Зарплаты в России уходят в тень. Если в 2013 году доля серых зарплат на рынке составляла 35 процентов, то в 2014-м взлетела до 59 процентов, говорится в исследовании портала Rabota.ru. То есть практически каждый второй работодатель скрывает часть зарплаты своих сотрудников от налогов.
В вопросах трудового законодательства, как показывают данные опроса, работодатели действуют по-разному. Так, 60 процентов компаний официально оформляют всех своих сотрудников. 22 процента — большинство, 13 процентов — меньшинство. Полностью «черных» работодателей на рынке всего 5 процентов.
Доля белых зарплат в России сократилась более чем в полтора раза — 29 процентов в 2014 году против 47 процентов в 2013-м. Остальные используют разные схемы оплаты труда. Самая распространенная, согласно исследованию, как раз серая (29 процентов опрошенных). Еще 24 процента работодателей сочетают серую с белой, 9 процентов — серую с черной, и в 8 процентах случаев работников (и зарплату) делят на «белых» и «черных». Некоторые работодатели проявляют еще большую «изобретательность» и, выплачивая, например, бело-серую зарплату, вычитают 13 процентов НДФЛ из обеих ее частей. Понятно, чей бюджет пополняют эти серые 13 процентов.
В результате в 2014 году 22,5 миллиона россиян, по данным правительства, оказались нигде не зарегистрированными — «призраками». В некоторых регионах в эту категорию попали больше половины трудоспособного населения. После введения в действие с 1 января 2015 года новой пенсионной формулы эти люди рискуют лишиться в будущем права на пенсию. Счетная палата РФ определила, что с 2010-го пенсионная система недосчиталась 140 миллиардов рублей отчислений работодателей. Серые и черные зарплаты позволяют экономить именно на них. Всего же в России в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрированы 88,5 миллиона человек. Это мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.
Если не брать в расчет часть рынка труда, которая всегда остается в тени, нынешняя тенденция к уходу работодателей на серую сторону принимает угрожающие масштабы. Понятно, что многие из них делают это не от хорошей жизни. Стагнация в экономике вместе с высокой инфляцией напрямую отражается на потреблении, что снижает доходы бизнеса. Особенно тяжело приходится тем, кто занимается не перепродажей, а производством, где многое зависит от цен на сырье и услуги. Обелению зарплаты не способствует и стремление правительства пополнить бюджет за счет дополнительных сборов с малого и среднего бизнеса. Многие оказываются в незарегистрированном малом бизнесе из-за слишком высоких издержек, связанных с социальными платежами и налогами, поясняет проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. «Если их понизить, это может послужить стимулом для тех, кто занят регулярным бизнесом», — предположил эксперт.
От чего же именно прячет зарплаты своих сотрудников работодатель? Налог с зарплаты один — НДФЛ. Он платится из кармана работника, поэтому работодателю не важно, как меняется законодательство в этой части. Но с начисленной зарплаты необходимо рассчитывать и уплачивать страховые взносы за работников. А это уже расходы предприятия, что и беспокоит работодателя.
В последнее время радикально изменились тенденции в расчете страховых взносов в Пенсионный фонд, которые каждый работодатель ежемесячно уплачивает с зарплаты своих работников. В период с 2001 по 2009 год это был ЕСН (единый социальный налог), ставка которого плавно снижалась с увеличением облагаемых доходов работников. «Благодаря тому, что ставку можно было снизить с 35,6 процента до 2 процентов при заработке в течение года свыше 600 000 рублей, действительно было выгодно выводить серые зарплаты из тени», — рассказал «Ленте.ру» партнер юридической компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. При этом бюджет ПФР, по его словам, пополнялся очень скудно. И с 2010 года этот налог заменили на страховые взносы, которые уже надо было платить по твердой ставке 30 процентов. Но еще оставалась возможность прекратить начисление и уплату взносов с момента, когда заработок работника достигнет предельной величины для начисления страховых взносов — 415 тысяч рублей.
А с 2013 года было решено облагать взносами в ПФР зарплаты и после достижения этой предельной величины — еще 10 процентов с сумм, превышающих 568 тысяч рублей (в 2014-м — свыше 624 тысяч рублей). «Как ни странно, название "предельная величина для начисления взносов" при этом сохранилось, хотя абсолютно утратило смысл», — говорит Роман Терехин. В 2018 году наступает конец льготного периода для многих организаций, которые сегодня могут применять пониженные тарифы взносов в ПФР (8-15 процентов вместо 26 процентов), поэтому, отмечает эксперт, для выхода из тени остается все меньше стимулов.
Очевидно, что работодателям приходится платить все больше и больше страховых взносов: на каждые 10 тысяч рублей прибавки работнику надо отдавать еще 3 тысячи в страховые фонды. Конечно, хочется сэкономить. «Переход на серые зарплаты означает стремление бизнеса сэкономить в условиях приближающейся рецессии на фоне стремительного падения курса рубля», — считает директор по развитию инвесткомпании QB Finance Маргарита Горшенева. По ее мнению, данная тенденция долгосрочная, на год или полтора.
Соцопросы показывают, что 82 процента респондентов связывают размер пенсии с величиной зарплаты, рассказала начальник департамента общественных связей Пенсионного фонда России Марита Нагога. Значит, большинство теоретически осознают минусы серой зарплаты.
И все же рядовому гражданину очень сложно отказаться от полулегального заработка. Особенно если альтернатива — отсутствие работы вообще. И во многих регионах ситуация именно такая — «белых» работодателей не так много, и, по понятным причинам, текучки кадров там нет. Все прочее носит серый, а то и вовсе черный оттенок. Если раньше можно было отказать «серому» или «черному» работодателю, то сейчас соискателям выбирать зачастую не приходится. «Если проанализировать рынок труда и посетить несколько собеседований, то увидите, что зарплаты в 30-35 тысяч рублей на вспомогательных должностях в небольших фирмах в Москве — в основном серые. В крупных организациях, если вы претендуете на позицию специалиста или руководителя, вам предложат, скорее всего, белую зарплату с системой премирования, составляющую большую часть вашей зарплаты», — говорит Маргарита Горшенева.
Есть и другая причина. Кому не хочется получать побольше за свой труд? А ведь часто размер белых зарплат заметно отстает от серых — это очевидно при сравнении одинаковых позиций в бюджетных и коммерческих организациях. «Многие работники и сами не прочь получать побольше на руки и сразу, а не ждать до пенсии», — отмечает Роман Терехин. Но, когда встанет вопрос о будущей пенсии, у таких работников могут возникнуть проблемы. Как рассказала «Ленте.ру» начальник департамента общественных связей Пенсионного фонда Марита Нагога, пенсионные права формируются от начисленных по страховой пенсии и по уплаченным взносам по накопительной.
Определенная часть работодателей белую зарплату платит в размере МРОТ (5 554 рубля) или чуть выше. МРОТ позволяет сформировать минимальные пенсионные права. А чтобы получить право на страховую пенсию, необходим длительный трудовой стаж (более 30 лет). Если же зарплата черная, то пенсионные права не формируются вообще, и стаж не учитывается. В результате право на пенсию не получить.
Но есть и те, кто на будущую пенсию смотрит весьма скептически из-за недоверия к самой системе. И для этого имеются основания. «Доводы о том, что из серых зарплат не удастся сформировать приличную пенсию, выглядят весьма неубедительно на фоне уровня жизни сегодняшних пенсионеров, победивших в страшной войне, отстроивших огромную страну и честно отработавших по 40-50 лет», — подчеркивает Роман Терехин. Сомнений добавляет и факт, что дефицит бюджета Пенсионного фонда год от года только увеличивается. «В этом году на его покрытие федеральный бюджет направил почти 2 триллиона рублей — это уже из налогов, которые платим мы все», — продолжает эксперт.
В ситуации, когда государству не хватает денег, ужесточение контроля и ответственности за уход в тень — вариант развития событий весьма вероятный. Работник же может оставаться принципиальным и добиваться исключительно честной зарплаты. Но эксперты уверены, что одним ужесточением картину не изменить. «Никакие меры, связанные с давлением и наказанием теневых работодателей, не смогут исправить ситуацию, это в нашей стране уже проходили», — объясняет генеральный директор консалтинговой компании «Драйвер Перемен» Ариадна Денисова.
Все, что надо сделать, давно известно: изменить экономическую политику, ослабить налоговое бремя, а также привести в соответствие размер пенсионных взносов с уровнем жизни и уровнем управления пенсионными деньгами. Ведь от этого напрямую зависит доверие налогоплательщика к системе. Пока же, например, на днях глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова сообщила, что повышение фиксированной части страховых взносов для малого бизнеса не принесло плюсов бюджету Пенсионного фонда. И круг получается замкнутый. Работодатели чаще платят серые зарплаты, государство повышает страховые взносы, и количество предпринимателей, которые предпочитают платить своим работникам «в конвертах», увеличивается. И так по нарастающей.