Стоп-спам

Как избавиться от sms-спама по новому закону

Фото: Дмитрий Паршин / «Коммерсантъ»

Во вторник, 21 октября, вступили в силу поправки к закону «О связи», запрещающие массовые рассылки sms-сообщений без согласия абонента (sms-спам). Этот запрет касается и рассылок от имени самого сотового оператора. Кроме того, абонент может отказаться от любой sms-рассылки, если даже когда-то он давал на нее свое согласие.

Закон был внесен в Госдуму в декабре прошедшего года Русланом Гаттаровым, тогда членом Совета Федерации, а затем поддержан депутатом Думы Сергеем Железняком, сенатором Людмилой Боковой и другими парламентариями.

«Лента.ру» изучила, как на практике реализованы требования закона. Оказалось, абоненту придется приложить некоторые усилия, чтобы добиться его исполнения.

Остановите рассылку

Ведущие сотовые операторы рассказали «Ленте.ру», как следует поступить их абонентам, чтобы не получать нежелательных для них sms-рассылок.

В «Мегафоне» сообщили, что для этого есть три способа.

Первый — прийти в салон обслуживания «Мегафона» и написать заявление, второй — позвонить в call-центр и попросить оператора заблокировать конкретную рассылку. Третий — использовать бесплатный сервис «СМС-контроль»: внести номер отправителей в черный список, набрав на телефоне команду *903#.

Возможность отказаться от любой рассылки, посетив салон оператора или позвонив по телефону в его сервисную службу, подтвердили также и в других компаниях: в МТС, «Вымпелкоме» («Билайн») и Tele2.

Автостоп

У всех операторов предусмотрена также опция автоматизированного отключения от рассылок.

Чтобы автоматически отписаться от мешающей sms-рассылки, абоненту МТС нужно просто отправить сообщение на короткий номер 4424 с командой off и указанием номера, который необходимо заблокировать.
Клиенту Tele2 достаточно послать бесплатное sms на номер 345, указав в тексте имя или короткий номер отправителя нежелательных sms (например, Taxi777).

Оба этих оператора заявили, что отключение абонента от рассылки произойдет незамедлительно и таким способом можно отключиться от любой рассылки.

Автоматический «стоп-спам» «Мегафона» и «Билайна» работает аналогично, только для отключения рассылок потребуется некоторое время.

У «Мегафона», как сообщили «Ленте.ру» в компании, после получения «отключающего» sms на бесплатный номер 1911 автоматизированная система проанализирует, не относится ли рассылка к категории разрешенных законом, то есть к рассылкам госорганов, рассылкам о переходе к другому оператору с сохранением номера (MNP), сервисным рассылкам самого «Мегафона». Если рассылка осуществляется по закону, абонент продолжит ее получать, если не соответствует — она будет прекращена.

Аналогичная ситуация с автоматическим перекрытием «sms-крана» у «Билайна». Там нужно отправить на номер 007 сообщение с номером, с которого вам пришло нежелательное sms, или с именем отправителя, а также с текстом и датой получения сообщения. После этого «Билайн» обещает отключить рассылку.

Сколько именно ждать отключения спама после использования автоматического канала, в «Мегафоне» и «Билайне» не уточнили.

Внимание, договор

Не нужно думать, что после 21 октября, когда антиспамовый закон вступил в силу, рассылка рекламы по сотовым сетям тут же прекратится. Дело в том, что многие абоненты сотовых операторов на самом деле дали согласие на получение рассылок, и не одно. Зачастую разрешение на свои sms-рассылки магазины, другие торговые и сервисные компании включают в документы, подписываемые пользователем при получении скидочных карт и других бонусов.

Вы, возможно, лишь однажды побывали в магазине «Радужная гусеница», но подписанное пять или десять лет назад согласие на получение его sms-рассылок делает их совершенно легальными с точки зрения вступившего в силу закона. Поэтому сотовый оператор будет их исправно вам доставлять, если магазин заключит с ним соответствующий договор.

То же касается рассылок самих сотовых операторов. Новый закон требует, чтобы и на них имелось разрешение абонента. Но дело в том, что у всех операторов в условиях (договоре) на оказание услуг связи, с которыми абонент соглашается, покупая SIM-карту, так или иначе упоминается согласие на получение рекламных или других информационных сообщений.

Например, в абонентском договоре «Мегафона» сказано: «Подписывая договор, абонент соглашается на весь срок его действия на… получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с абонентом с помощью средств связи». Соответственно, все абоненты оператора, по определению, согласны получать его рекламу.

В разных формулировках подобные пункты есть и у других операторов. У «Билайн» говорится: «Абонент вправе при заключении договора... выразить свое согласие или отказ на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Согласие, выраженное абонентом на получение рекламной информации в рамках заключенных договоров до вступления в силу настоящей редакции договора, сохраняет свою силу при ведении данной редакции».

То есть сейчас новый абонент «Билайна» может, если вспомнит об этом, заявить при покупке SIM-карты, что не хочет получать рекламные рассылки ни от оператора, ни от кого бы то ни было. А вот те, кто стал абонентом «Билайна» ранее, подписывали прежний договор, где согласие на рассылки включено по умолчанию.

Аналогично сформулированы положения о рассылках в договорах МТС и Tele2. Там указано, что абонент имеет право согласиться или отказаться от рассылок. Если отказ не зафиксирован, абонент станет получать рассылки рекламного характера от своего оператора.

Вряд ли многие из нас помнят, какие галочки ставили или какие позиции договора подчеркивали при покупке SIM-карты. Скорее всего, наше согласие на рассылки оператор получил.

Однако это не должно вас останавливать, если вы решили, что рассылки вам надоели. Закон не делает различий между массовыми рекламными sms-рассылками сторонних заказчиков и самого оператора. Все рекламные рассылки оператор обязан прекратить, получив заявление абонента, свои собственные в том числе.

Поэтому назойливость оператора терпеть тоже не нужно. Воспользуйтесь предлагаемыми способами отписки от рассылок и настаивайте на исполнении вашего требования. Оператор обязан это сделать.

подписатьсяОбсудить
Максим Ликсутов«Нельзя купить машину, если у вас нет парковочного места»
Максим Ликсутов о перспективах развития дорожно-транспортной системы Москвы
Молочные берега
Кто живет в кондоминиуме Сердюкова и Васильевой: расследование «Ленты.ру»
Опять задержка...
Невыплаты зарплат становятся основной причиной протестных акций
Владимир Путин во время рабочей поездки в Тверскую областьКлюква времен перестановок
Чем занимался Путин, отправляя в отставку губернаторов и полпредов
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей