Стоп-спам

Как избавиться от sms-спама по новому закону

Фото: Дмитрий Паршин / «Коммерсантъ»

Во вторник, 21 октября, вступили в силу поправки к закону «О связи», запрещающие массовые рассылки sms-сообщений без согласия абонента (sms-спам). Этот запрет касается и рассылок от имени самого сотового оператора. Кроме того, абонент может отказаться от любой sms-рассылки, если даже когда-то он давал на нее свое согласие.

Закон был внесен в Госдуму в декабре прошедшего года Русланом Гаттаровым, тогда членом Совета Федерации, а затем поддержан депутатом Думы Сергеем Железняком, сенатором Людмилой Боковой и другими парламентариями.

«Лента.ру» изучила, как на практике реализованы требования закона. Оказалось, абоненту придется приложить некоторые усилия, чтобы добиться его исполнения.

Остановите рассылку

Ведущие сотовые операторы рассказали «Ленте.ру», как следует поступить их абонентам, чтобы не получать нежелательных для них sms-рассылок.

В «Мегафоне» сообщили, что для этого есть три способа.

Первый — прийти в салон обслуживания «Мегафона» и написать заявление, второй — позвонить в call-центр и попросить оператора заблокировать конкретную рассылку. Третий — использовать бесплатный сервис «СМС-контроль»: внести номер отправителей в черный список, набрав на телефоне команду *903#.

Возможность отказаться от любой рассылки, посетив салон оператора или позвонив по телефону в его сервисную службу, подтвердили также и в других компаниях: в МТС, «Вымпелкоме» («Билайн») и Tele2.

Автостоп

У всех операторов предусмотрена также опция автоматизированного отключения от рассылок.

Чтобы автоматически отписаться от мешающей sms-рассылки, абоненту МТС нужно просто отправить сообщение на короткий номер 4424 с командой off и указанием номера, который необходимо заблокировать.
Клиенту Tele2 достаточно послать бесплатное sms на номер 345, указав в тексте имя или короткий номер отправителя нежелательных sms (например, Taxi777).

Оба этих оператора заявили, что отключение абонента от рассылки произойдет незамедлительно и таким способом можно отключиться от любой рассылки.

Автоматический «стоп-спам» «Мегафона» и «Билайна» работает аналогично, только для отключения рассылок потребуется некоторое время.

У «Мегафона», как сообщили «Ленте.ру» в компании, после получения «отключающего» sms на бесплатный номер 1911 автоматизированная система проанализирует, не относится ли рассылка к категории разрешенных законом, то есть к рассылкам госорганов, рассылкам о переходе к другому оператору с сохранением номера (MNP), сервисным рассылкам самого «Мегафона». Если рассылка осуществляется по закону, абонент продолжит ее получать, если не соответствует — она будет прекращена.

Аналогичная ситуация с автоматическим перекрытием «sms-крана» у «Билайна». Там нужно отправить на номер 007 сообщение с номером, с которого вам пришло нежелательное sms, или с именем отправителя, а также с текстом и датой получения сообщения. После этого «Билайн» обещает отключить рассылку.

Сколько именно ждать отключения спама после использования автоматического канала, в «Мегафоне» и «Билайне» не уточнили.

Внимание, договор

Не нужно думать, что после 21 октября, когда антиспамовый закон вступил в силу, рассылка рекламы по сотовым сетям тут же прекратится. Дело в том, что многие абоненты сотовых операторов на самом деле дали согласие на получение рассылок, и не одно. Зачастую разрешение на свои sms-рассылки магазины, другие торговые и сервисные компании включают в документы, подписываемые пользователем при получении скидочных карт и других бонусов.

Вы, возможно, лишь однажды побывали в магазине «Радужная гусеница», но подписанное пять или десять лет назад согласие на получение его sms-рассылок делает их совершенно легальными с точки зрения вступившего в силу закона. Поэтому сотовый оператор будет их исправно вам доставлять, если магазин заключит с ним соответствующий договор.

То же касается рассылок самих сотовых операторов. Новый закон требует, чтобы и на них имелось разрешение абонента. Но дело в том, что у всех операторов в условиях (договоре) на оказание услуг связи, с которыми абонент соглашается, покупая SIM-карту, так или иначе упоминается согласие на получение рекламных или других информационных сообщений.

Например, в абонентском договоре «Мегафона» сказано: «Подписывая договор, абонент соглашается на весь срок его действия на… получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с абонентом с помощью средств связи». Соответственно, все абоненты оператора, по определению, согласны получать его рекламу.

В разных формулировках подобные пункты есть и у других операторов. У «Билайн» говорится: «Абонент вправе при заключении договора... выразить свое согласие или отказ на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи. Согласие, выраженное абонентом на получение рекламной информации в рамках заключенных договоров до вступления в силу настоящей редакции договора, сохраняет свою силу при ведении данной редакции».

То есть сейчас новый абонент «Билайна» может, если вспомнит об этом, заявить при покупке SIM-карты, что не хочет получать рекламные рассылки ни от оператора, ни от кого бы то ни было. А вот те, кто стал абонентом «Билайна» ранее, подписывали прежний договор, где согласие на рассылки включено по умолчанию.

Аналогично сформулированы положения о рассылках в договорах МТС и Tele2. Там указано, что абонент имеет право согласиться или отказаться от рассылок. Если отказ не зафиксирован, абонент станет получать рассылки рекламного характера от своего оператора.

Вряд ли многие из нас помнят, какие галочки ставили или какие позиции договора подчеркивали при покупке SIM-карты. Скорее всего, наше согласие на рассылки оператор получил.

Однако это не должно вас останавливать, если вы решили, что рассылки вам надоели. Закон не делает различий между массовыми рекламными sms-рассылками сторонних заказчиков и самого оператора. Все рекламные рассылки оператор обязан прекратить, получив заявление абонента, свои собственные в том числе.

Поэтому назойливость оператора терпеть тоже не нужно. Воспользуйтесь предлагаемыми способами отписки от рассылок и настаивайте на исполнении вашего требования. Оператор обязан это сделать.

Обсудить
00:01 8 декабря 2016
Владимир Путин проводит совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ в Кремле

За свой счет

Владимир Путин и Совбез нашли точку опоры для российской экономики
Сергей Лавров и Джон Керри, архивВ центре внимания
Почему Лавров стал самым популярным политиком на СМИД ОБСЕ в Гамбурге
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
«Верните наше будущее!»
О чем мечтают альтернативные правые — друзья Трампа и враги политкорретности
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
350 кораблей и несколько вопросов
Что ждать американским военным от президента Трампа
В досадном положении
Оперативные съемки самых нелепых попыток банковских ограблений
Устроили тут концерт!
Как зарабатывают на музыкантах без их ведома
Анатомия отката
Откровения следователя о громком деле таможенного генерала
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Кровавая пенсия
Чем занимаются знаменитые преступники, ушедшие на покой
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Кёрлинг по-крупному
Массовые аварии и другие скользкие видео в честь прихода зимы
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями