Все самое невероятное случается с детьми и подростками. Стоит отвернуться родителям, и они уже бегут в Африку, едят неправильные пироги, проходят сквозь зеркала, летают и растут в разные стороны. А в перипетиях сказочного сюжета скрыто нравоучение: будешь прогуливать уроки — угодишь в суп к Кощею Бессмертному.
В понедельник на канале ТНТ стартовал телесериал «Чернобыль. Зона отчуждения», восемь серий о радиоактивных каникулах подростковой компании. «Это, с одной стороны, молодежная история про любовь, секс и отношения. А с другой — большой серьезный жанр. И одно не противоречит другому», — говорит о проекте Александр Дулерайн, генеральный продюсер канала.
Сериал начинается как приключенческая история для старшего школьного возраста. Родители уехали отдыхать, а дети отправляются спасать планету. В Чернобыль, ликвидировать катастрофу, случившуюся задолго до их рождения. Попадают они, как диктует жанр, — в Зону.
Зону придумали братья Стругацкие, показал ее нечеловеческое дыхание Тарковский в «Сталкере». Другой «Сталкер» — компьютерная игра, породившая ряд литературных поделок, — посвящен той самой чернобыльской зоне отчуждения, по которой бродят люди с автоматами, мутанты и призраки. В сериале есть понемногу от того и от другого: Зона разумна и наполнена всякой нечистью. По замыслу авторов проекта, сценаристов Евгения Никишова и Ильи Куликова, сознание Зоны — детское. Играть со взрослыми ей скучно, а с детьми она развлекается как может.
Своенравная Зона зашвыривает путешественников в прошлое и в будущее, преследует фантомами, подает знаки-подсказки или посылает неожиданных помощников. Разнообразный характер встречаемых героями аномалий позволяет сделать каждую серию самостоятельным фильмом в своем жанре.
История, которую Никишов с Куликовым придумали более восьми лет назад, задумывалась как мокьюментари, основанное на мифологии, возникшей вокруг закрытого радиоактивного района. Всерьез за проект взялся продюсер Валерий Федорович. Сценарий был полностью переписан, рядом с молодежными страшилками в фильме появилась настоящая история чернобыльской катастрофы.
Снимать Чернобыль доверили режиссеру из Швеции Андерсу Банке, автору первого местного хоррора «30 дней до рассвета», отмеченного призами международных фестивалей фантастического кино и фильмов ужасов.
До премьеры на ТВ «Чернобыль» показали в кинотеатрах нескольких городов России — все восемь серий подряд. Сериал способен привлечь любителей жанрового кино, а вместе с ней и аудиторию «Битвы экстрасенсов» и молодежных ситкомов. Предыдущие опыты телеканала в формате киносериала — многосерийные проекты «Моими глазами» и «Сладкая жизнь». Права на создание собственной версии «Моими глазами» приобрел канал Fox: это один из немногих случаев, когда Запад покупает российский формат, а не наоборот.