Новости партнеров

Советско-европейский курорт

Выделенные полосы для инвалидов и QR-коды для туристов

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Хотя и не сезон, на анапской набережной многолюдно. Прогуливаются пенсионеры, отдыхающие пансионатов, группы детсадовцев и младших школьников. Обращаешь внимание на детей-инвалидов с родителями. Город-курорт Анапа по уровню комфорта для маломобильных граждан даст большую фору отечественным мегаполисам.

Почти все магазины — и в районе набережной, и в самом городе — оборудованы кнопками для вызова персонала. Желтую табличку с изображением инвалидной коляски сложно не заметить. На тротуарах — направляющие для людей с ослабленным зрением. На некоторых улицах — выделенные полосы не только для велосипедов, но и для инвалидных колясок. Такое и в Европе встретишь нечасто.

На угловых домах установлены таблички с QR-кодами, позволяющими узнать, где ты находишься, как добраться до ближайшей достопримечательности или вызвать такси. Запомнить просто: желтые таблички — навигация, розовые — интересные факты и достопримечательности, белые — справочник организаций, синие — транспорт. К слову, такси приезжает почти мгновенно, и именно у таксиста стоит спросить, где здесь можно вкусно поесть. Общепит был вечным бичом советских курортов — им и остался. Пафосные раззолоченые заведения отличаются московскими ценами и невкусной едой. Кафешки же с домашней кухней и смешными ценами знают лишь местные, тут никакие интернет-путеводители не помогут.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона конца XIX столетия сообщает: «Анапа, город Темрюкского отдела Кубанской области, на берегу Черного моря, 760 жителей, главные статьи торговли: хлеб, особенно пшеница, скупаемая иностранными конторами для вывоза за границу, и рыба, которая ловится местными жителями и сбывается в Керчь. …После окончательного покорения Кавказа, в 1864-м, Анапа потеряла стратегическое значение, и прежний крепостной вал превращен в место прогулки. В последние годы в А. летом приезжают жители Кубанской области для морских купаний». А вот из Большой Советской энциклопедии 1970-х годов: «Анапа, город в Краснодарском крае РСФСР, климатический и грязевой, преимущественно детский, курорт. …В 1866 А. становится курортом».

В 1990-е годы курорт пережил серьезный кризис — привычный поток отдыхающих резко сократился. Приходилось как-то выкручиваться. Памятником «лихим», как ни странно, стали аттракционы в городском парке имени 30-летия Победы в центре Анапы. В советское время тут был детский парк «Сказка» с искусственными водоемами, дорожками между ними и мозаичными скульптурами обитателей морских глубин. В девяностых годах бесхозный парк пришел в запустение, мозаика с морских гадов осыпалась, и «Сказку» снесли. Часть водоемов забетонировали и плотными рядами поставили платные аттракционы. Если пробраться внутрь, то еще можно увидеть чудом уцелевшего мозаичного осьминога.

Направляемся по набережной к маяку, «к скалам», как говорят туристы, или «на Высокий берег», как выражаются местные. На Высоком берегу расселись мозаичные совы. Перед ними — стрелки и цифры: 100, 400, 700, 900. Это остатки одной из «троп здоровья», тянувшихся вдоль моря. Цифры обозначают расстояние в метрах между совами — местами, где можно было передохнуть и посмотреть на окружающие красоты. То, что к мозаичным зверюшкам приложил руку тогда еще малоизвестный архитектор и скульптор Зураб Церетели, не знают даже местные.

Возвращение курортного Крыма в состав России на сезон в Анапе особого влияния не оказало. Местные жители вообще к отдыху на полуострове относятся с некоторым пренебрежением — здесь и так неплохо, да и более благоустроено. А там — дороже. Летом из Анапы в Феодосию и Ялту (и некоторое время — в Керчь) ходили катамараны. Многие туристы использовали Анапу как перевалочный пункт. Сейчас в Крым можно добраться лишь через паромную переправу Кавказ — Керчь, но из-за сезонных ветров (которые временами достигают 30 метров в секунду в Новороссийске и 24 — в Анапе) местное управление МЧС то и дело закрывает движение. Пролив небольшой, но с погодой шутить опасно. Чтобы гарантированно попасть в Ялту, нужно ехать на автобусе до Краснодара (три часа), а оттуда лететь самолетом «Аэрофлота» в Симферополь. Ну а дальше — хоть на троллейбусе, хоть на маршрутке, хоть на такси. Не самый удобный вариант, конечно. В плане логистики Анапа удобнее городов Южного берега Крыма: собственный аэропорт, построенный еще в советскую эпоху, расположен в получасе езды от центра города. Если обратить взор в другую сторону — к олимпийскому Сочи — то ситуация ничуть не лучше. Пара автобусов в день и десять часов пути. Ну или, опять-таки, через Краснодар — полчаса самолетом «Донавиа». А ведь это все тот же Краснодарский край. Изоляция города-курорта? Нет, пожалуй, просто слабость логистики и нехватка межрегиональных и внутрирегиональных транспортных связей.

Ощущают ли местные жители санкции и кризис, о которых беспрестанно твердят столичные СМИ? В некоторой степени да. Гречки, к примеру, в магазинах практически нет. Раскупили. На вопрос, как в городе с солью, спичками и макаронами, реагируют напряженно. Все, мол, в порядке. Пока. И смотрят с некоторым подозрением на столичного гостя — мало ли что он знает? Кризиса в туристическом секторе нет и не ожидают. В частном секторе в межсезонье идет строительство и ремонтные работы — анапчане готовятся к лету-2015. Сдача жилья внаем — основной, наиболее прибыльный и вполне легальный бизнес. На фасадах домиков прикручены однотипные синие таблички с номером лицензии. Так что, в случае чего, претензии можно предъявить вполне официально. Но претензий, как правило, не бывает, ведь сдача жилья отпускникам здесь — практически семейная традиция, которой не одной десятилетие.

Анапа заняла в структуре российского черноморского туризма уникальную нишу. Если Сочи — курорт в первую очередь спортивный и «элитный», Южный берег Крыма — для патриотично настроенных бюджетников, ностальгирующих граждан и любителей массандровских вин, то Анапа — город-курорт, ориентированный на семейный отдых летом, а в межсезонье — на пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Курорт, по уровню комфорта вполне приближающийся к мировым стандартам.

Анапа — Москва