России Андрей Белоусов сообщил: «Что касается "Трансаэро", то я знаю достаточно хорошо финансово-экономическое положение этой компании. Там есть свои сложности. Но там ничего критического, с моей точки зрения, нет. Если менеджмент будет вести себя достаточно ответственно, то ничего похожего там на какие-то сложности и дефолт — там этого просто не будет».

Бедный перевозчик

Топ-менеджмент решил себя вести «ответственно» и обратился за помощью в привлечении дополнительного финансирования к правительству. В письме на имя первого зампреда правительства Игоря Шувалова от 9 сентября (имеется в распоряжении редакции) генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова просит рассмотреть возможность государственной поддержки ее авиакомпании и предупреждает, что в случае отказа «Трансаэро» может прекратить операционную деятельность. «В начале августа две российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» подверглись санкциям со стороны Украины, ограничившей пролеты через ее воздушное пространство, что привело к ущербу в размере свыше 3 миллионов долларов в месяц для каждой авиакомпании», — сообщает г-жа Плешакова в своем письме, указывая на это как на главный фактор своих финансовых трудностей.

Между тем эксперты авиационной отрасли недоумевают, о каких именно «украинских санкциях» идет речь и почему они так существенно повлияли на финансовое положение компании. Ограничения на полеты российских лайнеров над восточной частью Украины были введены еще в июле, после крушения малазийского Boeing. Генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации ICAO Раймон Бенжамен в письменном обращении напомнил, что Конвенция о гражданской авиации обязывает власти страны запрещать полеты во имя безопасности. Чуть позже «Аэрофлот» и «Трансаэро» перестали осуществлять транзитные рейсы через территорию Украины, что впрочем, по мнению аналитиков, едва ли сильно осложнило их финансовое положение с учетом общего объема перевозок.

«Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией, — рассуждает Михаил Тульский, президент Исследовательского Центра "Политическая Аналитика". — На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис».

Зато в письме подробно расписывается ситуация с кредитами. По словам Ольги Плешаковой, еще в августе кредитор «Трансаэро» — Сбербанк — сократил общий объем риска для компании на 3 миллиарда рублей по отношению к 1 января 2014 года. Эксперты полагают, что в ситуации с «Трансаэро» Сбербанк повел себя вполне логично, поскольку совсем недавно был крайне негативный пример с другим «долговым монстром» — компанией «Мечел». Сценарий наращивания долговой массы и постоянной ее реструктуризации в этом случае привел к тому, что крупнейший банк страны сегодня безуспешно пытается через суды получить с металлургов 1,5 миллиардов рублей.

«У нас есть авиакомпании, находящиеся в сложном экономическом положении, аккумулировав большой долг, — соглашается директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Такая ситуация возникла в результате того, что разные субъекты воздушного транспорта исповедуют разные бизнес-модели. В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели — у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит».

Однако руководство частного авиаперевозчика посчитало, что государство должно ему помочь расплатиться по своим долгам и попросило 10 миллиардов рублей в виде госгарантий и еще 1,5 миллиарда — в виде новых кредитов от Сбербанка.

«На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло, — полагает Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика». — «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству. Это частный бизнес: вы не смогли просчитать свою финансово-хозяйственную деятельность и терпите убытки, а теперь, по сути, перекладываете свои промахи на плечи налогоплательщиков — тех, кто и пользуется вашими услугами. То есть «Трансаэро» просит у нас денег, потому что непрофессионально управляет своим бизнесом. Почему другие не просят помощи — S7, «Уральские авиалинии», ведь все сейчас в равных условиях?»

Шаг назад

Но руководство авиакомпании в последние дни резко поменяло свою риторику. Неделю назад на инвестфоруме «Россия, вперед!» Ольга Плешакова заявила журналистам, что «Трансаэро» не обращалось за финансовой поддержкой к государству, поскольку «финансово-экономическое состояние авиакомпании "Трансаэро", согласно данным РСБУ и МСФО, признано положительным».

В пресс-службе авиакомпании «Ленте.ру» сообщили, что 24 сентября 2014 года «Трансаэро» направило письмо министру транспорта РФ о том, что компания не испытывает нужды в государственных гарантиях. В интервью «Ведомостям», опубликованном 9 октября, Ольга Плешакова также указывает: «Сразу после совещания в Минтрансе мы активизировали переговоры с нашими партнерами, прежде всего с государственными банками, и пришли к положительным результатам, о чем официально уведомили Минтранс, сообщив, что в настоящее время не нуждаемся в государственной поддержке в виде госгарантий».

Что так повлияло на руководство перевозчика? Судя по всему, из высших эшелонов власти пришел сигнал решать свои проблемы самостоятельно и не требовать у государства деньги за стратегические просчеты и увлечение кредитованием. Это косвенно подтверждают и слова Плешаковой из интервью «Ведомостям»: «В сентябре прошло совещание в Минтрансе, где замминистра финансов четко сказал, что финансовое состояние "Трансаэро" было проанализировано и ущерб за облет территории и объем месячной выручки "Трансаэро" — несопоставимые величины, поэтому и Минфин считает, что "Трансаэро" справится с этими расходами самостоятельно».

Обсудить
Курганские могильщики
Уральские бандиты покорили Москву 90-х и заставили бояться местных авторитетов
Умар Джабраилов«Дальше буду жить красиво»
Сколько стоит пострелять у Кремля под кокаином, если вы Умар Джабраилов
Ничего себе поездочка
Почему москвичи все чаще становятся жертвами таксистов
Темные времена
Лихие 90-е: спецпроект «Ленты.ру»
Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог
Самые невероятные версии Chevrolet Corvette, от которых сносит крышу
Что. Вы. Наделали
Как мы потеряли идеальный Porsche и снова его нашли
Мистер Спок
Мы пощупали новейший Aston Martin Vantage и делимся первыми впечатлениями
Какие машины любят европейцы
15 наиболее продаваемых машин в Европе
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
Это чисто Питер
Сколько стоят квартиры в воспетом Шнуром городе на Неве
Нихао себе
Хибара из китайской глубинки стала лучшим зданием 2017 года
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент