«Ненависть в душах – это самая страшная сила»

Михаил Пореченков о новом фильме Никиты Михалкова и о событиях на Украине

Михаил Пореченков
Михаил Пореченков
Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

Своим новым фильмом «Солнечный удар» Никита Михалков предложил множество вопросов обществу и удивил необычными режиссерскими решениями. Например, на главные роли позвал совершенно неизвестных молодых актеров и соединил в фильме два произведения одного автора. О фильме и о том, почему нельзя оставаться в стороне от судьбы страны, рассказывает Михаил Пореченков.

Что для вас стало неожиданным в картине «Солнечный удар»?

Михаил Пореченков: Лучше сказать, Никита Сергеевич меня не удивил, а обрадовал. Своей позицией по отношению к стране; к тому, что происходит у нас в головах и вообще в нашем обществе. Ведь ситуация сегодня очень простая: нужно выбрать все-таки какую-то сторону и быть человеком пассионарным.

Этот посыл очень простой. У нас есть страна, которую мы можем потерять. И есть огромное количество сил, которые за нас могут решить судьбу нашей страны. Чтобы не потерять то, что мы имеем, нужно думать, работать руками и головой, помогать своей стране. Это самый главный посыл. В противном случае придут — как показано в фильме — вроде бы такие забавные и где-то смешные, но стопроцентно жестокие люди, которые будут уничтожать все вокруг себя. Нам нельзя оставаться в стороне.

Сегодня Михалкова уже начали обвинять в заказушности. Мол, на волне ситуации с Украиной он подсуетился, быстренько закончил фильм и расставил там нужные акценты.

Вы знаете, когда мы снимали картину «Поддубный», мы представить не могли, что такое начнется. И мы спокойно жили и снимали на Украине. И говорили там по-русски. И тогда никаких событий не было и в помине, и мы спокойно существовали в ограбленной, нищей, униженной стране, которая является нашим ближайшим соседом. А когда вышла картина «Поддубный», ее разорвали в клочья, и уже потом не пустили на Украину, обвиняя нас во всех страшных грехах…

В сообщении комиссии Министерства культуры Украины, которое и запретило фильм к просмотру, говорится: «Фильм демонстрирует пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности, а отдельные факты искажены и переписаны в пользу России».

Мы просто рассказали историю пассионарного человека, который сказал: я русский борец! И ничто не могло сдвинуть его с этой точки. И вот продолжение этого разговора — картина Никиты Сергеевича. То, что он объединил «Окаянные дни» и «Солнечный удар» — замечательный ход. Ведь «Окаянные дни» — одно из немногих произведений, которое говорит о геноциде, который продолжается и по сей день. Никто об этом больше не говорит. Геноцид еврейского народа признали, армянского – признали; а геноцид русского народа не признают, хотя он продолжается на Украине, и может прийти сюда.

Так вот, чтобы здесь, у нас этого не было, нужно бороться, нужно понимать, что свою точку зрения и свой взгляд надо отстаивать; надо что-то для этого делать, а не оставаться в стороне. В противном случае мы все погибнем.

Демократы и либералы говорят: «ах, какой Запад прекрасный!…». Да, у нас другая страна, со своими особенностями. Не принимаете это? Ну, слава Богу, что же вы здесь так мучитесь, езжайте отсюда и дайте нам возможность жить, как мы хотим. Чего вам здесь оставаться? Мало того, что вы сами мучитесь, так еще и нам кровь портите.

Я русский. Бежать мне некуда, у меня нет даже малой родины, поэтому я остаюсь здесь и буду делать все, чтобы эта страна процветала и была прекрасной. И вот Никита Сергеевич как раз говорит об этом: ребята, нужно делать хоть что-нибудь для того, чтобы страна была, жила, чтобы здесь жили ваши дети, чтобы не было стыдно за свою страну.

Начало ХХ века и начало века нынешнего многим сходны. Вам знаком тот период, вы снимались в «Белой гвардии», играете в театре в «Днях Турбиных». В чем вы видите перекличку между тем временем и нашим?

Мы знаем, что нет пророка в своем отечестве. Михаил Афанасьевич Булгаков про Украину все написал в «Белой гвардии». Но они не хотят это читать, не хотят это помнить. Кровавая муть поднялась, они изжили в себе вообще все человеческое, и теперь сами себя уничтожают. Это путь в никуда, в забвение. Но я думаю — жизнь победит. Люди, у которых есть голова на плечах, понимают, что здесь допускать такого нельзя. Все эти площади Болотные, Сахаровы… Слава Богу, что здесь не случилось того, что на Украине! Безголовые люди, которые призывают к Майдану здесь — просто враги, которые хотят утопить страну в крови.

Как вы считаете, насколько будет понята картина широким зрителем? С одной стороны у нас есть неоднородная Москва, большие города, «общество Facebook». Но есть и регионы.

В этой жизни все происходит не случайно. И картина выходит вовремя не потому, что ее задумывали к этому времени, а потому, что есть какой-то всеобщий глобальный разум, который все вот так правильно подводит и расставляет. Эта картина — предупреждение, чтобы такие события не повторялись в нашей стране. Война — это всегда плохо. Как бы мы ни крутили, за что бы она не велась. Всегда, когда гибнут люди — это плохо, отвратительно. Особенно если гибнут дети — это вообще катастрофа. Картина Никиты Сергеевича нас просто предостерегает от этой катастрофы, а дает понять, что мы стоим на краю, а лапка-то соскальзывает.

Как вы считаете, всеми будет понят посыл фильма?

Все будет понято, чего там понимать-то? Не совсем же тупые все! Нельзя уже совсем оскотиниться, до конца. В ленте все достаточно прозрачно и понятно, так что я думаю,что люди это увидят, поймут и оценят.

Русских офицеров, элиту, играют иностранцы. И, как написал один из критиков, это актеры из «непоротого поколения», у них другие лица, потому что они не знают жизни и работы советского «Мосфильма».

У нас, среди актеров, все уже приняли либо одну сторону баррикад, либо другую. Мы все — беспокойное племя. А вот безмятежных людей, людей того времени, могут сыграть только такие немного уснувшие иностранцы. Наверное, они такие и были: красивые, прекрасные, безмятежные. Они как бы думали, что все пройдет мимо, можно будет отсидеться и все обойдется. Вот они и отсиделись в барже, в которой их везут топить. Нельзя оставаться в стороне, ни в коем случае нельзя. Иначе всех нас в такую баржу погрузят.

Скажите, мешает ли сделанный вами выбор в профессии?

Ну мы люди интеллигентные, пока мы не схлестнулись. Мы разговариваем, спорим, доказываем свою точку зрения. Лучше так, чем стрелять друг в друга, понимаете? Но можно опуститься ниже уровня городской канализации. Таких примеров тоже немало. Ну как так можно? Так нельзя, если вы опуститесь ниже плинтуса, я думаю, ничего хорошего не выйдет.

А фильм, на ваш взгляд, показывает, что будет, если опуститься ниже этой черты?

Любое опускание ниже черты – это всегда смерть. Любое. Как только в душе нету Бога, как только душа становится холодной – это смерть. Это и признание белого офицера, который в фильме говорит: «знаете, задушил и ничего не шелохнулось…». Так все повыжжено, что плевать, кого душить. Ненависть в душах – это самая страшная, самая разрушительная сила. Поэтому надо спокойно вести диалог. Как говорится, мы мирные люди, но наш бронепоезд кровавую пищу клюет под окном.

Что вы делаете, чтобы у вас не было ненависти в душе?

Занимаюсь спортом и часто посещаю тир.

Из чего стреляете?

У меня разное оружие есть, вот из него и стреляю.

Вы многое знаете о ваших предках, которые пострадали в трагические периоды истории?

В Великую Отечественную один из моих родственников защищал город Житомир, стал Героем Советского Союза. Дед погиб, защищая и освобождая от немецко-фашистских захватчиков Польшу во время Висло-Одерской операции.

И вот я смотрю, как сейчас опять эта коричневая чума поднимается, а Европа опять молчит. Как и в тот раз. И опять Европу ссорят с нами, и Европа опять это съедает, и думает, что обойдется. Ни фига не обойдется.

Будьте осторожны — это самое главное предупреждение картины. Это серьезное предупреждение о больших человеческих потерях и о большой человеческой крови, о которой нужно думать обязательно. И надо что-то делать, в противном случае жизни у нас не будет. А нам хотелось бы, чтобы дети наши внуков нам подарили.

И чтобы они жили в России…

Обязательно! Да, пусть они ездят по миру, это нормально. Но чтобы они понимали, что Россия — прекрасна.

подписатьсяОбсудить
10:41 28 сентября 2016
Дживан Гаспарян

«Я хотел, чтобы дудук любили все»

Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
Во всю дурь
Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
Прямо на Земле
Как передовые технологии «Роскосмоса» помогают людям
Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
Илон Маск представил план колонизации Марса
Ехай прямо, навсегда
Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США