Россия
15:07, 21 октября 2014

«У пилота практически не было шансов» Эксперт по авиационной безопасности о возможных причинах катастрофы во Внуково

Беседовал Роман Уколов (Заместитель главного редактора)
Аэропорт «Внуково» 21 октября 2014 года
Фото: Максим Шеметов / Reuters

В ночь на вторник, 21 октября, в московском аэропорту Внуково разбился при взлете частный самолет Dassault Falcon, на борту которого находился глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери. По предварительным данным, получив разрешение на взлет, экипаж начал разгонять самолет, но в момент отрыва от земли он задел снегоуборочную машину, оказавшуюся на взлетно-посадочной полосе. Самолет перевернулся, взорвался и полностью сгорел. Погибли все находящиеся на борту — генеральный директор Total и три члена экипажа. Генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко рассказал «Ленте.ру» о том, что могло стать причиной этого ЧП.

«Лента.ру»: Что произошло во Внуково?

Мельниченко: Сейчас рассматриваются две версии этого происшествия. Обе, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы их проверить. Согласно первой, самолет взлетел, но у него загорелся двигатель, что и стало причиной падения на снегоуборочную машину. Однако более правдоподобной выглядит версия столкновения в момент взлета.

В тот момент когда самолет только оторвался от земли?

Да. В условиях ограниченной видимости — всего 350 метров — у пилота практически не было шансов уклониться от столкновения.

Как вообще снегоуборщик мог оказаться на полосе во время взлета?

Сергей Мельниченко
Фото: личная страница Сергея Мельниченко в Facebook

Скорее всего, это результат стечения сразу нескольких обстоятельств. Включая и человеческий фактор.

То есть виноват не только водитель снегоуборщика, выехавший на ВПП?

В любом современном аэропорте есть локатор аэродромного движения. Он фиксирует не только те самолеты, которые находятся в воздухе, но и всю технику, которая перемещается по земле. Скорее всего, в результате какой-то технической неполадки, возможно засветки, эта часть аэродрома не была видна. Диспетчер не видел, что там происходит.

Но он мог предполагать, что там может находиться снегоуборочная техника или это для всех оказалось сюрпризом?

Нет, диспетчер, конечно, знал, что в районе взлетной полосы находится техника. Есть наставления по аэродромной службе. Там прописаны все протоколы согласований. Любые перемещения по территории аэродрома согласуются с диспетчерской службой. Неважно, самолет это или автомобиль. Диспетчер знает, на каких дорожках какие работы проводятся.

Значит, на той полосе никаких работ в тот момент не проводилось. Иначе ведь диспетчер не дал бы разрешения на взлет.

Не исключено, что водитель имел все основания находиться в том районе и диспетчер знал об этом. Возможно, он работал на соседней дорожке. Но диспетчер не видел, где именно находится снегоуборщик в момент взлета. Уверен, если бы локатор корректно отображал ситуацию на земле, такой ситуации не возникло бы.

Но почему водитель выехал без согласований?

Этот нюанс предстоит прояснить. Водители наземной техники должны координировать свои действия с диспетчерской службой. Скорее всего, в условиях плохой видимости водитель просто не осознал, что оказался на ВПП, а когда понял это, попытался поскорее оттуда убраться. Но было поздно.

Такие машины должны оснащаться специальными световыми сигналами. Мог пилот их не заметить?

Должны. Обязательно ставятся проблесковые маячки. Но при взлетной скорости самолета, в условиях ограниченной видимости, от момента, когда пилот эти маячки увидит, и до момента столкновения проходят считаные секунды. Все происходит очень быстро.

Появилась информация, что водитель был нетрезв, что и стало причиной его неадекватного поведения.

Эта информация была непроверенной и, как оказалось, не соответствует действительности. Это, скорее всего, информация от зарубежных источников, которые до сих пор живут с убеждением, что в России без стакана не садятся ни за руль машины, ни за штурвал самолета.

< Назад в рубрику