Президент России Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба подписали Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве двух государств, предусматривающий, в числе прочего, взаимное открытие границ и создание общей группировки войск. Теперь в случае агрессии против одной из сторон вторая примет участие в защите общих рубежей. При этом, как считают специалисты, опрошенные «Лентой.ру», документ вовсе не подразумевает фактического изменения границ Российской Федерации: речь идет лишь о расширении стратегического потенциала. В рамках достигнутых договоренностей в следующем году Абхазия получит от России пять миллиардов рублей на развитие в экономической, социальной, гуманитарной сферах, а также на оборону и безопасность.
Собственно форма взаимной интеграции России с Абхазией была оговорена еще в конце августа, когда после победы на выборах в Москву прибыл новый президент республики Рауль Хаджимба. С Владимиром Путиным он встречался поздним вечером в Ново-Огарево. Встреча двух лидеров носила протокольный характер, и по этой причине подробности журналисты узнали только от пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова. По его словам, Путин и Хаджимба сошлись на необходимости заключения до конца года нового Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Россией и Абхазией.
«Проект документа предусмотрит формирование общего пространства обороны и безопасности», — разъяснял тогда журналистам Дмитрий Песков, намекая, похоже, на сенсацию. Впрочем, чтобы избежать ненужных аллюзий, Рауль Хаджимба еще до своей поездки в Москву четко давал понять — Абхазия не вступает в состав РФ.
«Зачем давать Западу еще один повод для критики? России и так досталось за признание Абхазии и Южной Осетии», — объясняет его позицию Тарас Шамба— абхазский и российский общественно-политический деятель, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа. В разговоре с «Лентой.ру» он дает понять, что еще два года назад говорил о необходимости создания и подписания базового союзного договора между двумя странами. По его мнению, «когда имеются десятки локальных актов, надо все-таки принимать базовый документ, чтобы расставить все точки над i». «При этом Россия подчеркивает, что уважает суверенитет Абхазии. Никакой угрозы независимости республики нет», — отмечает сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа.
Второй визит абхазского президента в Россию состоялся 24 ноября. На этот раз ему не пришлось долго добираться до столицы России. Владимир Путин встречал его в своей сочинской резиденции «Бочаров Ручей». К этому времени все пункты в договоре были уже согласованы. Стоит упомянуть, что текст соглашения готовился именно российской стороной.
Как и ожидалось, согласно новому договору создается Объединенная группировка войск и координационный центр органов внутренних дел двух стран. Естественно, в договоре есть пункт о взаимной поддержке в случае агрессии со стороны третьих стран — инициатива, которая так не нравилась соседней Грузии, преобразовалась в четкие формулировки межгосударственного документа. «Если одна из сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению), «то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой договаривающейся стороны». В этом случае стороны предоставляют друг другу военную помощь», — гласит договор.
«Поставлены новые задачи и долгосрочные ориентиры. Они подкреплены серьезным финансированием, — заявил по итогам встречи с Хаджимбой Путин. — В 2015 году на реализацию договора предусмотрено выделение Абхазии 5 миллиардов рублей. Планируется рассмотреть проект инвестиционной программы на очередной трехлетний срок: 2015-2017 годы. Предполагаемый объем ее финансирования — более 4 миллиардов рублей ежегодно». Это значит, например, что в следующем году, по сравнению с текущим, финансирование Абхазии увеличится практически в два раза — до 9,3 миллиарда рублей.
Куда пойдут эти деньги? За три года на российские средства будет проведена модернизация абхазской армии, организована подготовка Вооруженных сил Абхазии и их оснащение современными видами вооружения. Также планируется техническое переоборудование абхазско-грузинской границы. А российско-абхазская граница максимально откроется. Россия также поможет с финансированием повышения зарплат бюджетникам в Абхазии до достижения «сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации».
В течение тех же трех лет Абхазия должна гармонизировать свое таможенное законодательство с актами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Процедура получения российского гражданства для абхазцев упростится. Кроме того, Россия возьмет на себя обязанность способствовать признанию Республики Абхазия и вступлению ее в международные организации. Договор заключается сроком на десять лет с возможностью его продления на последующие пятилетние периоды.
По мнению ряда аналитиков, опрошенных «Лентой.ру», перенос границы ЕАЭС на южные рубежи независимых республик состоялся — правда, без резких шагов, способных привлечь внимание международного сообщества. Как уже писала «Лента.ру», российское продвижение на юг имеет две цели. Первая — не допустить создания в Грузии военной инфраструктуры НАТО и полноценного вхождения республики в экономические структуры ЕС. Вторая — обеспечить надежный и прямой транспортный выход в Армению, которая недавно присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Кроме того, контроль РФ за транспортными коммуникациями обеспечит полноценное функционирование российской военной базы в Армении. Это подтверждает и заявление Путина по итогам переговоров с Хаджимбой о возможности реализации проекта транзитного железнодорожного сообщения между Москвой, Сухуми, Тбилиси и Ереваном.
«На Кавказе, похоже, назревают очень драматичные события, — считает один из ведущих российских журналистов и экспертов по проблемам этнокультурной и религиозной политики Максим Шевченко. — В Грузии в ближайший год может возникнуть серьезная политическая нестабильность, связанная с созданием сильной оппозиционной партии во главе с бывшим министром обороны Грузии Ираклием Аласания и бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В такой ситуации укрепление безопасности Абхазии — нашего союзника — стратегическая задача России. И Путин решает ее правильно».