«Ненависть в душах – это самая страшная сила»

Михаил Пореченков о новом фильме Никиты Михалкова и о событиях на Украине

Михаил Пореченков
Михаил Пореченков
Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

Своим новым фильмом «Солнечный удар» Никита Михалков предложил множество вопросов обществу и удивил необычными режиссерскими решениями. Например, на главные роли позвал совершенно неизвестных молодых актеров и соединил в фильме два произведения одного автора. О фильме и о том, почему нельзя оставаться в стороне от судьбы страны, рассказывает Михаил Пореченков.

Что для вас стало неожиданным в картине «Солнечный удар»?

Михаил Пореченков: Лучше сказать, Никита Сергеевич меня не удивил, а обрадовал. Своей позицией по отношению к стране; к тому, что происходит у нас в головах и вообще в нашем обществе. Ведь ситуация сегодня очень простая: нужно выбрать все-таки какую-то сторону и быть человеком пассионарным.

Этот посыл очень простой. У нас есть страна, которую мы можем потерять. И есть огромное количество сил, которые за нас могут решить судьбу нашей страны. Чтобы не потерять то, что мы имеем, нужно думать, работать руками и головой, помогать своей стране. Это самый главный посыл. В противном случае придут — как показано в фильме — вроде бы такие забавные и где-то смешные, но стопроцентно жестокие люди, которые будут уничтожать все вокруг себя. Нам нельзя оставаться в стороне.

Сегодня Михалкова уже начали обвинять в заказушности. Мол, на волне ситуации с Украиной он подсуетился, быстренько закончил фильм и расставил там нужные акценты.

Вы знаете, когда мы снимали картину «Поддубный», мы представить не могли, что такое начнется. И мы спокойно жили и снимали на Украине. И говорили там по-русски. И тогда никаких событий не было и в помине, и мы спокойно существовали в ограбленной, нищей, униженной стране, которая является нашим ближайшим соседом. А когда вышла картина «Поддубный», ее разорвали в клочья, и уже потом не пустили на Украину, обвиняя нас во всех страшных грехах…

В сообщении комиссии Министерства культуры Украины, которое и запретило фильм к просмотру, говорится: «Фильм демонстрирует пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности, а отдельные факты искажены и переписаны в пользу России».

Мы просто рассказали историю пассионарного человека, который сказал: я русский борец! И ничто не могло сдвинуть его с этой точки. И вот продолжение этого разговора — картина Никиты Сергеевича. То, что он объединил «Окаянные дни» и «Солнечный удар» — замечательный ход. Ведь «Окаянные дни» — одно из немногих произведений, которое говорит о геноциде, который продолжается и по сей день. Никто об этом больше не говорит. Геноцид еврейского народа признали, армянского – признали; а геноцид русского народа не признают, хотя он продолжается на Украине, и может прийти сюда.

Так вот, чтобы здесь, у нас этого не было, нужно бороться, нужно понимать, что свою точку зрения и свой взгляд надо отстаивать; надо что-то для этого делать, а не оставаться в стороне. В противном случае мы все погибнем.

Демократы и либералы говорят: «ах, какой Запад прекрасный!…». Да, у нас другая страна, со своими особенностями. Не принимаете это? Ну, слава Богу, что же вы здесь так мучитесь, езжайте отсюда и дайте нам возможность жить, как мы хотим. Чего вам здесь оставаться? Мало того, что вы сами мучитесь, так еще и нам кровь портите.

Я русский. Бежать мне некуда, у меня нет даже малой родины, поэтому я остаюсь здесь и буду делать все, чтобы эта страна процветала и была прекрасной. И вот Никита Сергеевич как раз говорит об этом: ребята, нужно делать хоть что-нибудь для того, чтобы страна была, жила, чтобы здесь жили ваши дети, чтобы не было стыдно за свою страну.

Начало ХХ века и начало века нынешнего многим сходны. Вам знаком тот период, вы снимались в «Белой гвардии», играете в театре в «Днях Турбиных». В чем вы видите перекличку между тем временем и нашим?

Мы знаем, что нет пророка в своем отечестве. Михаил Афанасьевич Булгаков про Украину все написал в «Белой гвардии». Но они не хотят это читать, не хотят это помнить. Кровавая муть поднялась, они изжили в себе вообще все человеческое, и теперь сами себя уничтожают. Это путь в никуда, в забвение. Но я думаю — жизнь победит. Люди, у которых есть голова на плечах, понимают, что здесь допускать такого нельзя. Все эти площади Болотные, Сахаровы… Слава Богу, что здесь не случилось того, что на Украине! Безголовые люди, которые призывают к Майдану здесь — просто враги, которые хотят утопить страну в крови.

Как вы считаете, насколько будет понята картина широким зрителем? С одной стороны у нас есть неоднородная Москва, большие города, «общество Facebook». Но есть и регионы.

В этой жизни все происходит не случайно. И картина выходит вовремя не потому, что ее задумывали к этому времени, а потому, что есть какой-то всеобщий глобальный разум, который все вот так правильно подводит и расставляет. Эта картина — предупреждение, чтобы такие события не повторялись в нашей стране. Война — это всегда плохо. Как бы мы ни крутили, за что бы она не велась. Всегда, когда гибнут люди — это плохо, отвратительно. Особенно если гибнут дети — это вообще катастрофа. Картина Никиты Сергеевича нас просто предостерегает от этой катастрофы, а дает понять, что мы стоим на краю, а лапка-то соскальзывает.

Как вы считаете, всеми будет понят посыл фильма?

Все будет понято, чего там понимать-то? Не совсем же тупые все! Нельзя уже совсем оскотиниться, до конца. В ленте все достаточно прозрачно и понятно, так что я думаю,что люди это увидят, поймут и оценят.

Русских офицеров, элиту, играют иностранцы. И, как написал один из критиков, это актеры из «непоротого поколения», у них другие лица, потому что они не знают жизни и работы советского «Мосфильма».

У нас, среди актеров, все уже приняли либо одну сторону баррикад, либо другую. Мы все — беспокойное племя. А вот безмятежных людей, людей того времени, могут сыграть только такие немного уснувшие иностранцы. Наверное, они такие и были: красивые, прекрасные, безмятежные. Они как бы думали, что все пройдет мимо, можно будет отсидеться и все обойдется. Вот они и отсиделись в барже, в которой их везут топить. Нельзя оставаться в стороне, ни в коем случае нельзя. Иначе всех нас в такую баржу погрузят.

Скажите, мешает ли сделанный вами выбор в профессии?

Ну мы люди интеллигентные, пока мы не схлестнулись. Мы разговариваем, спорим, доказываем свою точку зрения. Лучше так, чем стрелять друг в друга, понимаете? Но можно опуститься ниже уровня городской канализации. Таких примеров тоже немало. Ну как так можно? Так нельзя, если вы опуститесь ниже плинтуса, я думаю, ничего хорошего не выйдет.

А фильм, на ваш взгляд, показывает, что будет, если опуститься ниже этой черты?

Любое опускание ниже черты – это всегда смерть. Любое. Как только в душе нету Бога, как только душа становится холодной – это смерть. Это и признание белого офицера, который в фильме говорит: «знаете, задушил и ничего не шелохнулось…». Так все повыжжено, что плевать, кого душить. Ненависть в душах – это самая страшная, самая разрушительная сила. Поэтому надо спокойно вести диалог. Как говорится, мы мирные люди, но наш бронепоезд кровавую пищу клюет под окном.

Что вы делаете, чтобы у вас не было ненависти в душе?

Занимаюсь спортом и часто посещаю тир.

Из чего стреляете?

У меня разное оружие есть, вот из него и стреляю.

Вы многое знаете о ваших предках, которые пострадали в трагические периоды истории?

В Великую Отечественную один из моих родственников защищал город Житомир, стал Героем Советского Союза. Дед погиб, защищая и освобождая от немецко-фашистских захватчиков Польшу во время Висло-Одерской операции.

И вот я смотрю, как сейчас опять эта коричневая чума поднимается, а Европа опять молчит. Как и в тот раз. И опять Европу ссорят с нами, и Европа опять это съедает, и думает, что обойдется. Ни фига не обойдется.

Будьте осторожны — это самое главное предупреждение картины. Это серьезное предупреждение о больших человеческих потерях и о большой человеческой крови, о которой нужно думать обязательно. И надо что-то делать, в противном случае жизни у нас не будет. А нам хотелось бы, чтобы дети наши внуков нам подарили.

И чтобы они жили в России…

Обязательно! Да, пусть они ездят по миру, это нормально. Но чтобы они понимали, что Россия — прекрасна.

подписатьсяОбсудить
00:05 9 августа 2016

Босх Go

Найди покемонов на полотнах Босха: игра «Ленты.ру»
Землетрясение в центральной Италии
Погибли по меньшей мере 22 человека
Бегущий человек
Как граждане КНДР спасались от идей чучхе в СССР и Китае
Нелетная погода
Почему Иран разрешил, а потом запретил России использование базы Хамадан
Дональд Трамп и Пол МанафортПорочащие связи
Как работа с «Костей из ГРУ» подвела главу предвыборного штаба Трампа
Филип КрейвенПятое колесо
Почему российские спортсмены остались без Паралимпиады
Холодный фронт
Главные интриги стартующего чемпионата Континентальной хоккейной лиги
Вечный карнавал
Лучшие мгновения церемонии закрытия Олимпиады в Рио
Под звуки ливня
Церемония закрытия прошла, как и все Игры, — противоречиво и с пустыми трибунами
Осетинский блицкриг
Борец-вольник Сослан Рамонов выиграл для России последнее золото Олимпиады в Рио
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
«Бесплатные вегетарианские хот-доги»«Убить всех веганов»
За что мясоеды не любят поклонников растительной диеты
Дикий, дикий райцентр
Фотоистория о жизни ковбоя из города Шуи
Весам назло
В мире набирает популярность йога для полных
Право на красоту
Сеть покоряют бьюти-блогеры с необычной внешностью
Как на ладони
Vesta Cross и другие премьеры «АвтоВАЗа» на Московском автосалоне
По ком звонят колокола?
Насколько интересным будет автошоу ММАС-2016: вещий тест
Острые крылышки
Как у автомобилей появились крылья и что такое диффузор — история аэродинамики
Миллионы на покупки
10 самых дорогих автомобилей аукционов прошедшего уикенда
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба