Что еще сказать про Сахалин

Уроки одной медиакампании

Фото: Сергей Красноухов / РИА Новости

В конце прошлой недели ИА ТАСС опубликовало интервью с сахалинским губернатором Александром Хорошавиным, в котором затронуты вопросы влияния экономических санкций на ситуацию в регионе, развитие сельского хозяйства и культуры. Но ни слова не было сказано о серии связанных с Сахалином скандалов, активно обсуждаемых российскими СМИ.

В том что касается бюджетных трат, Сахалинская область с некоторых пор находится на особом счету. В прошлом году проект Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» выявил размещенный правительством региона заказ на поставку «Мерседеса-500» за 8 миллионов рублей. Роскошный экипаж стоимостью в два-три достойных внедорожника, куда более подходящих для нужд островного правящего класса, занял первое место в автомобильном «рейтинге расточительства» от ОНФ.

К чести губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина реакция последовала быстро, и скандальная закупка была отменена. Но повышенное внимание к сахалинским ценникам осталось, что властям региона необходимо понимать и учитывать в своей работе. Особенно когда речь идет о деятельности областных госорганов и социально значимых статьях расходов.

К примеру, ничто не мешало министерству образования Сахалинской области перед началом учебного года выложить на всеобщее обозрение расчеты средней стоимости комплекта школьной формы. Просто так, не дожидаясь прошедшей в федеральных СМИ информации о том, что на Сахалине якобы самая дорогая одежда для школьников в России, 27,5 тысячи за комплект. На прорыв бросили первого заместителя министра Наталью Мурашову. «У меня глаза широко открылись, когда я увидела эту новость», — сообщила она местным журналистам. После чего привела данные по всем муниципальным образованиям. Вышло от 3 до 4 тысяч рублей для учеников начальной школы и от 4,5 до 15 тысяч — для всех остальных, от пятиклассников до выпускников. От регионального общественного активиста Виктора Маленкова, с которого и начала триумфальный путь по российским СМИ сенсация о самой дорогой форме, поступило уточнение: сумма включает стоимость не только брюк, пиджака и рубашки, но и прочей экипировки для школы — канцтовары, ранцы, спортивные костюмы.

Но кто об этом услышал за пределами Сахалина? Никто. Даже если публиковать опровержение, то осадок все равно останется. Знают ли на Сахалине и в прочих регионах об этой особенности общефедеральных медиа? Еще как, будьте уверены. Почему же не работают на упреждение, отсекая претензии на дальних подступах?

Куда более непонятно, чем в сюжете со школьной формой, отсутствие заблаговременной информации о закупке областной властью авиауслуг — информации, также охотно подхваченной post factum в федеральной печати. В конце концов, самолет — это транспорт, а на «радарах» ОНФ и федерального центра регион изначально засветился именно из-за средства передвижения. Можно было бы и подстраховаться. Заодно напомнив остальной России, что Сахалин вообще-то — остров, и в регион входит много других островов. Без санитарной авиации здесь никак. А также без оперативного государственного управления там, где как в той песне — только самолетом (DHC8-311, к примеру, оборудованным не только для чиновных, но и для медицинских нужд). 29 санитарных рейсов за этот год, сокращение расходов на инспекционные полеты чиновников с 35 до 25 миллионов рублей — есть и другие цифры. Будь они представлены вовремя, картина приобрела бы несколько иной вид.

Схожие вопросы и по 850-миллионному ремонту Дома правительства Сахалинской области. Могло ли полмиллиарда уйти на укрепление здания, построенного в 1990 году без поправки на вполне возможные здесь землетрясения? Сахалинские чиновники уверяют, что именно туда эти деньги и ушли. Но, может, стоит чуть подробнее рассказать о том, сколько и куда? Да так, чтобы это подтвердили, например, специалисты по строительству в сейсмически опасных зонах, а найти их труда не составит.

Или другой эпизод с тем же ремонтом. «Речь идет о расширении одной из центральных площадей областного центра, используемой для проведения массовых мероприятий, в том числе с участием молодежи», — объясняет обладминистрация в официальном сообщении. Областной центр — Южно-Сахалинск, конечно же. Какая площадь, какие работы, какого объема, по какой стоимости, к какому сроку? Не дают ответа. А жаль.

Неумение сахалинской администрации четко и внятно объяснять гражданам и общественным организациям планируемые расходы, без обоснований выглядящие весьма экзотично, уже едва не привели Александра Хорошавина к большим неприятностям в конце прошлого года. В декабре 2013 года тот же ОНФ представил Владимиру Путину стоимость PR-деятельности на поддержание имиджа региональной власти — более 600 миллионов бюджетных рублей. «То, что на улучшение имиджа губернатора [столько] запланировано, это самый большой удар по его рейтингу, — ответил тогда президент. — И ничего глупее придумать невозможно. Лучше бы он эти средства направил, скажем, на строительство детских садов».

После мероприятия ОНФ с участием главы государства можно было сколько угодно рассказывать о том, что из указанной суммы на освещение деятельности губернского начальства выделялось менее десяти процентов. А остальное, доказывали чиновники, уйдет на программу поддержки районной печати, на областную телекомпанию, на заказ программ про патриотизм и здоровый образ жизни, на рекламную кампанию — привлечение на Сахалин специалистов «с материка» и прочее. Рассказывали, обосновывали, ставили засветившиеся расходы под общественный контроль — и, кстати, действенный: ни одного скандала… А все, поздно.

Непреложный факт: и данные докладов общественных организаций, и выкладки региональных администраций — совершенно равноценные источники информации для тех, кто не обладает своими собственными источниками по тому или иному вопросу в том или ином субъекте федерации, то есть для абсолютного большинства федеральных СМИ. Поэтому вариантов для них в региональной проблематике видится два: либо приводить все имеющиеся квалифицированные точки зрения по спорному вопросу (то есть минимум две: от нападения и от обороны), либо же не приводить никаких, отложить тему и заняться чем-то другим.

Объективности ради, конечно, стоит больше ездить по регионам. Надоедать местному начальству. Смотреть на спорные самолеты, на результаты ремонтов, на цены в магазинах и на многое другое — своими глазами. Сравнивать с имеющимися данными и цифрами и делать определенные и, что важно, в достаточной степени объективные выводы. Путь трудный и затратный, но самый лучший.

Обсудить
Часть изображения была размыта, чтобы не нарушать законодательство Российской ФедерацииДжихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Тест Lada Vesta против Hyundai Solaris
Главное автомобильное противостояние России
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Самые безумные Jeep Wrangler в мире
Какими бывают «Рэнглеры», когда за них берутся профи
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе