Кино недели: дураки и хоббиты против всех

Пятничный спойлер от Геннадия Устияна

Постер к фильму «Хоббит: Битва пяти воинств»

Если вы равнодушны к трилогии-приквелу «Властелина колец» и вас не интересуют гномы, хоббиты и эльфы, смотреть на этой неделе особо нечего, потому что прокатчики остальных фильмов благоразумно ушли в тень, понимая, что сейчас не до них. Правда, есть такая штука, как «антипрограмминг» — так что в кинотеатрах все-таки есть жизнеутверждающая несмешная комедия с Саймоном Пеггом, нестрашный хоррор про очередной смертельный вирус и отечественный «Дурак».

«Хоббит: Битва пяти воинств»

Про «Хоббита» стоит знать одну подробность, после которой с ним более или менее все становится понятно. Закончивший 11 лет назад «Властелина колец» Питер Джексон не хотел снимать трехчастный приквел сам, рассчитывая ограничиться ролью продюсера. Но выбранный для почетной миссии экранизации «Хоббита» Гильермо Дель Торо слетел в последний момент, так что Джексону пришлось отдуваться и возвращаться к давно оставленным в прошлом героям. И к выходу третьей части можно смело сказать: усталость Джексона от материала видно. Это как если бы кинокритику пришлось прервать рецензию на 11 лет и потом снова к ней вернуться. За 11 лет меняется многое, в том числе и азарт к определенному материалу.

Конечно, Джексон суперпрофессионал. Леголас (омоложенный Орландо Блум выглядит не актером, а спецэффектом) изящно скачет по кускам разваливающейся башни, а Торин Дубощит (Ричард Армитедж) красиво толкает под лед главного орка, не хуже Александра Невского. Но середина фильма после убийства Бардом Смауга провисает, Торин упивается своей алчностью так долго, что когда он в очередной раз начинает перебирать монеты, хочется ему сказать: «Мы уже поняли, ты очень любишь деньги, дальше что?». В общем, еще когда вышел первый «Хоббит», умные люди жаловались, что не нужно разгонять короткую книгу Толкина на несколько фильмов. Когда выйдет DVD-версия, есть надежда, что Джексон сделает не расширенную, а наоборот, короткую версию своей эпопеи. Вот ее и стоило бы посмотреть.

«Путешествие Гектора в поисках счастья»

Если Бильбо Бэггинс отправился в дальний путь с благородной миссией, то метания героя Саймона Пегга в этой комедии оправдать сложнее. Наверное, все дело в кастинге — девушку главного персонажа играет Розамунд Пайк из бондианы и «Исчезнувшей» Дэвида Финчера, и когда смотришь на нее и Пегга вместе, задаешься уместным вопросом: «Неужели лучше не нашла?». Но почему-то не она, а Пегг начинает скучать и мечтать о кругосветке без своей девушки, поэтому едет в экзотические места, где ведет себя как полный идиот, вдруг впервые увидевший аборигена. К тому самому моменту ближе к финалу, когда он наконец приходит к нехитрой мысли, что счастье ждало его дома, хочется спросить снявшего это кино известного режиссера Питера Челсома, не слиплось ли у него что-нибудь во время съемок этой банальной сладости.

«Репортаж: Апокалипсис»

Испанский хоррормейкер Жауме Балагуэро снял уже третий фильм (первый и второй «Репортажи» выходили в 2007-м и 2009-м) о тележурналистке Анхеле (Мануэла Веласко), которая выжила в предыдущей части и теперь отходит под присмотром врачей на специальном танкере, куда свозят всех зараженных неизвестным науке вирусом. В таких фильмах главное — девушки порезвее и монстры пострашнее, поэтому интересных сценарных ходов никто и не ждет. Есть вирус, есть инфицированные, есть здоровые. И все на одном судне. Иногда такое идет прекрасно, но имеет смысл смотреть все три части подряд и дома.

«Дурак»

Режиссер Юрий Быков снимает простые и суровые драмы про жесткую русскую жизнь, которые любят за границей — например, его предыдущий фильм «Майор» получил главный приз Шанхайского кинофестиваля. В «Дураке» речь идет о типичном нашем герое, который хочет как лучше, но заслуживает от окружающих лишь прозвище из названия. Главный герой сантехник (Артем Быстров) обнаруживает трещину в общежитии, в котором живет 800 человек. В своей попытке спасти людей он одинок — ответственным работникам не до людей, когда они гуляют на юбилее мэра по кликухе Мама. Попытка Быкова снимать социально значимое кино похвальна, осталось только пожелать, чтобы оно не было таким прямолинейным, потому что жизнь сложнее, чем угрюмое за ней наблюдение.

Культура00:0716 августа
Слева направо: Анатолий Абрамович, Леонид Никольский, Андрей Зализняк. 1951 год

«Мой патриотизм другим патриотам не понравился бы»

Каким запомнили академика, объяснившего русский язык от бересты до мата