В конце прошлой недели ИА ТАСС опубликовало интервью с сахалинским губернатором Александром Хорошавиным, в котором затронуты вопросы влияния экономических санкций на ситуацию в регионе, развитие сельского хозяйства и культуры. Но ни слова не было сказано о серии связанных с Сахалином скандалов, активно обсуждаемых российскими СМИ.
В том что касается бюджетных трат, Сахалинская область с некоторых пор находится на особом счету. В прошлом году проект Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» выявил размещенный правительством региона заказ на поставку «Мерседеса-500» за 8 миллионов рублей. Роскошный экипаж стоимостью в два-три достойных внедорожника, куда более подходящих для нужд островного правящего класса, занял первое место в автомобильном «рейтинге расточительства» от ОНФ.
К чести губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина реакция последовала быстро, и скандальная закупка была отменена. Но повышенное внимание к сахалинским ценникам осталось, что властям региона необходимо понимать и учитывать в своей работе. Особенно когда речь идет о деятельности областных госорганов и социально значимых статьях расходов.
К примеру, ничто не мешало министерству образования Сахалинской области перед началом учебного года выложить на всеобщее обозрение расчеты средней стоимости комплекта школьной формы. Просто так, не дожидаясь прошедшей в федеральных СМИ информации о том, что на Сахалине якобы самая дорогая одежда для школьников в России, 27,5 тысячи за комплект. На прорыв бросили первого заместителя министра Наталью Мурашову. «У меня глаза широко открылись, когда я увидела эту новость», — сообщила она местным журналистам. После чего привела данные по всем муниципальным образованиям. Вышло от 3 до 4 тысяч рублей для учеников начальной школы и от 4,5 до 15 тысяч — для всех остальных, от пятиклассников до выпускников. От регионального общественного активиста Виктора Маленкова, с которого и начала триумфальный путь по российским СМИ сенсация о самой дорогой форме, поступило уточнение: сумма включает стоимость не только брюк, пиджака и рубашки, но и прочей экипировки для школы — канцтовары, ранцы, спортивные костюмы.
Но кто об этом услышал за пределами Сахалина? Никто. Даже если публиковать опровержение, то осадок все равно останется. Знают ли на Сахалине и в прочих регионах об этой особенности общефедеральных медиа? Еще как, будьте уверены. Почему же не работают на упреждение, отсекая претензии на дальних подступах?
Куда более непонятно, чем в сюжете со школьной формой, отсутствие заблаговременной информации о закупке областной властью авиауслуг — информации, также охотно подхваченной post factum в федеральной печати. В конце концов, самолет — это транспорт, а на «радарах» ОНФ и федерального центра регион изначально засветился именно из-за средства передвижения. Можно было бы и подстраховаться. Заодно напомнив остальной России, что Сахалин вообще-то — остров, и в регион входит много других островов. Без санитарной авиации здесь никак. А также без оперативного государственного управления там, где как в той песне — только самолетом (DHC8-311, к примеру, оборудованным не только для чиновных, но и для медицинских нужд). 29 санитарных рейсов за этот год, сокращение расходов на инспекционные полеты чиновников с 35 до 25 миллионов рублей — есть и другие цифры. Будь они представлены вовремя, картина приобрела бы несколько иной вид.
Схожие вопросы и по 850-миллионному ремонту Дома правительства Сахалинской области. Могло ли полмиллиарда уйти на укрепление здания, построенного в 1990 году без поправки на вполне возможные здесь землетрясения? Сахалинские чиновники уверяют, что именно туда эти деньги и ушли. Но, может, стоит чуть подробнее рассказать о том, сколько и куда? Да так, чтобы это подтвердили, например, специалисты по строительству в сейсмически опасных зонах, а найти их труда не составит.
Или другой эпизод с тем же ремонтом. «Речь идет о расширении одной из центральных площадей областного центра, используемой для проведения массовых мероприятий, в том числе с участием молодежи», — объясняет обладминистрация в официальном сообщении. Областной центр — Южно-Сахалинск, конечно же. Какая площадь, какие работы, какого объема, по какой стоимости, к какому сроку? Не дают ответа. А жаль.
Неумение сахалинской администрации четко и внятно объяснять гражданам и общественным организациям планируемые расходы, без обоснований выглядящие весьма экзотично, уже едва не привели Александра Хорошавина к большим неприятностям в конце прошлого года. В декабре 2013 года тот же ОНФ представил Владимиру Путину стоимость PR-деятельности на поддержание имиджа региональной власти — более 600 миллионов бюджетных рублей. «То, что на улучшение имиджа губернатора [столько] запланировано, это самый большой удар по его рейтингу, — ответил тогда президент. — И ничего глупее придумать невозможно. Лучше бы он эти средства направил, скажем, на строительство детских садов».
После мероприятия ОНФ с участием главы государства можно было сколько угодно рассказывать о том, что из указанной суммы на освещение деятельности губернского начальства выделялось менее десяти процентов. А остальное, доказывали чиновники, уйдет на программу поддержки районной печати, на областную телекомпанию, на заказ программ про патриотизм и здоровый образ жизни, на рекламную кампанию — привлечение на Сахалин специалистов «с материка» и прочее. Рассказывали, обосновывали, ставили засветившиеся расходы под общественный контроль — и, кстати, действенный: ни одного скандала… А все, поздно.
Непреложный факт: и данные докладов общественных организаций, и выкладки региональных администраций — совершенно равноценные источники информации для тех, кто не обладает своими собственными источниками по тому или иному вопросу в том или ином субъекте федерации, то есть для абсолютного большинства федеральных СМИ. Поэтому вариантов для них в региональной проблематике видится два: либо приводить все имеющиеся квалифицированные точки зрения по спорному вопросу (то есть минимум две: от нападения и от обороны), либо же не приводить никаких, отложить тему и заняться чем-то другим.
Объективности ради, конечно, стоит больше ездить по регионам. Надоедать местному начальству. Смотреть на спорные самолеты, на результаты ремонтов, на цены в магазинах и на многое другое — своими глазами. Сравнивать с имеющимися данными и цифрами и делать определенные и, что важно, в достаточной степени объективные выводы. Путь трудный и затратный, но самый лучший.