Украинский конфликт оказался очень сложным для освещения журналистами, многие международные издания оказались вовлечены в информационное противостояние. К этому выводу пришли участники дискуссии, прошедшей 27 октября в культурном центре ЗИЛ. За тем, как главные редакторы СМИ и представитель российского министерства иностранных дел обсуждали разницу между журналистикой и пропагандой, наблюдала «Лента.ру».
«Такое впечатление, что разрыв между реальностью и ее отражением стал каким-то фатальным. Мы живем в совершенно разных реальностях. В каком-то смысле стало хуже, чем в холодную войну», — заявил модератор лекции и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он считает, что такое противостояние — серьезная угроза, ведущая к самым плохим последствиям.
Главный редактор The Moscow Times Наби Абдуллаев полагает, что события на Украине оказались гораздо сложнее для понимания и освещения, чем конфликт между Россией и Грузией 2008 года и даже Чеченская война.
Мигель Бас Фернандес, руководитель испанской службы иновещания МИА «Россия сегодня», заявил, что информационные войны есть везде, где имеется какой-то конфликт. Однако война на Украине, по его словам, оказалась наиболее манипулятивным противостоянием.
Заместитель директора департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, в свою очередь, подтвердила, что разные силы используют СМИ для достижения своих политических интересов.
В то же время, она пожаловалась на то, что международные агентства не очень охотно транслируют официальные заявления российского МИДа, а «из часовой пресс-конференции Лаврова передают только фотографии». Кроме того, Захарова рассказала, что представители Госдепартамента США регулярно обвиняют российский МИД в пропаганде.
Руководитель международного приложения к «Российской газете» Russia Beyond the Headlines Евгений Абов считает, в пропаганде нет ничего плохого, когда она исходит от государственного ведомства. Однако, когда этим занимаются журналисты, разборчивая аудитория им не верит.
Действия российских пропагандистов не оказали желаемого эффекта на западную аудиторию, потому что изначально были выбраны неправильные посылы, считает главный редактор The Moscow Times.
Абдуллаев рассказал, как в нынешних условиях читать новости, чтобы составить правдивую картину, а также как их писать.
Полная версия лекции: