Военная география Чжухая

Российский оружейный экспорт ждет переориентация

Фото: Артем Житенев / РИА Новости

Выставку Airshow China 2014 нельзя назвать сверхсенсационной, однако свою порцию интриг, в том числе долгоиграющих, она породила. Главная из них, однако, выходит далеко за временные рамки форума. Для России очередной китайский салон стал площадкой поиска новой долгосрочной стратегии военного экспорта, и плоды этого поиска могут вызреть в совершенно неожиданных местах.

С-300: египетская загадка

Одним из главных вопросов салона стало возможное появление в Египте российской зенитно-ракетной системы С-300ВМ, известной также под экспортным наименованием «Антей-2500». О появлении на вооружении ВС Египта современной модификации российской зенитно-ракетной системы, оптимизированной для перехвата баллистических ракет, на второй день работы выставки в Чжухае сообщил заместитель гендиректора концерна ПВО «Алмаз-Антей» Вячеслав Дзиркалн. «Первым получателем этой системы, также известной под обозначением С-300ВМ, стала Венесуэла. В этом году зенитную ракетную систему "Антей-2500" получил Египет. Планируется поставить ЗРС еще в ряд стран», — сказал он и отметил, что военные Египта и Венесуэлы дали высокие оценки системе.

Новость сама по себе заслуживала внимания, учитывая политическое значение появления в Египте современной системы ПРО ТВД (противоракетной обороны на театре военных действий) российского производства, однако последующее развитие событий оказалось еще более интересным. Двое суток спустя Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) поставила слова своего бывшего топ-менеджера — до перехода в Алмаз-Антей Вячеслав Дзиркалн был заместителем директора данной службы — под сомнение. Как было сказано в официальном релизе службы, «ФСВТС России не подтверждает распространенную рядом российских и зарубежных СМИ информацию о заключении контракта и осуществлении поставки в Арабскую Республику Египет ЗРС С-300ВМ».

Что кроется за подобным противоречием, пока не ясно, на момент подготовки материала (16 ноября) ни «Алмаз-Антей», ни ФСВТС не прокомментировали ситуацию, однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что контракт все же имел место. Ранее информацию о заключении контракта с Египтом на поставку С-300ВМ сообщили «Ведомости», была названа и цена — около полумиллиарда долларов. Еще раньше, 11 сентября 2014-го питерское издание «Фонтанка» опубликовало новость о том, что Кировский завод завершил производство комплекта шасси для комплексов С-300 для неназванного иностранного заказчика. Контракт на поставку гусеничных машин стоимостью 3,1 миллиарда рублей был заключен еще в декабре 2013 года. При этом материал «Фонтанки» сопровождался фотографиями машин в характерной «пустынной» окраске, сделанными в ходе визита на завод губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

Названная питерским изданием дата заключения контракта на поставку комплекта гусеничных машин для системы С-300ВМ коррелирует еще с одной датой: активизация российско-египетского военно-технического сотрудничества началась после визита в Египет министра обороны России Сергея Шойгу в ноябре 2013 года. В феврале 2014-го стало известно, что Москва и Каир подписали оружейные контракты на сумму более 3,5 миллиарда долларов, включая поставки вертолетов, самолетов и средства ПВО, однако детали соглашений не раскрывались. Некоторое время обсуждалась возможность экспорта в Египет изначально предназначенных для Сирии систем на основе С-300П (другая ветвь «трехсотки», ставшая экспортной «звездой» 1990-2000-х годов), однако, в отличие от новости про поставку С-300ВМ, она никаких подтверждений не получила.

В целом очевидно, что российские системы ПВО по вновь заключенным контрактам в Египте уже появились — так, западные наблюдатели фиксировали использование на учениях египетской армии ЗРК «Бук-М2», и если «трехсотки» действительно были проданы Египту, то их публичная демонстрация — лишь вопрос времени. В свою очередь, египетский контракт может стать трамплином для «антеевской» С-300ВМ, традиционно находившейся в тени «алмазовской» С-300П: рост числа стран, обладающих баллистическими ракетами, неизбежно повлечет и увеличение спроса на системы, способные их сбивать. При этом приобретение американских, европейских или израильских систем может оказаться недоступным, прежде всего в силу политических причин для многих потенциальных заказчиков.

Су-35: ход конем в Азии

Российские, да и многие иностранные СМИ тоже солидарно назвали гвоздем отечественной экспозиции в Чжухае истребитель Су-35. Иногда складывалось впечатление, что перед нами выход на сцену солиста, для которого один из крупнейших авиасалонов в Азии — лишь декорации.

По сути, истребитель привезли в Китай на смотрины: Россия уже не первый год вела с Пекином вялые переговоры о поставках Су-35, но после весны 2014 года колесики завертелись гораздо быстрее. В начале лета для делегации китайских военных устроили показ истребителя под Москвой, а теперь машина прилетела уже в Китай.

Что действительно следует отметить, так это обилие комментариев официальных лиц по поводу продвижения сделки. Бизнес вообще любит тишину, а торговля оружием тем более: трудно найти второй такой товарный рынок, на котором многомиллиардные сделки могут держаться буквально на честном слове и срываться в последний момент из-за какой-нибудь ерунды. Отсюда и категорическое нежелание светить договоренности до их официального оформления на бумаге (а нередко — и после).

Дополнительное измерение проблеме создают давние скандалы в истории военно-технического сотрудничества с Китаем. Тот же концерн «Сухой» уже «нарвался» лет десять назад на типичное поведение китайских военных, когда вместо двух сотен машинокомплектов Су-27СК, на которые рассчитывали авиастроители из Комсомольска-на-Амуре, КНР взяла только 95, после чего... поставила на серийный выпуск версию этого самолета как свою собственную. В Су-35 есть масса небезынтересных узлов, которые привлекают внимание китайских инженеров: помимо бортовой радиоэлектроники, это двигатели АЛ-41Ф1С — переходное звено от уже хорошо известных Китаю двигателей АЛ-31Ф к «изделию 117», которым оснащаются истребители пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).

Тем не менее в Чжухае мы увидели просто парад бравурных заявлений о неуклонном продвижении Москвы и Пекина к сделке по Су-35. На первом этапе, в районе 2011-2012 годов, основная борьба велась вокруг числа закупаемых машин. Китай начал торговаться с 10-12 бортов, Россия недвусмысленно требовала не менее 40-50, а российские эксперты всерьез говорили о том, что меньше 70-80, а то и 100 машин поставлять в Китай нет никакого смысла. В итоге, насколько можно судить, российское требование после весны 2014 года сократилось вдвое — до 24 самолетов на первом этапе.

Небезынтересно прозвучало и заявление одного из источников в российской делегации на авиасалоне. Тот решительно заявил, что Китай получит самолет в штатной комплектации, без всякой доработки под нужды заказчика — включая, кстати, и «внесение надписей на китайском языке в информационное поле самолета». Это уже не говоря о внесении изменений в «борт»: тот же источник заявил, что отстрел всех типов авиационных средств поражения после изменений архитектуры бортового радиоэлектронного комплекса потребует не менее 1000 часов летных испытаний, «на что мы пойти не можем».

В сухом остатке от этого комментария можно найти указание на спешку, в которой движется эта сделка. Спрашивается: куда и кому нужно спешить? Российский самолет имеет утвержденный паспорт экспортного облика, и именно в таком виде предлагался китайцам уже давно, равно как давно идут и намеки на то, что китайцы хотели бы для себя особого «тюнинга». Тот же источник добавил, что схема работы будет следующей: сначала сделка по типовой машине, потом — отдельно оплаченный контракт для ОКБ Сухого на изменение технического облика и модификацию истребителей.

Довольно интересно наблюдать и за тем, как Россия с 1990-х годов использует военно-техническое сотрудничество для тонкой настройки баланса на континенте. В конце 1980-х годов Индия получила МиГ-29 (раньше стран Варшавского договора, к слову). В 1992 году в Китае появились первые Су-27СК. В конце 1990-х годов Индия заключает мегасделку на отлично сработанный Су-30МКИ, а Китай параллельно получает менее совершенные Су-30МКК и далее Су-30МК2. Теперь Китаю «грозит» Су-35, а Индии уже предлагается совместный проект по истребителю пятого поколения FGFA на базе Т-50.

Кстати, в этом проекте в последнее время начались непонятные проволочки: не является ли форсированное продвижение китайского контракта на Су-35 еще и способом подстегнуть интерес товарищей из Дели к большему взаимопониманию по программе FGFA? А то ведь и перезагрузка тендера MMRCA на целых 126 истребителей, ранее проигранного российским МиГ-35 французскому Dassault Rafale, хоть и вызовет эпохальный скандал, но отнюдь не является чем-то невероятным.

Расширение охвата

Перспективы российской авиатехники на внешних рынках в ближайшие несколько лет нельзя рассматривать в отрыве от текущей политической картины мира. Список основных возможных «ударных точек» известен. Это Китай, причем не только в связи с возможным контрактом на Су-35, но и с обширной программой совместных разработок, включая проект нового тяжелого вертолета и широкофюзеляжного пассажирского лайнера. Это Индия, где, как уже сказано выше, отнюдь не закрыт вопрос с тендером MMRCA, не считая уже имеющейся повестки дня. Это ряд стран Юго-Восточной Азии, проявляющих интерес к замене авиатехники 80-90-х годов. Это традиционный Ближний и Средний Восток, где в связи с охлаждением отношений между Россией и Западом может стать вопрос о возобновлении поставок боевых самолетов в Сирию и Иран, не считая прочих клиентов. Главным прорывом, однако, может стать Латинская Америка, где в ближайшие десять лет так или иначе будет решаться вопрос о модернизации ВВС региональных гигантов — Бразилии и Аргентины.

Бразилия частично решила проблему обновления ВВС заказом шведских истребителей Gripen-NG: поставка 36 новых самолетов по контракту ценой в 5,4 миллиарда долларов должна состояться в период 2019-2024 годов. Saab и правительство Бразилии также заключили соглашение о сотрудничестве на ближайшие 10 лет, включая передачу технологий для бразильской промышленности — самолеты будут строиться из машинокомплектов совместным предприятием на территории заказчика.

Вместе с тем очевидно, что в бразильских условиях «Грипен» является промежуточным решением. Радиус действия нового поколения шведской машины заявлен в 1500 километров с применением подвесных топливных баков (ПТБ), что явно недостаточно для бразильских условий, требующих в том числе контроля над значительной акваторией Атлантики. Выбор в этой ситуации шведского истребителя в качестве победителя многолетнего тендера F-X2 ставит скорее запятую, чем точку в вопросе перевооружения ВВС Бразилии. Участие в этом тендере российского Су-35, с одной стороны, было неудачным, с другой, эта неудача имела скорее лоббистский характер, чем какой-либо еще. По информации из источников, владеющих темой, несмотря на выход Су-35 из тендера, между Бразилией и Россией велись переговоры о заключении прямого контракта на поставку этой машины без проведения конкурса.

Заключение контракта со Швецией скорее увеличивает шансы российской машины на такой исход: все остальные конкуренты, участвовавшие в том же тендере F-X2, не настолько отличаются от «Грипена» по характеристикам, чтобы имело смысл закупать их параллельно. На этом фоне Су-35, чей радиус действия без подвесных топливных баков превосходит на 20-50 процентов значения конкурентов с использованием оных, при этом имеющий не худшую номенклатуру вооружения и возможности электроники в сочетании с лучшей маневренностью, выглядит весьма реалистичным вариантом тяжелого истребителя в пару к легкому «Грипену». Учитывая, что «лед» в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Бразилией уже «сломан» — бразильцы закупают российские боевые вертолеты и системы ПВО «Панцирь-С1», — перспектива подобного контракта не выглядит фантастической.

Схожим образом обстоит дело с Аргентиной, также заинтересовавшейся возможностью закупок «Грипена», с той разницей, что Буэнос-Айрес рискует не получить шведскую машину в принципе: Великобритания, для которой рост военного потенциала Аргентины означает в перспективе вероятность повторения Фолклендского конфликта, уже заявила о своем намерении блокировать эту сделку. Учитывая долю британских комплектующих в шведской машине, это заявление вполне может оказаться реальным. В этих условиях закупка российских истребителей, будь то Су-35 или менее продвинутые (и более дешевые) варианты истребителей КБ Сухого или Микояна, вполне может стать выходом для Аргентины. В том числе необходимо учитывать, что текущий курс доллара вновь дает российским машинам, в наиболее продвинутых вариантах уже было обогнавшим по цене американских конкурентов и приблизившихся к европейцам, определенное ценовое преимущество.

Это отнюдь не единственные возможные точки, откуда можно в ближайшие 1-3 года ждать новостей относительно поставок российского оружия. Однако прорыв на рынок региональных лидеров Латинской Америки с долгосрочными «тяжелыми» контрактами может означать для России нечто большее, нежели просто успех на оружейном рынке: отношения в этой сфере серьезно зависят от политического климата с одной стороны, а с другой — весьма инерционны и редко подвергаются серьезной ревизии.

подписатьсяОбсудить
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Оно ему надо
В День контрацепции — о том, что и от чего может защитить мужчина
«Можно работать без таджиков — если ты не жадный»
Минаев: писатель и ресторатор, научивший молодых пить вино
Бег живи
Как правильно экипироваться тем, кто увлекся модой на марафоны
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США