Он говорит, что создает не одежду, а мечты. Ральф Лорен, выросший в Бронксе сын белорусских иммигрантов, празднует 14 октября 75-летие. По случаю юбилея «Лента.ру» вспоминает, как мальчик из бедной семьи основал марку Ralph Lauren, и объясняет, почему на протяжении нескольких десятилетий он остается самым успешным дизайнером Америки — как в финансовом, так и в творческом плане.
Марку Ralph Lauren знают даже те, кто принципиально не интересуется модой. Рубашки-поло, украшенные вышитой эмблемой — всадником на лошади с клюшкой в руке, сделали творчество Ральфа Лорена настолько узнаваемым, насколько в принципе может быть работа дизайнера.
Но за цветными рубашками-поло стоит целая империя: одежда самых различных ценовых категорий для мужчин, женщин и детей, посуда, мебель, часы и ювелирные украшения, рестораны и даже собственный журнал. Вещь от Ralph Lauren можно купить за 50 долларов, а можно — за десятки тысяч. При подобном диапазоне Лорену удалось не скатиться в масс-маркет, а остаться производителем товаров класса люкс.
Акции компании Polo Ralph Lauren Corporation с 1997 года котируются на бирже. С состоянием в семь миллиардов долларов дизайнер входит в список 200 богатейших людей мира, а также числится на 64-й строчке рейтинга богатейших людей США по версии журнала Forbes.
Суровое детство
Отцом Ральфа Лорена был Фрэнк Лившиц, маляр из белорусского города Пинска. Вместе с женой Фридой Котляр Фрэнк иммигрировал в Нью-Йорк и поселился в однокомнатной квартире в Бронксе, у пары родилось четверо детей. Среди соседей семейства Лившиц был и будущий знаменитый модельер Кельвин Кляйн. Почему у родителей были такие неславянские имена, Лорен не знает, но предполагает, что отец и мать просто выбрали себе новые после переезда в Америку.
Родился стильным
Маленький Ральф Лившиц уже в школе удивлял одноклассников умением элегантно одеться, а в школьном сочинении однажды написал, что хочет стать миллионером. В 16 лет подросток сменил фамилию на Лорен. Когда впоследствии его спрашивали, чем ему не угодила классическая еврейская фамилия, Ральф пояснил, что она неблагозвучна и что «в ней содержится слово "дерьмо"» (в английском написании Lifshitz; не устроившее будущего модельера слово в корне фамилии — shit).
Не учился, но служил
У Лорена нет высшего образования, тем более профильного, — он дизайнер-самоучка. Пытался изучать экономику, но через два года бросил колледж и ушел служить в армию. Вернувшись, устроился работать продавцом в fashion-компанию Brooks Brothers.
Разбогател до 30 лет
Известность дизайнеру принесли рубашки-поло, но первым фурором в модном мире он обязан галстукам. Работая продавцом у Brooks Brothers, он предложил усовершенствовать выпускаемую модель — сделать галстуки более широкими. Но начальство отвергло его идею. Тогда Лорен и решил начать свой бизнес: арендовал почтовый адрес в Эмпайр-стейт-билдинг и стал шить галстуки для маленьких магазинчиков. Товар пользовался спросом, и на продукцию обратили внимание крупные нью-йоркские универсальные магазины. Лорен нашел инвестора и в 1967 году, в возрасте 28 лет, основал компанию Polo Fashions. Уже в 1971 году у Лорена появился собственный монобутик в Беверли-Хиллз.
«Самый американский» дизайнер
Мир кино и спорта регулярно привлекал Лорена для всевозможных коллабораций. В 1974 году студия Paramount попросила его создать костюмы для экранизации «Великого Гэтсби». В 2005 году модельер подписал контракт на разработку формы для Уимблдонского турнира, а в 2008 и 2014 годах стал официальным дизайнером формы для американской олимпийской сборной.
Любит Россию
Лорен много раз рассказывал прессе, что рос в атмосфере любви к России (когда в 1918 году родители будущего кутюрье иммигрировали, Белоруссия только-только перестала быть частью Российской империи, поэтому Лорен считает своей исторической родиной Россию в целом, а не Белоруссию). Его родители готовили блюда русской кухни и иногда, чтобы дети не могли их понять, говорили на смеси русского и идиша (сам Лорен русским не владеет). В 1993 году модельер представил первую «русскую» коллекцию — линию одежды и аксессуаров, вдохновленную исторической родиной. Он потом пояснил прессе, что его окрылила вовсе не первая судьбоносная встреча Билла Клинтона с Борисом Ельциным, а воспоминание о маминой каракулевой шапке. В коллекции были казачьи бурки и кители, как у красных революционеров. Впоследствии Лорен создал и вторую «русскую» коллекцию — на сей раз его вдохновил роман Льва Толстого «Анна Каренина».
Почтение к корням и традициям
Ральф Лорен впервые посетил Россию в 2007 году. Он приехал в Москву с женой Рики и тремя детьми (в отличие от подавляющего большинства деятелей мира моды мужского пола, Лорен придерживается вполне традиционной сексуальной ориентации). Визит был приурочен к открытию бутиков дизайнера в столице. В Москве Лорен сообщил, что рассчитывает заехать в родной город отца Пинск и был разочарован, когда ему сказали, что это слишком далеко от столицы России. Дизайнеру пришлось довольствоваться, по его выражению, «энергией и суетностью» Москвы. «Я часто думаю, что бы сказали о моем увлечении Россией родители, будь они живы?», — отметил тогда он.
«Меня всегда вдохновлял самый романтический образ Америки… Сельские семьи, пыльные трейлеры, одноэтажные фермерские дома, грязные дороги и деревянные повозки, набитый модными старшеклассниками в кедах и толстовках старый кабриолет, плавание под парусом вдоль побережья Мэна».
«Я прошел в жизни через все — от мировой славы до ужасных личных событий. Не все складывается в судьбе так, как рассчитываешь. Но нельзя просто сидеть и рефлексировать, иначе не создашь ничего хорошего».
«Если бы кто-то решил написать мою биографию, то получилась бы одна из тех книг, прочитав которые, думаешь: "Нееет, так не бывает"».
«Очень важно научиться создавать нечто из ничего».
«Я создаю не одежду, а мечты. Люди удивляются — как еврейский мальчик из Бронкса научился создавать одежду для правящего класса? Может, я и не относился к элите, но я имел отношение к мечтам».
«Я никогда не хотел быть модным. Потому что, как только ты становишься модным, ты выходишь из моды».